Методическая разработка урока /технологическая карта/ по изобразительному искусству на тему Русская народная вышивка (5 класс)


Технологическая карта урока
Учитель изобразительного искусства: Ельшина Л.В.
Класс: 5 класс
Тема четверти: «Древние корни народного искусства» /9час/
Урок № 6 /по календарно-тематическому планированию/
Тип урока: комбинированный;
Тема: «Русская народная вышивка»
Цель
и задачи
Формирование основ художественной культуры школьников как части их общей духовной культуры в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки.
Образовательная:
лаконично строить традиционный мотив на широком поле «вышивки», выделяя его размером;
умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности: композиция, колорит, умение декоративно обобщать сюжет,
Развивающая:
развивать навыки умелого пользования языком декоративного искусства в практической деятельности; навыки построения орнаментальной композиции, состоящей из древних знаков-символов, образующих украшение вышивки;
Воспитательная:
проявлять уважительное, бережное отношение к культурному наследию наших предков;
эмоционально воспринимать красоту русской народной вышивки, сохранившей исторический облик.
Планируемые образовательные результаты Личностные.
Осваивают новые виды деятельности. Участвуют в творческом процессе. Проявляют интерес, бережное отношение к изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Формируют ответственное отношение к учению, к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные.
Владеют умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; умеют самостоятельно планировать пути достижения целей.
Выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Предметные.
Приобретают опыт создания художественного традиционного образа на основе народной вышивки. Осваивают умение декоративно строить традиционный мотив. Развивают навыки украшения его древними образами-символами, дополняя их орнаментальными рядами, на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, земли, её плодородия. Проявляют выдумку и фантазию.
Технологии развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество
Зрительный ряд: Репродукции вышивок в учебнике, вышивка подлинная.
Материал: Лист А 4, карандаш, фломастеры и акварель, гуашь, кисти, бумага.
Задание: Выполнить изображение фрагмента вышивки полотенца, украсить вырезанным из бумаги кружевом
Основные понятия вышивка, орнитоморфные, зооморфные, антропоморфные изобразительные мотивы
Ресурсы основные и дополнительные Б.М. Неменский. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2011.
Н.А. Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 3-е изд. Москва «Просвещение», 2010. Презентация: «Русская вышивка».
Е.Н. Губанова. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе. Учебно-методическое пособие. Центр духовного возрождения Чернозёмного края. Воронеж – 2003.
Организация учебного пространства Работа фронтальная, индивидуальная.
Этапы работы Деятельность учителя Обучающие, развивающие, диагностические задания
Организационный Создание положительного эмоционального настроя обучающихсяПриветствуют учителя, готовят рабочее место Личн.УУД: самоорганизация:
Метапредм. УУД: организация своего рабочего места
Регул. УУД: ученик учится определять цель своей работы
Мотивационный Мотивирует учащихся, метод: репродуктивный, частично-поисковый. Показ вышивки в народном стиле. Задаёт наводящие вопросы для определения задачи урока. Отвечают на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью? Определение тему и задачу урока. Метапредм. УУД:
Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений Информационный Учитель организует детей для работы на уроке: демонстрирует презентацию Исследовательский, эвристический. Просмотр репродукций в учебнике на стр. 44-47
Внимание детей обращается на особенность русского орнамента с характерными для него развивающимися песенными ритмами родных напевов, с их повторами и неторопливым движением, ритмами изгороди и бревенчатых стен. С ритмами борозд на вспаханном поле. Используется метод кластера для информации.
Рассматривают изображения на слайдах презентации
Наблюдают, сравнивают, анализируют.
Смотрят презентацию. «Русская народная вышивка». Заостряют внимание на древних образах, на изображение природного характера, на вариативное преобразование традиционных образов и мотивов.
Получают информацию от учителя о том, что можно украсить поверхность традиционного образа мелкими геометрическими узорами, проявляя фантазию и выдумку.
Обращают внимание на преобладающий красный цвет и добавление к нему небольшого количества оранжевого, жёлтого, зелёного цветов, которые, как и образы, имели символическое значение.
Метапредм. УУД:
Познав. УУД: самостоятельная деятельность определения выводов
Коммун.УУД: работают совместно с учителем
Личностн. УУД:
сформированность познавательных интересов, творческих способностей. Используют во время восприятия одного и того же образа, мотива, например птицы различные поиски самостоятельных решений. Аналитический Организует обучающихся для индивидуальной работы овладевают приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда, умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа.
Умеют видеть образ в создаваемых формах. Создают по желанию орнитоморфный изобразительный мотив (птицу паву, сказочную птицу, петушка),
или зооморфный мотив (барса, коня),
или антропоморфный мотив (женская фигура и всадники). Главный мотив украшается орнаментом из повтора или чередования символических знаков воды, земли, её плодородия.
Личностн. УУД: имеют мотивацию к учеб. деятельности, осваивают новые знания и закрепляют тему «Древние образы…»
Познав. УУД: осознают познавательную задачу.
Регул. УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия.
