Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе


Учебно – воспитательное объединение «Школа - детский сад «Солнышко» с. Прудовое Кольчугинского сельского совета в
Республике Крым
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МО учителей Директор УВО
начальных классов Ромашкина Т.Ю.
Протокол № 1 _____________
от «___» 2014 г. Приказ №
Руководитель МО от «___» 2014г.
Кулак Н.А.
ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол №____
от «____» _______20___года
ПОЛОЖЕНИЕ
О соблюдении единого орфографического режима в УВО
«Школа - детский сад «Солнышко»
Составитель руководитель МО
учителей начальных классов
Кулак Наталья Александровна
с. Прудовое
2014г.
Положение о едином орфографическом режиме
в начальной школе
Содержание
1. Общие положения.
2. Работа учителя по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.
3. Требования к речи обучающихся.
4. Письменные работы и тетради обучающихся.
5.Порядок ведения и оформления тетрадей.
6.Формы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
6.1. Русский язык.
6.2. Математика.
6.3. Литературное чтение.
7. Критерии оценивания в начальной школе.
7.1.Русский язык. Списывание.
7.2. Русский язык. Диктант.
7.3. Русский язык. Словарный диктант.
7.4.Математика. Контрольная работа.
7.5. Математика. Комбинированная контрольная работа.
7.6. Литературное чтение.
Общие положения
В связи с тем, что так называемый «Единый орфографический режим» (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.80 г. № 364-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» утратил свою силу на основании Приказа Министерства просвещения РСФСР от 18 декабря 1987 г. № 224 «О признании нормативных документов Министерства просвещения РСФСР утратившими силу» (Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР № 8 1988 г.), в настоящее время не существует единых нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся. Предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в данном направлении и те позиции, которые рекомендуется указать в общей схеме оформления работ.При составлении настоящих рекомендаций было учтено:а) отсутствие на сегодняшний день единой нормативной базы по данному вопросу;б) рекомендации методистов;в) исследования, рекомендации и требования нейрофизиологов и психологов;г) положительный опыт практической реализации позиций «Единого орфографического режима»;д) положительный опыт, накопленный российской методической школойза последние десятилетия.По данному пункту были учтены положительные позиции по истории вопроса, в том числе нормативного оформления его по следующим документам:
1) приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 « О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку» (утратило силу на основании письма Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»);
2) письмо Министерства просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М «О порядке проверки ученических работ в первых-третьих классах общеобразовательных школ» (утратило силу на основании письма Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»);
3) письмо Министерства просвещения РСФСР от 19.07.77 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ» (утратило силу на основании письма Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г № 364-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»);
4) письмо Министерства просвещения РСФСР от 27.03.1979 г. № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов» (утратило силу на основании письма Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»);
5) письмо Министерства просвещения РСФСР от 14.02.1983 г. № 43-М «Об усилении внутришкольного контроля по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей».
Система требований к оформлению письменных работ обучающихся должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе обучающегося и учителя.Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:а) отсутствие системы требований в отдельно взятом образовательном учреждении;6)отсутствие системы единых требований на уровне округа, города, федерации;в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;г) практическая реализация «Единых требований...»1980г.,официальноутративших силу.
2. Работа учителя по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
Учителю необходимо:
2.1.Тщательно продумывать ход изложения материала на уроке, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся); писать разборчивым почерком.
2.2. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий.
2.3. Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении новых терминов - слова четко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.
2.4. Большое внимание уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
2.5. Учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, таблицами.
2.6. Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, как на уроке, так и вне урока.
2.7. Тщательно проверять грамотность стенных школьных газет, объявлений, стендов.
2.8. Предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.
2.9. Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них.
2.10. Исправлять допущенные ошибки.
2.11. Контролировать наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
3. Требования к речи обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
излагать материал логично и последовательно;
отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации.
Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.
4. Письменные работы и тетради обучающихся
4.1. Виды письменных работ:
4.1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы,  к которым относятся:
- упражнения по русскому языку,
- примеры и задачи,
- планы статей учебников,
- сочинения,
- изложения,
- письменные ответы на вопросы и т.д.
4.1.2. По математике, русскому языку и другим предметам проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебной четверти,
- в конце полугодия.
В целях предупреждения перегрузки обучающихся время проведения текущих и итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым заместителем директора по учебно – воспитательной работе по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную текущую или итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.
Запрещается проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля.
4.2. Количество контрольных работ по предметам:
Устанавливается следующее максимальное количество контрольных работ, которое может быть выполнено учащимися в год в зависимости от класса:
Классы
Предмет 1-й 2-й 3-й 4-й
Русский язык
Диктант 6 12 11 11
Изложение 1 2
Сочинение Математика 6 12 12 14
Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одними учащимися.
Проверочные и итоговые контрольные работы по русскому языку и математике выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ, поэтому словосочетание «контрольная работа» не пишется, а в тетрадях по русскому языку записывается только вид работы: диктант, изложение, сочинение.
4.3. Количество и назначение ученических тетрадей
4.3.1. Для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ обучающиеся должны иметь следующее количество тетрадей:
Математика и русский язык.
Тетради  для текущих работ
Тетради   для контрольных работ.
В 3-4кл. контрольные  изложения и сочинения пишутся в  тетрадях  для контрольных работ.
  В период обучения грамоте первоклассники выполняют обучающие работы в тетрадях на печатной основе («Рабочие тетради»), но по усмотрению учителя часть упражнений или вся работа может выполняться в обычных тетрадях.  При оценке письменных текущих, проверочных и итоговых контрольных работ обучающихся, учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». При проверке письменных работ «...никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
   Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.) В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.
Учебный предмет Количество тетрадей Период обучения Комментарий
   текущих контрольных      
Русский язык Прописи Нет Период обучения грамоте Помимо прописей, допускается наличие  1 – 2 тетрадей
2 1 1–4   
Литературное чтение Нет Нет 1–4   Допускается наличие        тетрадей
Математика Прописи либо рабочие тетради Нет Период обучения грамоте Помимо прописей, допускается наличие  1 – 2 тетрадей
2 1 1–4   
Окружающий мир Нет Нет 1–4 Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК
ОРКСЭ Нет Нет 1–4   Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК
Иностранный язык В соответствии c программными требованиями Нет 2–4 Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК  
ИЗО Альбом Нет 1–4   
Технология Нет Нет 1–4   
Музыка В соответствии c программными требованиями 1–4   
Физ. культура Нет Нет 1–4   
Информатика В соответствии c программными требованиями 3-4 Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК    
  
