Технологическая карта урока по ФГОС.Виды ткацкихх переплетений


Разработка открытого урока по технологии для 6-й класса по теме "Виды ткацких переплетений. Ткацкие дефекты"
Разработала: учитель технологии
Трощиева Елена Владимировна
Цели урока:
Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений
Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.
Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.
Дать краткие сведения о видах дефектов тканей.
Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.
Развитие сенсорных и моторных навыков
Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.
Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнение задания.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
кабинет (мастерская) трудового обучения;
инструменты, материалы, приспособления: ручка, карандаш, иглы, шерстяные нитки 2 цвета, ножницы, линейки, клей ПВА, шаблоны, цветной картон 15Х15.2.  Дидактическое обеспечение:
Презентация “ Виды ткацких переплетений. Ткацкие дефекты ” выполненная в Microsoft PowerPointучебник (учебное пособие);
рабочая тетрадь;
таблицы ткацких переплетений
образцы и наглядные пособия натуральных волокон животного происхождения;
коллекции тканей из натуральных волокон;
коллекции тканей различных видов переплетений;
коллекции тканей с различными видами ткацких дефектов;
карточки-задания с образцами ткацких переплетений для выполнения лабораторной работы;
инструкционно – технологические карты по выполнению ткацких переплетений;
образцы видов переплетений
образцы поузловой обработки переплетений
материалы для контроля знаний учащихся
карточки-задания для проведения лабораторной работы “Определение достоинств и недостатков переплетений”
Методы обучения:
словесные: вопросы, объяснение, беседа
объяснительно-иллюстративный,
наглядные: слайды, таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.
практические: лабораторная работа по определению достоинств и недостатков простых переплетений, самостоятельные работы учащихся по выполнению макетов саржевого, сатинового, атласного переплетений.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: бригадно-звеньевой.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие, настрой учащихся на работу.  Проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала;
2. Сообщение темы урока:
“ Виды ткацких переплетений: саржевые, сатиновые и атласные. Ткацкие дефекты”. Презентация. (1 урок) 
Мастер класс: «Плетение», выполнение плетения листьев из бумаги.
Цель урока.
Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать виды ткацких переплетений и о встречающихся ткацких дефектах? (Ответы написать на листах (своего цвета) и прикрепить на доску, от каждой группы по одному ответу.)
Давайте вспомним и повторим, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке, о долевой нити и правилах ее нахождения о производстве тканей.
 Производство тканей включает операции прядения, ткачества, отделки. На специальных станках, которые полностью заменяют ручной труд, увеличивается производительность, повышается качество тканей.
При ознакомлении с различными видами тканей учащиеся должны четко усвоить, что текстильная обработка состоит из всех перечисленных этапов, а подготовительное производство и предварительная обработка волокон зависят от вида сырья.
3. Актуализация знаний:
Дидактическая игра “ Шарлото” к доске попрошу выйти по одной девочке из каждой группы
И взять с ромашки по 2 лепестка вслух назвать номера вопросов и подготовить ответы в группах.
Вопросы к классу:
1. Какие волокна называют натуральными ?2. Перечислите волокна растительного происхождения.
3. Перечислите животных ,из шерсти которых получают волокно.
4. Какие стадии получения натуральных волокон вы знаете?
5. Какова последовательность первичной обработки шерсти?
6. Что называют натуральным шёлком?
7. Страна происхождения шёлка? Какова цель первичной обработки шёлка?
8. Как определить в ткани долеву ю и уточную нить?
9. Что такое основа? Что такое уток?
10.По образцу определить долевую нить в ткани.
4. Изложение учителем нового материала (Слайд 3–11).
Существует огромное число различных видов тканей по цвету, качеству, волокнистому составу, структуре, что усложняет их выбор. Неправильно подобранная ткань, незнание основных свойств материалов являются главной причиной разочарований при изготовлении швейных изделий.
