Технологическая карта по ИЗО на тему СОПЕРЕЖИВАНИЕ. ДОРОГОЮ ДОБРА

ИЗО
Урок Сопереживание. Дорогою добра
Цели деятельности педагога
Сформировать представления об изучаемом предмете; совершенствовать умение работать с разнообразными материалами и инструментами, создать условия для развития чувств сопереживания, доброты, честности, товарищества

Тип урока
Постановка и решение учебной задачи

Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления об анималистическом жанре, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «анималистический жанр», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся соотечественников.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к чужой беде в произведениях искусства

Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины
Изобразительное искусство, живопись, анималистический жанр, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные ресурсы
Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki

Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: репродукции картин и др.
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: песня «Дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова

Оборудование
Доска, компьютер. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка

Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации совзаимодействия
Универсальные учебные действия
Промежуточный контроль

1
2
3
4
5
6
7

I. Орга-низаци-онный
момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.




Музыкальный фон: песня «Дорогою добра»
(1-й куплет)
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вступительное слово (читает текст песни).
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
– «По городу шел одинокий, ни за что обиженный пес», – прочли вы (или еще прочтете) на страницах книги Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо».
Повесть о собаке по имени Бим была издана на 45 языках. В 1981 г. в Италии Троепольскому была присуждена литературная премия за лучшую книгу для детей и вручена золотая медаль Фонда Леонардо да Винчи. В нашей стране по повести поставлен художественный фильм в двух сериях с одноименным названием.











Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к книге «Белый Бим Черное Ухо»











Устные ответы



– Ребята, кто из вас видел этот фильм, о чем он?
Отвечают на вопросы




II. Изучение нового материала
Просмотр фрагментов к/ф «Белый Бим Черное Ухо».



Словесно-иллю-
стративный рас-
сказ с элементами
беседы по теме
«Дорогою добра».




– Давайте с вами посмотрим фрагменты из фильма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо».
– Итак, мы теперь знаем, о чем фильм. О том, что щенок шотландского сеттера родился с неправильным окрасом – вместо черного он был белым с рыжим крапом, только ухо и одна лапа черные. Несмотря на племенной брак, Бима взял к себе немолодой писатель Иван Иванович, увлекающийся охотой и любящий природу. Но после того, как хозяин лег в больницу, Бим оказался бездомным. Он сменил несколько хозяев и, почти обретя желаемую цель, погиб, став невинной жертвой предательства и наговора
– Как вы думаете, кто из героев виноват в смерти Бима?
– Думаю, что каждый из вас понял, кто из героев совершил плохие поступки, а кто – благородные.
– Какие следы оставил Бим в сердцах людей?
– Правильно, Бим объединил, сдружил ранее незнакомых людей, озабоченных его судьбой. А в своих недругах что-то
изменил: кого-то устыдил, кого-то подтолкнул к доброму поступку.
Слушают,
отвечают
на вопросы учителя.
Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-анималистов.






Отвечают на вопросы.








Фронтальная работа.

















Фронтальная работа


Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства.
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной ин-
формации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о произведениях художников-анималистов.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

















Устные ответы.









Работа над картинами художников-анималистов.











Физкультминутка
– Посмотрите на картины, представленные на доске. Здесь изображены разные животные. Художник, рисующий животных, называется художником-анималистом. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, в баснях).
Сегодня мы попробуем себя в роли такого художника. Но перед этим немного отдохнем.

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели. Вновь за дело
















Выполняют упражнения

согласовывать свои дей-
ствия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их
Устные ответы

III. Творческая практическая деятельность

Изображение
художественными средствами (гуашь) иллюстраций к книге Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное
Ухо». Создание
выразительного образа Бима
Задание: нарисовать Бима в разные моменты жизни, описанные Г. Троепольским в книге.
– Над иллюстрацией будем работать по плану:
1. Голова собаки. Голова состоит из полукруга и овала. В центре головы нарисуйте пару глаз и брови. А на мордочке нарисуйте нос в виде сердечка.
2. Далее по обе стороны головы нарисуйте два больших уха, снизу головы дорисуйте шею и туловище.
Составляют план работы над рисунком.


Рисуют красками
Индивидуальная работа


Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.
Наблюдение.
Выполнение рисунка



3. Следующий шаг – рисование лап собаки. Две передние лапы должны быть одинаковыми, задние лапы чуть больше передних.
4. Дорисуйте задние лапы и разукрасьте собачку


Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка


IV. Итог урока. Рефлексия
Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.
Обобщающая беседа.
Музыкальный фон: песня «Дорогою добра»
(2-й, 3-й куплеты)
– Что нового мы с вами узнали на уроке?
– Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать добрые поступки по отношению к Биму. А сочувствие к нему со стороны людей?
– Давайте выберем наиболее удачные композиции, интересный колорит.
Ребята, сегодня нам урок доброты преподал Гавриил Николаевич Троепольский.
Надеюсь, вы будете внимательно, бережно относиться друг к другу и окружающему вас миру – идти дорогою добра
Рассматрива-
ют рисунки, анализируют работу свою и одноклассников
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для чело-
века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за окружающим миром с оценкой увиденного
в произведениях искусства.
Регулятивные: оценивают свою работу и работу одноклассников
Устные ответы



15