Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ по учебному предмету Изобразительное искусство


Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
Рассмотрено на заседании
МО учителей _________
протокол № ____
от ____________20__ г.
Руководитель МО
____________________ О. А. Кобцева Согласовано на заседании
Методического совета
протокол № ____
от ___________20___ г.
Председатель МС
_____________ М.В.Киргизова Утверждаю
Директор школы-интерната
_________________ М.В.Погребцов
Приказ № ______
от ______ 20___ г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
3 класс
Автор — составитель: Киреева Н. Б. учитель начальных классов

2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2009
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Федеральный компонент стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Примерный план действий о модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы, утвержденный Правительством РФ от 07.09.2010 года № 1507-Р
Базисный учебный план специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п)
Учебный план ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска, рассчитанному на шестидневную рабочую неделю.
Устав ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Положение о разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Цель: оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы обучающихся с ОВЗ, формирование личности ребенка, воспитание положительных навыков и привычек.Основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у обучающихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
давать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся, учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи. Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Диагностика: педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой.
Первую группу представляют обучающиеся, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы характерен более медленный темп усвоения учебного материала. Обучающиеся, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа обучающихся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий: как правило, они обучаются по упрощенной программе по предмету.
К четвертой группе относятся обучающиеся, которые занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание предмета для них недоступно. Обучать их необходимо с целью социальной поддержки.
Для решения этих задач программой предусмотрены 4 вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве (2 беседы в четверть).
Знания и умения, обучающихся по изобразительному искусству оцениваются:
Оценка "5"
обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изображении.
Оценка "2"
обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Изменения, внесенные в авторскую программу.
Изменений нет.
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Учебно – методический комплект
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, -М.: Просвещение, 2009
Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1993. – 175с.
Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.
Л.В. Орлова. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 16с
Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина. Дымковская игрушка. М.: мозаика-Синтез, 2008. – 24с.
Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство»
Для решения основных задач программой предусмотрены 4 вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве (2 беседы в четверть).
Декоративное рисование. Декоративное рисование наиболее доступно для обучающихся с ОВЗ. Оно представляет значительную ценность как для решения учебно-коррекционных задач, так и для эстетического воспитания детей. Дети знакомятся с образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде. В содержание уроков входит составление различных узоров в полосе, квадрате, круге, а также оформление поздравительных открыток. Одна из задач декоративного рисования – познакомить обучающихся с красками и их свойствами.
Рисование с натуры. Рисованию с натуры предшествуют наблюдение объекта изображения, определение его формы, цвета, строения, размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. При отборе моделей необходимо руководствоваться содержанием коррекционных и учебно-воспитательных задач каждого урока рисования и учитывать возрастные и изобразительные особенности обучающихся. Дети рисуют с натуры в основном плоские предметы, которые ставятся перед детьми во фронтальном положении. На занятиях очень важно выработать у детей потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. Перед обучающимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими. Важна подготовительная работа перед практической частью: определить сюжет, перечислить и устно описать объекты изображения. Для обогащения зрительных представлений можно использовать книжные иллюстрации, таблицы с изображением людей и животных, репродукции. В работах целесообразно использовать наряду с цветными карандашами акварельные и гуашевые краски.
Беседы об изобразительном искусстве. Беседы – важное средство идейного и художественного воспитания школьников. На занятиях происходит рассматривание репродукций художественных произведений или репродукций книг и краткие беседы о них ( 1-2 репродукции или 3-4 иллюстрации). При проведении беседы учитель в основном работает над тем, чтобы дети смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Формы организации деятельности
Основной формой организации процесса обучения является урок. Типы уроков: урок овладения новым материалом. Большое место на уроках рисования должно быть отведено методу показа. Наглядный показ – результативный способ пояснения того, как надо действовать. В младших классах часть заданий выполняется непосредственно вслед за действиями учителя.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Для оценки знаний и умений обучающихся по рисованию следует учитывать правильность передачи в рисунках основной формы предметов, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, качество, организацию рабочего места).
Для обеспечения образовательных потребностей каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями, развития познавательной активности, школьной мотивации используются
традиционные педагогические технологии:
технологии коррекционного обучения (умение слушать инструкцию и точно ее выполнять, умение действовать по образцу, умение воспроизводить информацию, отвечать на поставленные вопросы);
технологии развивающегося обучения (умение сравнивать, умение выделять существенные объекты, выполнять классификацию по заданному признаку, умение выявлять причинно-следственные связи и объяснять);
игровые технологии (вовлеченность в игру, принятие правил игры, проявление инициативы, склонность к интерпретациям, адекватное отношение к проигрышу и победе);
коррекционно – развивающие технологии (положительная динамика, результативность обучения);
инновационные педагогические технологии:
элементы информационных технологий (индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления);
личностно – ориентированные технологии (формирование адаптивных, социально – активных черт обучающихся, чувства взаимопонимания, уверенности в себе);
здоровьесберегающие технологии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область курса «Искусство» учебного плана ОКСКОУ «С (к) о школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
№ Количество учебных недель Количество часов
в неделю в год
1 35 1 34
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы по предмету «Изобразительное искусство»
У всех обучающихся продолжать формировать основы учиться, развивать интерес к изобразительному искусству, планировать свою деятельность, самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль, учить овладевать элементами классификации объектов, анализом и синтезом, под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи. Обучать элементам коммуникативных УУД: продолжать учиться следовать инструкциям педагога, использовать необходимые термины, контролировать свою работу, оценивать качество рисунка, комментировать предметно-практическую деятельность.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали и горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате;
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях картин признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя.