      При приобретении ткани необходимо уметь правильно ответить на следующие вопросы (задать вопрос ученицам),
      Очень важно знать волокнистый состав выбранной ткани, так как от него зависят ее свойства, для какого швейного изделия (моделей одежды, декоративно-прикладных работ и т. д.) она предназначена? Какой должна быть цветовая гамма изделия? Какой структурой должна обладать ткань? Каковы требования к ее свойствам? Для человека какого возраста и какого сезона предназначена выбранная модель одежды? Технология изготовления изделии, правила влажно-тепловой обработки, уход за изделиями из этой ткани.
      Давайте познакомимся с видами простых переплетений их признаками (Слайд 3–5).
***Запись в тетрадь:
 Виды простых переплетений.
Полотняное
Саржевое
Сатиновое
Атласное
***Запишите в тетрадь следующие термины.
Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка на ткани, вышивке, обоях.
Раппорт определяют числом входящих в него нитей.
Различают раппорт по основе – Ro и раппорт по утку – RyСдвигом называют – число, показывающее, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей.
Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх слева направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.
Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).
Полотняное переплетениенить основы и утка переплетаются через одну. одинаковый рисунок с лица и изнанки большая прочность и износостойкость
Саржевое переплетение Нить утка перекрывает две нити основы через одну нить. Рисунок в виде
рубчика идущего в косом направлении.Растяжимость Осыпаемость
Закрепление изученного материала.
Лабораторная работа (7 мин).
А теперь я предлагаю вам выполнить лабораторную работу: “Определение достоинств и недостатков тканей, выработанных саржевым, сатиновым и атласными переплетениями”. В помощь для выполнения работы на рабочих столах есть таблица “Свойства тканей” (Слайд 13).
Работа с образцами тканей разных переплетений и ИК.
(Групповая работа.)
По окончанию работы учащиеся делают вывод от группы.
Молодцы! И так мы поняли, что от характера лицевой поверхности, будет зависеть, какими приемами мы будем пользоваться при изготовлении изделия, от этого будет зависеть его качество.
Контрольные вопросы:
С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке?
Что такое раппорт? (Слайд 13.)
6. Работа с учебником, «Виды ткацких переплетений» учебник стр. 9-10.
*** Зарисовать в тетради схемы переплетений .7. Изложение учителем нового материала.
Вы правы мы получили ткацкие дефекты (Слайд 15).
Прежде чем раскроить ткань ее просматривают по всей длине и ширине, нет ли на ней ткацких дефектов, т. Е. недостатков, повреждений. Эти дефекты могут возникнуть при обрыве нитей или разладке механизмов ткацкого станка. Ткацкие дефекты портят внешний вид изделия и поэтому при раскрое необходимо их выявить, учесть и обойти.
Обнаруженные дефекты необходимо обвести мелом или ниткой,
Работа с учебником и слайдом стр. 12 (Дефекты печати)
Дети записывают в рабочую тетрадь основных понятий:
Дефекты – это недостатки и повреждения ткани.
Виды дефектов (слайд 16, 17.)
Ткацкие дефекты:
-нарушение целостности ткани
-утолщение нити
Дефекты печати:
-непропечатанные места (участки с отсутствием рисунка или нечетким изображением);
-перекос рисунка (особенно видно на тканях в полоску и клетку не параллельность кромке);
-засечка (полоса ткани без рисунка).
7. Рефлексия. Что нового мы узнали на первом уроке технологии? С какими переплетениями вы познакомились на этом уроке их свойства, достоинства и недостатки. Для чего нам нужно определять дефекты в ткани?
8. Практическая работа (2 урок)
Мастер класс: «Плетение», выполнение плетения листьев из бумаги, для стен газеты ко «Дню Учителя».
Вводный инструктаж учителя: проверка готовности к началу работы учащихся.
Работа в группах.
Сегодня ребята предлагаю вам изготовить образцы ткацких переплетений.
Для каждой группы переплетения будут разные.
9. Выполнение приемов практической работы
Шаблоны и технология изготовления листьев представлена в инструкции.
10. Самостоятельная работа учащихся по ИК (Слайд 14.)