Коммун.УУД: работают индивидуально под контролем учителя. Формулируют собственные мысли. Оценочный Организует аргументированное выставление отметок за урок. Д/з
Творческий уровень Рефлексия Организует проведение рефлексии:
Выбирают верное утверждение. Интеллектуальная    рефлексия.
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
Выбирают верное утверждение:
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
 4) Я выдвигал идеи….
Завершающий Благодарит детей за хорошую, активную работу на уроке.
Организует уборку рабочего места.
Записывает задание на доске к следующему уроку. Дети благодарят за урок. Мы сегодня узнали ….
Записывают задание к следующему уроку: принести цветной картон, цветную бумагу, ленточки узкие цветные, нити цветные, бисер, клей.
Презентация.
Учитель может приготовить к уроку пяльцы, нитки мулине, вышивку и другое.
Слайд 1. Изображение пялец, ниток. На картинке вышивка современная острогожских мастериц и вышивка образа птицы – павы на дополнительном занятии. Учитель задаёт наводящий вопрос: Что изображено на слайде?
После ответа детей на экране появляется слово вышивка.
Какое отношение имеют эти предметы и вышивка к нашему уроку?
Мы будем знакомиться с вышивкой – ответы детей.
Слайд 2. В XVIII –XX в.в. вышивка была популярна всюду: в семьях купцов, чиновников, ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга, и, конечно же, в крестьянских избах. Учитель читает: от начала текста и далее: «…в семьях купцов и …, и при каждом прочитанном слове щелчок и появление картинки с изображением девушек, женщин за рукоделием. На слайде 2 семь фоторепродукций картин русских художников.
Слайд 3. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Сохранившиеся до наших дней вышивки Древней Руси покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узора. А также в дополнение к тексту - три фото вышивок с образами человека, коня.
Ребята, как вы думаете, мы будем знакомиться с какой вышивкой? Дети отвечают на вопрос. На экране появляется название темы урока.
Правильно, мы будем знакомиться с русской народной вышивкой.
Тема урока будет так называться.
Слайд 4. Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Основным же являлся гладкий ступенчатый или гребенчатый ромб. Текст и три фото вышивок с геометрическим узором.
Слайд 5. Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой. Фото вышивки с элементами растительного узора, образ древа жизни.
Слайд 6. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов: фантастические птицы-павы с роскошными хвостами, сказочные птицы. С образом птиц в народе было связано представление о свете и тепле. Орнитоморфные изобразительные мотивы в крестьянской вышивке (изображение фантастических птиц-пав и сказочной птицы).
Слайд 7. Сказочные орлы, украшенные россыпью геометрических и растительных узоров. Два фото с изображением вышивки орлов.
Слайд 8. Животные: горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами, изображались среди цветущих кустов и деревьев. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Образ коня – это древний знак, связанный с культом солнца. Зооморфные фигуры в крестьянских вышивках
Слайд 9. Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов, крылатых коней, птиц Сиринов. Барсы   выглядят совершенно не злобными, а скорее сказочными, добродушными существами.
Слайд 10. Часто в вышивке изображались женские фигурки с поднятыми руками, с птицами, со всадниками. Четыре фото с изображением женской фигуры с птицами, с всадниками. Антропоморфные мотивы в крестьянской вышивке
Слайд 11. Старинный двусторонний вышивальный шов, состоящий из мелких красных стежков, создавал на белом холсте тонкий графический узор. Тончайшим кружевом ложился вышитый красный узор на белый холст нарядной рубахи, полотенца или подзора. Нежные голубые, зеленые, и золотистые тона, а также блестки обогащали узор, повышали его декоративную выразительность. Белый цвет льняного полотна – чистота, свет, благо олицетворял женское начало. Красные узоры – символ огня, жизни, красоты, силы олицетворял мужское начало. Узоры воспринимались как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
Слайд 11 Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век?
Что они значили? Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному.
Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Слайд 12. Вышивка Воронежской губернии начала XX века, фото вышивок.
Слайд 13. Острогожский район. Вышивка полотенца и завески (элемента народного костюма). Конец XIX века.
Слайд 14. Острогожский район. Вышивка полотенца и завески (элемента народного костюма). Конец XIX века.
Слайд 15. Выполни эскиз вышитого полотенца или рубашки по мотивам народной вышивки. Укрась главный мотив рядами орнаментов гуашью, акварелью, фломастерами. Вырежи из тонкой бумаги кружева и укрась ими полотенце.
Слайд 16. Презентацию на тему:
«Русская народная вышивка»
для урока в 5 классе выполнила
учитель МКОУ СОШ №1 г. Острогожск
Ельшина Любовь Васильевна.
Пятиклассники рассматривают фото в учебнике и на презентации, дополняют знания о древних образах, изображенных в крестьянской вышивке. Сравнивают, анализируют. Выполняют задание в альбоме сразу фломастерами или гуашью, или акварелью. А кто-то изъявляет желание вышивать «стебельком».
Используют традиционные для вышивки сочетания цветов.