Изобразительная деятельность на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ. Материалы методического обЪединения


«Инновационные технологии в обучении и воспитании учащихся коррекционных классов программы VIII вида»
Доклад на методическое объединение.
Выполнил: учитель-логопед ГБОУ СКОШИ №17
Хмелёва Анастасия Владимировна
Тема: «Изобразительная деятельность на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ»
Тема самообразования на ближайшие 2 года: «Развитие мелкой моторики рук посредством изобразительной деятельности на логопедических занятиях»
Данную тему я начала в сентябре 2014 года. Изучив литературу и статьи разных авторов по данной тематике, на методическом объединении я хочу рассказать о применении такого метода, как изобразительная деятельность на логопедических занятиях.
По результатам логопедического обследования младшеклассников нашего интерната, помимо речевых и языковых нарушений, были выявлены нарушения тонкой моторики,неумение координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают: дифференциация движений, быстрота, плавность, переключение с одного движения на другое; дети не ориентируются на листе бумаги и в пространстве, снижена мотивация к обучению.
Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность. Изо деятельность развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка. Поэтому, имеет смысл использовать на логопедических занятиях элементы творчества
Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
В работе используются такие средства, как:
1 карандаши, фломастеры, краски
2 пластилин
3тематические трафареты4 игрушки
5 цветная бумага
6 прищепки и дрВ этом году появился социальный заказ на подготовку руки к письму.
Поэтому, как в подготовительный так и в основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы способствовали развитию чётких и координированных движений рук, ориентировке на листе бумаги.
Самый простой способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв. Также хороши штриховки в разных направлениях, дорисовывание недостающей части предмета, закрашивание выбранных элементов картинки. Незаменима работа с тематическими трафаретами, поскольку наш контингент детей при выполнении штриховки и тп. ,зачастую не соблюдает границ изображения.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги или пластилина дети кончиками пальцев отщипывают кусочки и создают разные поделки.
Помимо этого можно использовать такие упражнения, как, выкладывание из бусинок и вылепливание из пластилина букв и разных предметов (соответственно изучаемой теме).
В конце логопедического занятия можно побеседовать с ребёнком о полученной работе (картинка, рисунок, поделка и пр), попытаться описать её словами, если это рисунок – попробовать рассказать что на нём изображено. Такой метод способствует развитию связной речи, запоминанию посредством возникновения ассоциативных связей, и, как следствие - лучшему усвоению лексического материала.
Перед работой с красками, для детей постарше, проводится предварительная беседа по творчеству русских художников, рассматривание картин, работа с цветом.
Если проходим лексическую тему «Животные», то будем смотреть какие художники рисовали животных. Что за животные изображены на картине и тд. Затем пробуем нарисовать самостоятельно.
Во время занятий используются игровые упражнения, такие как: «Назови действие», «Скажи ласково», «Составь предложение», «Назови слова для описания» , в ходе которых закреплялись грамматические категории, предусмотренные программой.
Такая форма логопедических занятий способствует:
1.повышению мотивациик учебной деятельности за счет нестандартной формы занятия
2.Обогащению словарного запаса учащихся
3.Развитию связной речи
4. Также, это подготовительная работа к составлению рассказа по картине в старших классах
В ходе дальнейшей работы я планирую выявить особенности двигательной и манипулятивной функции рук и разработать систему упражнений, связанных с изобразительной деятельностью, способствующую формированию и укрепления тонкой моторики.
14.11.2014