ТБ – (1 мин)
Приступаем к работе.
Текущий инструктаж учитель проводит по ходу выполнения учащимися переплетений листьев. Консультирует, дает рекомендации, оказывает помощь.
Целевые обходы:
Контроль соблюдения правил техники безопасности, проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации, контроль за рациональным использование учебного времени учащимися.
Оценки за выполненную работу заносятся в карту группы – оценки детей.
Действия учителя.
Что у нас получилось?– декоративные ткацкие переплетения.
Учитель собирает карты группы, подводит итог практической работы по результатам. Получившиеся листья девушки вывешивают на доску, анализируют, оценивают, поводят итоги.
Проверка карточек группы (выставления оценок).
По окончанию работы:
-разбор типичных ошибок учащихся;
-вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.
Вывод учителя.
Что мы видим?
Целью нашего урока было узнать подробнее:
Зачем нам нужно знать волокнистый состав тканей, различать ткацкие переплетения, находить дефекты тканей?
Ответ детей: устно.
Сегодня на уроке мы доказали, что изучение волокнистого состава ткани, ткацких переплетений и дефектов ткацкого производства нам поможет при выборе тканей для пошива изделия хорошего качества.
11. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания:
А вашим домашним заданием будет посещение составить кроссворд, используя, слова, понятия и определения из сегодняшнего урока.
12. Уборка рабочих мест.
13. Подведение итогов урока учителем:
– объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.
Технологическая карта урока технологии
Класс: ___6_________ УМК: Технология 6 класс под ред. В.Д. Симоненко 2007 г.
Раздел: материаловедение_
Модуль: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Тема: Виды ткацких переплетений: саржевое, сатиновое и атласное. Ткацкие дефекты.
Учитель: Трощиева Е.В.
№ п\пЭтап занятия Содержание (учитель) Методы Формы Виды деятельности (учащиеся) Реальный результат
1. Организационная часть
(2 мин.)
Приветствие, контроль посещаемости, настрой учащихся на урок.
Вы готовы к занятию по технологии? Перед вами лежат карточки настроений. Определите, какое сейчас у вас настроение и поднимите нужную карточку вверх, чтобы я увидела.
Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение и, мы можем приступить к работе! Работа с карточки настроений Готовность к занятию
Работа с карточками Готовность детей к уроку
2. Сообщение темы, целей урока
(5 мин)
Сообщение темы урока
“ Виды ткацких переплетений: саржевое, сатиновое и атласное.
Ткацкие дефекты”.
Как вы думаете!
Зачем ребята нам нужно это знать? (Ответы написать на листах и прикрепить на доску) Медиа – через презентацию
Слайд 2 Работа со Слайдом 2 Работа в группах (ответы детей прикрепить на доске) Запись темы урока в тетрадь
3. Актуализация, проверка знаний
(5–7 мин) Вопросы к классу:
1. Какие волокна называют натуральными ?2. Перечислите волокна растительного происхождения.
3. Перечислите животных ,из шерсти которых получают волокно.
4. Какие стадии получения натуральных волокон вы знаете?
5. Какова последовательность первичной обработки шерсти?
6. Что называют натуральным шёлком?
7. Страна происхождения шёлка? Какова цель первичной обработки шёлка?
8. Как определить в ткани долеву ю и уточную нить?
9. Что такое основа? Что такое уток?
10.По образцу определить долевую нить в ткани. Ответы на вопросы с места, работа по карточкам, работа с образцами ткани
Работа у доски. Работа со слайдом (Слайд 1) и образцами ткани
Работа с коллекцией натуральных волокон животного происхождения.
Ответы у доски
Дидактическая игра “Шарлото ”.
Выбери по 3 шара
Ответьте на вопросы.
Оценки отвечающих членов группы заносятся в карту группы.
Оценки за устные ответы
4. Изложение нового материала
(10 мин) В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только отличного качества, но и красивым.
Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений их признаками.
