Открытый урок по технологии на тему Виды ручной вышивки (5- класс)


Открытый урок "Виды швов ручной вышивки"
Разделы: Технология
Цели урока:
Образовательные – сформировать знания по ручной вышивке, обучить выполнению задания по образцу, научить самостоятельности в работе, ознакомить с видами шва «шнурок», научить изображать швы графически.
Воспитательные – вызвать интерес к искусству и культуре, совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности, воспитать аккуратность в работе.
Развивающие – улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся, закрепить навык выполнения шва «вперёд иглу», ознакомить их с образцами шва «шнурок», научить выполнению нескольких видов шва «шнурок», развить навыки самоконтроля и взаимо-контроля.
Материально-техническое оснащение урока:
Оборудование: плакат «виды швов ручной вышивки», плакат «шов шнурок», шаблоны по выполнению ручных швов, образцы швов для демонстрации учащимся, инструкционно-технологическая карта «Выполнение шва шнурок», вышитые картины.
Инструменты и приспособления: ткань для вышивки, иглы, пяльцы, нитки мулине, нитки шерстяные, маленькие ножницы с закруглёнными концами, линейка, карандаш. 
ХОД УРОКА 
I. Организационная часть:
Отметить отсутствующих.
Проверить внешний вид учащихся.
Проверить готовность к занятиям.
Проверить организацию рабочего места.
II. Вводный инструктаж:
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Закрепление темы предыдущего урока.
Вопросы к учащимся:
А) В каком веке в России стали повсеместно заниматься вышивкой и кто ею занимался?;
Б) Для чего используется вышивка?
В) Какая ткань используется для вышивания и что означает её номер?
Г) А теперь вспомним технику безопасности при выполнении ручных работ.
Работать ножницами можно,Но только очень осторожно.Не бегай с ними по квартире – Так можно сделать харакири.Коль просит кто-то, не зевай,Вперёд колечками подай.3. Изучение нового материала.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами ознакомимся графически со швом «шнурок» и научимся выполнять его на образце ткани. Этот шов является декоративно-украшающим и служит для украшения изделий по краю.
Шов «шнурок» имеет несколько видов. Выполняется он в два приёма:
Вышивается шов «вперёд иглу» нитками мулине в три сложения;
Затем, нитками мулине в шесть сложений (пасма), обвивается шов «вперёд иглу». И от того, в каком направлении захватывать стежки и будет зависеть узор шва «шнурок».
Сегодня на уроке мы с вами изучим три вида шва «шнурок». На предыдущем уроке вы заготовили основу для выполнения данного шва, то есть вышили на ткани или на канве несколько рядов шва «вперёд иглу». Шов «шнурок» можно выполнять нитями по цвету шва «вперёд иглу», либо использовать нити контрастного цвета.
Сейчас открываем тетради и графически выполняем шов «шнурок».
Итак, первый приём – шов «вперёд иглу». Величина стежков и пропусков одинаковая, т.е. один сантиметр. Вы у себя в тетрадях, а я на доске по линейке чертим прерывистую линию, выполняя несколько пунктиров (8-10).

Отступаем вниз два сантиметра (4 клеточки) и чертим точно такую же линию, состоящую из пунктиров и пропусков одинаковой величины. Отступаем вниз опять два сантиметра и повторяем линию. Таких линий у вас должно получиться три.
Рассмотрим несколько видов шва «шнурок». Для этого берём цветную ручку или карандаш и начинаем обвивать стежки (пунктир в тетради) в направлении сверху вниз – сверху вниз. Это первый вид шва «шнурок».

Теперь выполняем второй вид шва «шнурок», обвивая стежки (пунктир) по схеме: сверху вниз – снизу вверх.

И последний вид шва «шнурок», который мы рассмотрим сегодня на уроке, выполняется по схеме предыдущего стежка, но нить мы не закрепляем, а возвращаемся обратно по той же схеме. Получается шов «шнурок» в виде цепочки.