В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют  простой карандаш или ручку с зелёной пастой. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
При проверке письменных работ по русскому языку и математике, учитель отмечает и исправляет все допущенные обучающимися ошибки, руководствуясь системой требований непрерывности образовательного процесса между начальной школой и пятым классом: при проверке работ в текущих тетрадях, проверочных и итоговых контрольных работ обучающихся 1-4-х классов учитель зачеркивает орфографическую ошибку (цифру, математический знак) и надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий. При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. Исправлять ошибки необходимо следующим образом: неверно вписанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверно написанные в скобки.
5. Порядок ведения и оформления тетрадей
       Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
      Пользоваться  ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания и начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.
В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных  работ по базовым предметам.
5.1. Общие положения.
При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов. Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.
   Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.
   Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.
   Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:
а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;
б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;
в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.
Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.
На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то есть по 7–9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся 5-х классов таких детой 20–25%, то есть все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Тем более, как показывают исследования специалистов (директор Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, нейропсихофизиологи В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман), мальчикам «неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Именно поэтому мужчины, например, испытывают большие трудности при работе на конвейере». «Графологи давно научились отличать почерк мужчины от почерка женщины. Женский почерк обычно более "правильный”, красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. Почерк мужчины чаще более «неправильный», неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты». Поэтому необходимо это учитывать учителю и не нарушать при этом гармонию физиологических механизмов психики и их поведенческих механизмов.
А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.
5.2. Оформление надписей на обложке тетрадей.
Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях. Тетради учащихся для 3– 4-х классов подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации.
Учащимся рекомендуется подписывать тетрадь по следующему образцу:
Тетрадь                                             
для работ по русскому языку                                  
ученика (цы) 2 класса                       
УВО « Солнышко»
с. Прудовое                             
Петровой Елены.                                   
Предлог «по» пишется  на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
5.3. Оформление письменных работ по русскому языку.
 После классной и домашней работы следует отступать две строчки
( пишем на третьей).
     При оформлении красной строки  делается отступ вправо не менее 1 см (один палец). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
   Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см. Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
   Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.
   В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем. По окончании этого периода дата записывается учениками (1 декабря).С 3-4 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.
  Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.
           Например:  Классная работа.
                               Домашняя работа.
                               Работа над ошибками.
  