Узнаем, что такое раппорт по основе Rо и утку Ry. Рассмотрим вертикальный сдвиг и горизонтальный сдвиг. Слайд 3.
беседа
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд  7–11
+ учитель Фронтальная работа с учащимися Работа со слайдом (Слайд 3–5) и образцами ткани
Учебник, тетрадь, схемы. Запись в тетрадь:
Виды простых переплетений.
ПолотняноеСаржевоеСатиновоеАтласное
Запись в тетрадь термины
Раппорт-это
Ro-раппорт по основе
Ry – раппорт по утку
Лабораторная работа
(7мин) Определим их достоинства и недостатки Слайд 12, табл.
св-ва тканей Работа с образцами тканей Лабораторная работа
“Определение достоинств и недостатков тканей выработанных саржевым, сатиновым и атласными переплетениями” работа с образцами по картам
(групповая работа) вывод Вывод –результаты исследования
5. Закрепление материала
(2 мин) Вопросы:
С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке?Что такое раппорт?Что такое раппорт по основе и раппорт по утку? Слайд 13. Фронтальная работа с учащимися Ответы на вопросы с места. 6. Вводный инструктаж(10 мин )Ребята предлагаю вам изготовить образцы ткацких переплетений
Для каждой группы переплетения будут разные. Слайд 14.
Объяснения учителя с демонстрацией, фронтально Пособие
7. Самостоятельная работа учащихся
(25-30 мин) ТБ – (1 мин)
Выполнение ткацких переплетений по группам, продолжение оформления наглядных пособий для кабинета.
Текущий контроль за выполнением, консультации, рекомендации, оказание помощи в выполнении практической работы группам.
Проверка карточек группы (выставления оценок)
Замечания, рекомендации. Инструкционные карты Практическая работа учащихся в группе с трафаретом Составить и оформить коллекцию образцов ткацких переплетений (саржевого, сатинового, атласного).
Работа над переплетением нитки, игла, трафарет, ножницы, образец переплетения, инструкционные карты 8. Промежуточный итог урока
(10 мин) Анализ проведения практической работы.
Что у нас получилось?
Вот теперь возьмите карточки группы и оцените полученные результаты каждой по 5-ти бальной системе
Сдайте карточки.
Сделав вывод по карточкам можно сказать, что не все из вас выполнили правильно эти переплетения.
Каким общим словом можно назвать эти ошибки?
Рассказ о ткацких дефектах и дефектах печати. Слайд 15.Слайд 16.Слайд 17. Работа с итоговыми карточками Ответ: “Образцы переплетений, где хорошо видны лицевая и изнаночная стороны”
Работа в группе с карточкой подведение итогов.
Ожидаемый ответ:
Дефектами. Запись в тетрадь определений:
Дефекты –…………
Виды ткацких дефектов:
9 Итоговая часть Вернуться к целям урока
Мы с вами на уроке доказали, что изучение ткацких переплетений и дефектов тканей нам поможет при выборе тканей для пошива изделия хорошего качества Доска, ответы детей ……………. 10. Домашнее задание
(1-2 мин) Инструктаж по выполнению. Домашнее задание – посетить магазин тканей, определить качество тканей по 2 – 3 образцам, Сделать вывод о наличии дефектов ткани.
Общие итоги, отметки. Особенно хочется отметить работу группы № , она быстрее справилась с выполнением зд. Слайд 18.
Слайд  19. Посещение магазина тканей, беседа с продавцом о проблеме ткацких дефектов, определить качество тканей по 2–3 образцам. Вывод записать в тетрадь. Список литературы.
Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова “Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности” (швейное производство). Учебник
Ю.Б.Зотов “Организация современного урока”.
Ю.А.Конаржевский “Анализ урока”.
Е.В.Васильченко, А.Я.Лабзина “Методич.пособие по обслуж.труду”.
Журналы “Школа и производство”: 12/91,1/93, 5/93, 5/98, 2/99, 6/99, 1/2000,3/02, 1/03,2/03, 4/03, 8/03,1/04.