Сообщение. (Выступление на МО учителей естественно-математического цикла)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева»
Сакского района Республики Крым
Сообщение.
(Выступление на МО учителей естественно-математического цикла)
Активные методы обучения на уроках биологии и технологии как фактор повышения мотивации обучающихся
Учитель
биологии и технологии Беловежкин А.Н.
2016
Современные уроки биологии и технологии строится с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Но по-прежнему актуальной для учебного процесса остается проблема активизации деятельности ученика на уроке. Чтобы каждый учащийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам обучения. 
Вполне ясно, что понятие «активные методы» включает в себя понятия активность, познавательная активность, активизация. Активность - это психическое качество, черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека. В первую очередь мы говорим о познавательной активности школьника, которая выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, а также в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе.При внедрении активных методов в образовательный процесс, обучающиеся прежде всего являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы – это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. 
Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации. Таким образом, активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. Выбор того или иного метода на уроках биологии и технологии зависит от разных причин: цели занятия, опытности учеников, их знаний. К тому же названия многих активных методов весьма условны. 
Часто одно и то же название используется мною для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами: 1.Мозговой штурм. 2.Проблемное обучение.3.Ученик в роли учителя.  4.Использование ИКТ.5.Проектный метод. 
Отдельно следует остановиться на использовании ИКТ на уроках биологии и технологии . Использование новых информационных технологий в курсе биологии и технологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии и технологии безусловно является новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делает занятия более наглядными и интересными. 
Использование ИКТ на уроках биологии и технологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. 
Обратим внимание еще и на использование методов проблемного обучения. Их использование позволяет учителю подвести школьников к противоречию и самим найти способ его разрешения. Для рационального использования метода проблемного обучения необходимо четко отбирать актуальные задачи; определять особенности проблемного обучения в различных видах учебной работы; построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств; личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка. Отметим, что на уроках биологии и технологии с использованием активных методов обучения необходимы умелая организация дискуссионной деятельности учащихся (дискуссионные качели), организация семинаров, проблемно-практических дискуссий, проблемно-лабораторных занятий; уроков-исследований и др. Нетрадиционные (нестандартные)уроки также значительно активизируют деятельность учащихся. Для уроков биологии и технологии наиболее оптимальными являются такие уроки как урок-аукцион; урок-пресс-конференция; урок-консилиум и др. 
Подводя итог сказанному, отметим, что уровень познавательной активности учащихся в большей степени зависят от использования на уроках активных методов, соответствующих им методических приемов и средств обучения.