    Слово упражнение  пишется полностью с 3 класса. В 1-2 классах допускается краткая форма записи (по центру строки): Упр. 234.
    Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются.
             Образец: Упражнение 234 .(3-4кл)
     В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.
Например:
    ветер
восток
песок
        При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
    Например:
        Ветер, восток, песок.
   При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
гласный-гл.,
 глухой-глух., звонкий-зв., согласный-согл., твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
прошедшее время-прош.вр.
настоящее время-наст.вр.
будущее время - буд.вр.
единственное число-ед.ч.
множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой
(Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)
    Следует определить, что обозначения над словами выполнять простым карандашом или ручкой с пастой зелёного цвета. Все подчеркивания делаются только по линейке.
      Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
     В математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся.
                          Например:  мм,  м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
         Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса.
        У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:
      1 - 2 класс – 2 строки, ежедневно
       3 - 4 класс - 3 строки, 2-3 раза в неделю
   Упражнения по чистописанию в начальной школе выполняются либо в отдельной тетради, либо в рабочей. Учитель красным цветом показывает образец написания элементов букв, целых букв, слогов и т. д. Целесообразно в 3-4-х классах строить эту работу, ориентируясь на индивидуальный подход, так как у каждого учащегося свои проблемы в написании букв и их элементов.
Учитель прописывает образцы в тетрадях, указывая типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку.
К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей.
В 1 классе по всем предметам необходимо использовать положительную оценочную характеристику. Не следует применять какие-либо знаки, заменяющие отметку (звездочки, цветочки, другие символы).
При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом (либо зелёной ручкой) надлежит более точно. При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой. При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.
Оформление грамматических разборов согласно требованиям УМК
·         Фонетический (УМК « Школа России»):
Липа – 2 слога
л [ л ’] – согл., непар., зв., мягк.,
и [ и ] - глас., уд.,
п [ п ] – согл., пар., глух., тв.,
а [ а ] – глас., безуд.,
4 б., 4 зв.
Синтаксический (УМК « Школа России»):
п.    прил.   сущ.         гл.            сущ.
На лесной полянке появились подснежники . (Повест., невоскл., распр.)
- По цели высказывания.
- По интонации.
- По наличию основ (подчеркнуть основу, определить, простое или сложное, устно).
- По наличию второстепенных членов (распростр. или нераспр., если предложение простое).
Морфологический ( УМК « Школа России»):
Существительное
На полянке³ (на чём? где?) – сущ.
1. Н.ф. – что? полянка.
2. Ж. р., 1 скл.
3. В П.п., ед. ч.
4. Вт. член.
Прилагательное
Тонким³ (каким?) - прил.
1.Н.ф. – какой? тонкий
2. В ед. ч., м. р., Т. п.
3. Вт. член.
Глагол
Дует³ (что делает?) – глаг.
1. Н. ф. – что делать? дуть.
2. 1 спр.,
3. В наст. вр., 3 л., ед. ч.
4. Сказ.
5.4. Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)
Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать две клетки (на третьей клетке пишем).
Слово «задача» рекомендуем писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи и точка (номера остальных заданий пишем на полях). 
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания четвертого класса записывается число и полное название месяца.Например:
1декабря. 15апреля.4мая.В четвертом классе допускается в записи даты писать имена числительные прописью.Например:
Первое декабря.Пятнадцатое апреля.Четвертое мая.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату нужно записывать посередине.
Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная и краткая запись) либо на полях (краткая запись). 
Например:
1 –вариант.
 В любой работе отступается одна целая клетка слева от края тетради.
В тетрадях отмечаются номер заданий. Слово «Задача»  пишется.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы, допускается их неполная запись (по начальным буквам).
Например:              
     
   
Маленькие- 7 м.         ?                        М. -7 м.          ?
         Большие  -   3м.                                  Б.  -3 м.
  Существует несколько форм записи решения задач:
      а) по действиям, выражением, уравнением
      Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей.
     б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса
       Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.
   Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения  и таблицы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
  При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
-         записать выражение полностью;
-         указать цифрами над знаками порядок действий;
-         расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
-         записать окончательное значение выражения.
Приводим образцы оформления уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.
Х + 26 = 47
Х = 47 – 26
Х = 21
21 + 26 = 47
Ответ: Х = 21.
  Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом, прописными и заглавными буквами латинского алфавита.
                                       А                    В
                                         N                    С
Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.
Образец краткой записи и решения задачи:
Длина –12 см                                      а = 12 см
Ширина – 6 см                                   в = 6см
Периметр -?                                      Р = ?
Площадь - ?                                                             S= ?                                           
(12+6)*2=36 (см)                             Ответ: Р = 36 см,   S = 72 см2
12*6=72 (см2)
  Ответ: периметр-36 см, площадь=72 см2
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: - записывать только ответы в строчку, отступая три клетки - рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
Образец: 675  564   на 78   в 7 раз
6.     Формы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса в начальной школе
6.1.    Русский язык.
1.     Контрольное списывание:
- служит способом проверки и пунктуационных навыков;
- работа может содержать одно – два дополнительных задания, связанных с текстом.
Класс Количество
за год На контроле администрации Примечания
1 2 2  
2 3 2  
3 3 2  
4 2 2  
Контрольный диктант (с грамматическим заданием).
- тексты предлагаемых диктантов должны соответствовать требованиям стандартов с учётом развивающих программ;
- в диктанте 60% изученных орфограмм.
Класс Количество
за год Количество работ на контроль Количество слов в диктанте Количество грамматических заданий Примечания
1 - - - -  
2 8 2 1 п. 25-30
2 п. 35-40 1 - 2  
3 10 3 1 ч. 35-45
2 ч. 45-50
3 ч. 50-55
4 ч. 55-60 2 – 3  
4 10 2 1 ч. 60-65
2 ч. 65-70
3 ч. 70-75
4 ч. 75-80 3 - 4  
3.     Словарные диктанты.
Класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Количество слов в диктанте 6-8 слов 8-10 слов 10-12 слов 15-17 слов
На контроле администрации 1 2 2 2
4. Тестирование.
- проводится для замера знаний и умений учащихся 3-4 классов;
- оно содержит обобщённый материал по ключевым грамматико-орфографическим темам и нацелено на выявление усвоения нового материала.
5. Творческая работа.
- пишется 1 раз в 10-15 дней (проводить в соответствии с УМК).
6.2. Математика.
- стержнем начального курса математики является арифметический материал.
1. Математический диктант (время проведения 5-7 мин).
Класс Количество за год На контроле администрации Примечание
1 5 2  
2 8 2  
3 8 2  
4 8 2  
 
