Статья на тему: КУЛЬТУРА ДОСУГА ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА – ТЕСТОПЛАСТИКИ В ГКООУ САНАТОРНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ Г. КРАСНОГО СУЛИНА.


КУЛЬТУРА ДОСУГА ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА – ТЕСТОПЛАСТИКИ В ГКООУ САНАТОРНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ Г. КРАСНОГО СУЛИНА.
АВТОР: И.Л. КОЗЛОВА, ВОСПИТАТЕЛЬ ГКООУ РО САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ_ИНТЕРНАТА Г. КРАСНОГО СУЛИНА
Понятие «досуг» часто отождествляется с термином «свободное время». Эта тенденция появилась недавно, перейдя к нам из западной социологии. В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» употребляют термин «досуг».
Французский исследователь, автор ряда работ, посвященных изменениям, происходящим в обществе и мире, раскрывающих, в том числе, и проблемы свободного времени и досуга, директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье рассматривает досуг как «совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образование... будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей».Важно отметить: несмотря на то, что Ж. Дюмазедье среди функций, выполняемых досугом, наряду с отдыхом и развлечением, говорит и о функции развития личности. Этот момент является важным для школьных учреждений, ставящих перед собой цель полноценного развития личности учащихся, поскольку свидетельствует о том, что досуг не отождествляется исследователем с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием»[1. – C.2].Эта точка зрения подтверждается и позицией М. Каплана, который, определяя сущность досуга, говорит и о «приобщении к ценностям культуры» в его пространстве.
Досуг как естественная потребность, является одной из важных сфер жизнедеятельности школьников, который дает возможность развития социальной активности и творческого потенциала личности. Однако только грамотно организованный досуг, ориентированное на учет возможностей, интересов, склонностей, психофизических особенностей, состояния здоровья, будет способствовать формированию полноценной личности, уменьшению количества правонарушений; активизации личностного потенциала, развития способностей к принятию и реализации собственных решений, повышению коммуникативной компетентности детей и подростков.
Успешному решению указанных задач способствует внешкольная деятельность — очаг досуга в системе образования и воспитательной работы. Так, культура досуга, являясь качественной характеристикой человеческой деятельности во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов, представляет собой набор ценностных ориентации и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в досуговое время.
Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания школьников в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение подростка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением в мире культуры. В разных видах творческой деятельности ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём.
Таким образом, воспитание подростков средствами разных видов искусства, формирование у них художественно-эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности могут быть эффективны как средства формирования личности и реабилитации дезадаптированных подростков.
Очень интересным и эффективным средством формирования гармоничной личности, применяемым в стенах санаторной школы-интерната, является один из видов возрождающегося прикладного искусства – тестопластика. Тестопластика – это лепка из соленого теста. Декоративно-прикладное искусство – тестопластика играет большую роль в художественном образовании детей. Тестопластика особенно доступна для восприятия ребенком; её красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре.
Для успешного развития творческих способностей с воспитанниками проводится большая внеклассная работа. Внеклассная работа по тестопластике - это проведение бесед, лекций по декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий на выставки; организация школьных выставок, оформление школы. Важных видом занятий по тестопластике являются ознакомление учащихся с выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства.
Как правило, в творческой мастерской «Тестопластика» одновременно занимаются 10-15 учащихся. Большинство учебных заданий в творческой мастерской рассчитано на относительно длительное время – 2-4 часов. Занятия в творческой мастерской «Тестопластика» проходят в непринужденной обстановке, творческой атмосфере, где каждый воспитанник окружен вниманием.
Занятия по тестопластике помогают:
воспитать у учащихся эмоционально-эстетичекое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;
развить творческие способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;
воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе – оформление школьных выставок, праздничных вечеров;
создать ситуацию успеха для социально дезадаптированных школьников, дать возможность реализоваться и реабилитироваться.
Каждую учебную четверть проводятся итоговые мероприятия работы творческой мастерской «Тестопластика», демонстирующие приобретенные навыки лепки из соленого теста и представляющие выставки детских работ из теста и открытые общешкольные мероприятия разной направленности и тематики развивающего характера и несущие в себе элементы тестопластики.
Мероприятия такого рода благоприятно влияют на подростков, помогают им раскрепоститься благодаря непринужденной обстановке, создают ситуацию успеха и социально активизируют воспитанников благодаря соревновательному характеру мероприятий. Организация выставок работ из солёного теста на школьном и городском уровнях благоприятно влияет на повышение самооценки подростков, помогает ощутить себя неповторимым, талантливым, успешным и самодостаточным каждого воспитанника. Гордостью для школы и самих воспитанников являются дипломы районных и областных выставок декоративно-прикладного творчества, полученные воспитанниками санаторной школы-интерната.
Работа творческой мастерской «Тестопластика» в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей подростков, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая изготовленная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества и гармоничного развития личности [3. C. – 69].Котельникова Н.В. Понятие, содержание и функции досуга: историко-социологический аспект. URL: http: //www.superinf.ruБухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Педагогический поиск, 2000. С. 69.