Ребята, мы с вами выполнили шов «шнурок» графически в тетрадях и на доске, и сейчас должны закрепить полученные знания на практике. Группа делится на две подгруппы. Учащиеся, сидящие на третьем ряду будут работать по карточкам программированного опроса, а учащиеся, сидящие на первом и втором ряду от окна выполнять практическую работу.
Учащиеся, которые будут выполнять практическую работу, соберитесь, пожалуйста, у моего стола, а ребятам первой группы я объясню как работать с карточками. В левом углу карточки напишите свою фамилию, имя и класс. На первой карточке написаны загадки, вы их отгадываете и ответ пишете рядом. Например,
«Держится подружказа моё ушко,Стежкою одноювек бежит за мною»
Что это? Правильно, иголка с ниткой. На второй карточке вы видите два столбика. Вам нужно составить слова из половинок. Начало слова может быть как в одном, так и в другом столбце. Найденные половинки слов вы показываете стрелочками. Все поняли задание? Приступайте к выполнению. На это вам отводится 5-7 минут, т.е. пока я показываю выполнение шва «шнурок» на ткани вы работаете по карточкам.  
ЗАГАДКИ
Весь мир наряжает, сама голая гуляет.
Шагает мастерицапо шёлку и по ситцу. Мал её шажок! Зовётся он – стежок.
Инструмент бывалый – не большой, не малый.У него полно забот – он и режет и стрижёт.
Одна подружкапролезла другой в ушко.
Пройдусь слегка горячим я,И гладкой станет простыня. Могу поправить недоделкиИ навести на брюках стрелки.
Ответ: 1) игла, 2) игла. 3) ножницы, 4) игла с ниткой, 5) утюг.
КАРТОЧКА ПРОМЕЖУТОЧНОГО ОПРОСА ПО ТЕМЕ «ВИДЫ ШВОВ РУЧНОЙ ВЫШИВКИ» 
Задание: Составьте слова, подбирая их половинки из обеих колонок. Начало слова может быть в любой колонке. Найденные слова соединяйте стрелками.

ОТВЕТ: пяльцы, вышивка, пасма, канва, мулине, шнурок, орнамент, игла, счетная.
Итак, шов «шнурок» выполняется нитями мулине в шесть сложений. Рабочую нить закрепляем с изнаночной стороны швом «вперёд иглу» и выводим на лицевую сторону рядом с предыдущим швом. Игла захватывает стежок, не трогая ткани, обвивая его в направлении сверху вниз – сверху вниз. В конце закрепляем нить с изнаночной стороны, обвивая стежки предыдущего шва. Это мы выполнили первый вид шва «шнурок»
Для выполнения второго вида шва «шнурок» можно использовать нить этого же цвета или взять другого цвета. Игла захватывает стежок, обвивая его в направлении сверху вниз – снизу наверх.
Для выполнения третьего вида шва берём нить по длине в два раза больше, чем для выполнения предыдущего шва и обвиваем шов «вперёд иглу», захватывая только стежки в направлении сверху вниз – снизу наверх и обратно. Получается шов в виде цепочки.
Я показала вам выполнения шва «шнурок» на ткани. Я думаю, что этот шов не вызовет трудностей в выполнении. Главное быть внимательной и соблюдать правила безопасности. Главный нюанс в выполнении этого шва – то, что мы захватываем только стежки предыдущего ряда, не трогая ткани. Все поняли задание? Садитесь, и приступайте к его выполнению.
4. Практическая работа.
Учащиеся под руководством учителя отрабатывают приёмы выполнения шва «шнурок» - три вида.
Для наглядности на столах учащихся лежат образцы шва и инструкционно-технологическая карта.
III. Текущий инструктаж.
Целевые обходы. 
Проверить, все ли учащиеся приступили к работе.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Организация рабочего места.
Правильность выполнения приёмов.
Правильность закрепления рабочей нити в начале и в конце шва.
Оказать помощь слабым учащимся путём индивидуального инструктажа на рабочем месте.
Проверить, как учащиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль за качеством выполнения операции.
Проверить в тетрадях правильность выполнения шва графически.
Подготовка к заключительному инструктажу:→ проверить ответы на карточки программированного опроса учащихся первой подгруппы.→ проверить работы учащихся по выполнению шва «шнурок».→ выставить оценки в таблицу и поставить общую оценку за урок каждому учащемуся в журнал и в дневник.
IV. Заключительный инструктаж. 
1. Закрепление нового материала.
Вопросы к учащимся:
А) На чём основывается выполнение шва «шнурок»?
Б) Какие нити и во сколько сложений мы используем?
В) По каким схемам выполняется шов «шнурок»?
Г) Какие инструменты и приспособления используются при выполнении ручных швов? Перед вами плакат. Слова на нём написаны в любом направлении, кроме диагонального. Прочтите их.
  Н     О     Ж     И     Г     Н     И  
Ц И Н А Л Е Л
Ы Л Ь К А Н У
П Я Ц Ы А В М
Молодцы! Этих слов здесь пять: ножницы, пяльцы, канва, игла, мулине.
2. Подведение итогов работы.
Все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности, правильно выполняли трудовые приёмы и организовывали своё рабочее место.
3. Разбор допущенных ошибок.
4. Демонстрация лучших работ.
5. Дисциплина учащихся.
6. Сообщение оценок учащимся за карточки опроса и за трудовые приёмы.
7. Сообщение домашнего задания.
Выполнить на образце ткани семь рядов шва «вперёд иглу», принести на следующий урок: тетрадь, линейку, карандаш, мулине, иглу.
8. Уборка рабочего места.
Инструменты и приспособления сложить в коробочку, обрезки ниток собрать и выбросить в ведро. Ответственному за ножницы собрать их и посчитать.