2. Проверочные работы (время проведения 12-15 мин).
 
Класс Количество за год На контроле администрации Примечание
1 3 -  
2 6 -  
3 6 -  
4 6 -  
3. Контрольные работы (время проведения 30-35 мин.)
Класс Количество за год На контроле администрации Примечание
1 0/5 2  
2 11 3  
3 12 3  
4 12 3  
6.3. Литературное чтение.
   В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
- навык осознанного чтения в определённом темпе (вслух и про себя);
- умение выразительно читать и пересказывать текст;
- учить стихотворение, прозаическое произведение.
Класс Входной контроль
(сентябрь) 1 полугодие
(декабрь) 2 полугодие
(май) Примечания
1 - - 30(40)  
2 30(40) 40(50) 50(60)  
3 50(60) 60(70) 70(80)  
4 70(80) 80(90) 90(100)  
7. Критерии оценивания в начальной школе
7.1.Русский язык. Списывание.
Оценки Допустимое количество оценок
Во II классе В   III классе В  IV классе
1 2 3 4
«5» Нет ошибок.
Допускается один недочёт графического характера. Нет ошибок Нет ошибок
«4» 1-2 ошибки и 1 исправление 1 ошибка
и 1 исправление 1 ошибка
и 1 исправление
«3» 3 ошибки
и 1 исправление 2 ошибки
и 1 исправление 2 ошибки
и 1 исправление
«2» 4 ошибки
и 1-2 исправление 3 ошибки
и 1-2 исправления 3 ошибки
и 1-2 исправления
7.2.Русский язык. Диктант.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок или 1 орфографическая и 3 пунктуационных; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 орфографических ошибок или 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок, а также при 5 орфографических ошибках; работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
¨     нарушение правил орфографии при написании слов;
¨     пропуск и искажение букв в словах;
¨ замену слов;
¨ отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
¨ неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса);
.. однотипные ошибки:
первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
две негрубые ошибки считаются за одну;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова;
дважды записанное одно и то же слово в предложении;
исключения из правил;
две негрубые ошибки считаются за одну.
Грамматическое задание
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
7.3. Русский язык. Словарный диктант.
«5» - нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - 5-7 ошибок.
7.4.Математика. Контрольная работа.
Примеры Задачи
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (>1/2сделано верно);
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.
7.5. Математика. Комбинированная контрольная работа.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.
Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл. 
7.6.Критерии оценки по чтению во II-IV классах.
    В I классе в конце года дети должны читать 30—40 слов в минуту при слоговом, плавном, правильном чтении. В I классе используется только устная оценка результатов.
Отметки «5» «4» «3» «2»
 
Класс I полугодие II полугодие 1 полугодие 11 полугодие I полугодие II полугодие I полугодие 11 полугодие
2 Не  менее 50 слов Не  менее 60 слов Не  менее 45слов Не   менее 55 слов Не   менее 40 слов Не   менее 500 слов Не   менее 35 слов Не менее 45 слов
3 Не менее 70 слов Не менее 80 слов Не менее 65 слов Не менее 75 слов Не менее 60 слов Не менее 70 слов До 55 слов До 65слов
4 Не менее 90слов Не менее 100 слов Не менее 85слов Не менее 95слов Не менее 80 слов Не менее 90 слов До 75 слов До 85
 слов
Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:
-  во втором классе- 1/4 страницы;
-  в третьем классе- 1/3 страницы;
-  в четвёртом классе - 1/2 страницы учебной книги для чтения.
 
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
1-й класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2-й класс
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.