Содержание тем учебного курса
№ Наименование раздела, темы Количество часов Краткое содержание раздела (темы) Из них (количество часов)
Практические работы Экскурсии Мониторинг уровня обученности1 Декоративное рисование 12 ч Рисование шахматного узора в квадрате, узора в полосе из веточек ели, узора на рукавичке, орнамента из квадратов 2 Рисование с натуры 14 ч Рисование с натуры осенних листьев, ветки дерева, морских флажков, будильника, двухцветного мяча, молотка, лопатки, теннисной ракетки, куста земляники3 Рисование на темы 8 ч Рисование на темы «Парк осенью», «Нарядная ёлка», «Ёлка зимой в лесу», «День Защитника Отечества», «Деревья весной», «Листок календаря к празднику 1 Мая», «Праздник Победы», «Разноцветные краски лета» 4 Беседы по картинам 8 ч Беседы по картинам на тему «Лето», по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды», И. Левитана «Золотая осень», «Март», И. Шишкина «Зима», К. Юона «Конец зимы. Полдень» Календарно – тематическое планирование
№ Тема Кол. час. Даты проведения Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяплан факт 1 Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картинам 1 Листья Названия деревьев. Уметь изображать предметы округлой и продолговатой формы
Ориентироваться на листе бумаги, закрашивать, соблюдая контуры
2 Рисование узора в полосе из веток с листочками 1 Деревья, листья Чередовать объекты в полосе
Ориентироваться на листе бумаги, закрашивать, соблюдая контуры
3 Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями 1 Листья, ягоды Названия деревьев. Уметь изображать предметы округлой и продолговатой формы
4 Рисование на тему «Парк осенью» 1 Беседа по картинам Уметь соединять в одном рисунке изображения нескольких предметов
5 Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь) 1 Овощи, фрукты Уметь передавать различные формы и цвета
6 Рисование с натуры морских флажков 1 Флажки Уметь передавать прямоугольную форму
7 Рисование с натуры доски для резания овощей 1 Разделочная доска Уметь передавать прямоугольную форму
8 Рисование шахматного узора в квадрате 1 Геометрические фигуры Геометрические фигуры, цвета
Рисовать предметы квадратной формы
9 Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем 1 Рассказ Уметь соединять в одном рисунке изображения нескольких предметов
10 Рисование геометрического орнамента в квадрате 1 Геометрические фигуры Понимать принцип чередования элементов в узоре
11 Рисование с натуры игрушечного домика. Беседа по картинам 1 Беседа по картинам Уметь различать и изображать предметы квадратной и прямоугольной формы
12 Рисование с натуры будильника 1 Будильник Уметь различать и изображать предметы круглой формы
13 Рисование с натуры двухцветного мяча 1 Мяч Уметь различать и изображать предметы круглой формы
14 Узор для гжельской тарелки. Знакомство с работами гжельских мастеров 1 Гжель Уметь различать и изображать предметы круглой формы. Понимать принцип чередования элементов в узоре
15 Рисование узора в полосе из снежинок и веточек ели. Беседа по картинам 1 Украшения, Новый год Ориентироваться на листе бумаги, закрашивать, соблюдая контуры
16 Рисование на тему «Нарядная ёлка» 1 Украшения, Новый год, елка Уметь соединять в одном рисунке изображения нескольких предметов
17 Рисование узора на рукавичке 1 Снежинки Развивать способность анализировать образец
18 Рисование симметричного узора по образцу. Беседа по картинам 1 Снежинки Ориентироваться на листе бумаги, закрашивать, соблюдая контуры
19 Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу» 1 Ёлка Ориентироваться на листе бумаги, закрашивать, соблюдая контуры
20 Рисование с натуры молотка 1 Молоток Ориентироваться на листе бумаги, закрашивать, соблюдая контуры. Уметь развивать способность анализировать образец
21 Рисование с натуры детской лопатки. Беседа по картинам 1 Лопатка Ориентироваться на листе бумаги, закрашивать, соблюдая контуры. Уметь развивать способность анализировать образец
22 Рисование с натуры теннисной ракетки 1 Ракетка Уметь передавать характерные особенности предмета
23 Рисование на тему «День Защитника Отечества» 1 Уметь соединять в одном рисунке изображения нескольких предметов
24 Оформление поздравительной открытки к 8 Марта 1 Уметь соединять в одном рисунке изображения нескольких предметов
25 Оформление поздравительной открытки к 8 Марта (окончание) 1 Уметь соединять в одном рисунке изображения нескольких предметов
26 Рисование по образцу орнамента из квадратов 1 Орнамент Геометрические фигуры, цвета
Проводить линии в нужных направлениях
27 Рисование в полосе узора из растительных форм 1 Понимать принцип чередования элементов в узоре
28 Рисование с натуры весенней веточки 1 Деревья, листья Уметь передавать особенности весенней веточки
29 Рисование на тему «Деревья весной». Беседа по картинам 1 Беседа по картинам Уметь использовать для рисунка весь лист бумаги
30 Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки) 1 Коробка Рисовать предметы квадратной формы
31 Рисование на тему «Листок календаря к празднику 1 Мая» 1 Праздник 1 Мая Геометрические фигуры, цвета
Рисовать предметы прямоугольной формы
32 Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют) 1 День Победы Уметь объединять предметы общим содержанием
33 Рисование с натуры цветов 1 Цветы Весенние цветы
Рисовать с натуры
34 Рисование с натуры куста земляники с цветами. Беседа по картинам 1 Земляника Ориентироваться на листе бумаги, закрашивать, соблюдая контуры
Описание материально – технического обеспечения учебного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1993. – 175с.
Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.
Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.
В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208
Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.
Л.В. Орлова. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 16с
Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина. Дымковская игрушка. М.: мозаика-Синтез, 2008. – 24с.
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Оборудование класса
Ученические столы одноместные и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ruУчительский портал http://www.uchportal.ruФестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ruПортал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ruСеть творческих учителей http://www.it-n.ru/