Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по учебнику А.А.Плешакова


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 17»

Рассмотрена Согласована Утверждена
Руководитель методического Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ №17
объединения
_________Сергеева Г.В. ________ Волобуева Е.Л. ________ Бураков А.Е.
Протокол № 1 от 21.08.2016г 21.08.2016 г. Приказ № 101-од от 22.08.2016г.
.
Рабочая программа
по предмету: окружающий мир
на 2016-2017 учебный год
класс: 2
всего часов на учебный год: 68
количество часов в неделю – 2
Составитель: учитель начальных классов
Волобуева Елена Леонидовна
Воронеж 2016
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру 2 класса соответствует:
Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями;
примерной образовательной программе начального общего образования и программы «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков;
основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ № 17;
учебному плану МБОУ СОШ № 17;
федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Положению о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования
мир. 2 класс.
Предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Ориентирована на УМК «Школа России»:
1.А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
К учебнику А.А.Плешакова. Е.М.Тихомирова. Окружающий мир. Тетрадь для практических работ с Дневником наблюдений. 2 класс. В 2 ч. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
А.А.Плешаков. От земли до неба: атлас-определитель. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Окружающий мир. Разноуровневые задания. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных. учреждений /Т.Н Максимова. - М.: ВАКО, 2016.

















Раздел II. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

РегулятивныеУУД
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Личностные

У обучающихся будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-
Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Предметные результаты освоения курса курса «Окружающий мир» на конец 2 класса.
Учащиеся научатся:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;  соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.







Раздел III. Содержание учебного предмета
Основное содержание (по темам или разделам) Характеристика основных видов учебной деятельности
Тема 1. Где мы живём?
Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Где мы живём? Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн).
Отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран;
Исполнять гимн России;
Анализировать информацию учебника
Приводить примеры народов России, Различать национальные языки и государственный язык России;
Работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России;
Формулировать выводы из изученного материала,
Сравнивать город и село;
Рассказывать о своём доме по плану;
Формулировать выводы;
Распределять обязанности по выполнению проекта;
Собирать информацию о выдающихся земляках;
Проводить презентацию с демонстрацией фотографий;
Различать объекты природы и предметы рукотворного мира.
Работать в паре и группе;
Классифицировать объекты окружающего мира;
Выполнять тестовые задания учебника; Оценивать свои достижения и достижения учащихся.
Тема 2. Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
Классифицировать объекты природы по существенным признакам;
Различать объекты неживой и живой природы; Работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;
Устанавливать связи между живой и неживой природой;
Различать объекты и явления природы; Приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;
признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.) Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны.
Правила поведения в природе. Экскурсия:
1) Наблюдение осенних изменений в природе.
2)Экологические связи между растениями и животными Практические работы:
1) Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;
2 Знакомство с горными породами и минералами; 3) Уход за комнатными растениями.

Практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений. Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
Сопоставлять научные и народные предсказания погоды; Работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой,
Составить сборник народных примет своего народа. Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; Определять природные объекты с помощью атласаопределителя;
Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;
Находить на рисунке знакомые созвездия;
Сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;
Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; Находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; Осуществлять самопроверку.
Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы; работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах;
Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;
Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;
Описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;
Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём. Находить информацию об охране воздуха и воды родного края.
Устанавливать по схеме различия между группами растений; Работать в
паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;
Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
Определять растения с помощью атласаопределителя;
Оценивать эстетическое воздействие растений на человека.
Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;
сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги
Устанавливать взаимосвязи в природе; Моделировать изучаемые взаимосвязи; Выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
Классифицировать культурные растения по определённым признакам;
Находить информацию о растениях; Сравнивать и различать диких и домашних животных;
Приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;
Рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.
Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;
Определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса;оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.
Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;
Осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. Определять породы кошек и собак; Объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.
Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
Предлагать и обсуждать меры по их охране; Использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; Подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).
Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;
знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила;
распределять обязанности по выполнению проекта;
Извлекать информацию из различных источников; Составлять собственную Красную книгу; Презентовать Красную книгу.
Выполнять тестовые задания учебника;
Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
Тема 3. Жизнь города и села
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность. Сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.Сезонные изменения в природе: зимние явления.
Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсия: Наблюдение зимних
явлений в природе;
Практическая работа: Живая природа зимой.
Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;
Моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; Классифицировать предметы по характеру материала;
Прослеживать производственные цепочки, моделировать их, приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);
Сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;-
Рассказывать о строительных объектах в своём селе;
Предлагать вопросы к тексту.
Классифицировать средства транспорта;
Узнавать транспорт служб экстренного вызова; Запомнить номера телефонов экстренного вызова
01, 02, 03. Различать учреждения культуры и образования; Приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;
Определять названия профессий по характеру деятельности;
Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;
Распределять обязанности по подготовке проекта; Интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.
Выполнять тестовые задания учебника; Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; бережное или потребительское отношение к природе; Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Наблюдать над зимними погодными явлениями; Исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;
Распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных;
Наблюдать за поведением зимующих птиц. Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;
Формулировать правила безопасного поведения на улице зимой, вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
Обсуждать выступления учащихся;
Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Тема 4. Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения
здравоохранения. Специальности врачей
(терапевт, стоматолог, отоларинголог)Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практические работы:
1)Отработка правил перехода улицы
2)Противопожарная безопасность
3)Как вести себя при встрече с незнакомцем.
Называть и показывать внешние части тела человека;
Определять на муляже положение внутренних органов человека;
Моделировать внутреннее строение тела человека.
Рассказывать о своём режиме дня;-
Составлять рациональный режим дня школьника;
Обсуждать сбалансированное питание школьника; Различать продукты растительного и животного происхождения;
Формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.
Моделировать сигналы светофоров;
Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
Соотносить изображения и названия дорожных знаков;
Формулировать правила движения по загородной дороге, правила безопасности на основе прочитанных рассказов;
Учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;
Формулировать правила безопасного поведения в быту; Узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;
Сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.
Характеризовать пожароопасные предметы;
Запомнить правила предупреждения пожара; Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; Рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;
Находить в Интернете информацию о работе пожарных
Готовить сообщение.
Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;
Запомнить правила поведения во время купания;
Различать съедобные и ядовитые грибы;
Находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;
Определять с помощью атласа-определителя
жалящих насекомых.
Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;
Предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;
Моделировать звонок по телефону в полицию и
МЧС;
Выполнять тестовые задания учебника; Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; бережное или потребительское отношение к природе; Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Тема 5. Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине,
кинотеатре, транспорте) Практическая работа:
Отработка основных правил этикета.1) с одноклассниками. 2) с незнакомыми людьми.
Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
Формулировать понятие «культура общения»; Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;
Моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.
Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
Отбирать фотографии из семейного архива; Составлять родословное древо семьи; Презентовать свой проект.
Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; Обсуждать вопрос о культуре общения в школе; Формулировать правила общения с
одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
Оценивать с нравственных позиций формы поведения;
Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.
Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;
Формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;
Моделировать ситуации общения в различных ситуациях.
Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; проблему подарка в день рождения друга; правила поведения за столом; Формулировать правила этикета в гостях.
Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.
Выполнять тестовые задания учебника;
Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; бережное или потребительское отношение к природе; Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Тема 6. Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.
Экскурсии:
1) Ознакомление с формами земной
поверхности и водоемами родного края; 2)Сезонные изменения в природе:
весенние и летние явления
3) Наблюдение весенних изменений в природе. Практические работы:
Определение сторон горизонта по компасу;
Освоение основных приемов чтения карты
3)Знакомство с материками и океанами.
. Сравнивать фотографии в учебнике,
Находить линию горизонта;
Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
Анализировать текст учебника;
Формулировать вывод о форме Земли.
Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;
Знакомиться с устройством компаса и правилами работы ;
Осваивать приёмы ориентирования по компасу; Знакомиться
со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;
Анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;
Сравнивать по схеме холм и гору;
Характеризовать поверхность своего края
Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; Анализировать схему частей реки; - на основе наблюдений
Рассказывать о водных богатствах своего края; Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;
Составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». – Наблюдать
за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;
Формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.
Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
Знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;
Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;
Наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. Сравнивать изображение России на глобусе и карте;
Соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;-
Осваивать приёмы чтения карты;
Учиться правильно показывать объекты на настенной карте.
Распределять обязанности по выполнению проекта;- в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;
Составлять презентацию своего исследования; Презентовать свои проекты.
Находить Москву на карте России;
Знакомиться с планом Москвы; Описывать достопримечательности по фотографиям;
Отличать герб Москвы от гербов других городов; Совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.
Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;
Находить на фотографии достопримечательности Кремля; сведения об истории Кремля, готовить сообщение.
Находить Санкт-Петербург на карте России;-
Знакомиться с планом Санкт-Петербурга; Описывать достопримечательности по фотографиям;
Отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;
Совершить виртуальную экскурсию по Санкт-
Петербургу с помощью Интернета. Сравнивать глобус и карту мира;
Находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;
Соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.
Находить материки на карте мира;
Знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;
Готовить сообщения и выступать с ними перед классом
.Сравнивать физическую и политическую карты мира;
Находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; Определять, каким странам принадлежат представленные флаги; Распределять обязанности по выполнению проекта; Готовить сообщения о выбранных странах; Подбирать фотографии достопримечательностей Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; Приводить примеры летних явлений в неживой и
живой природе;
Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;
за лето
Подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».
Выполнять тестовые задания учебника; Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; бережное или потребительское отношение к природе; Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
Обсуждать выступления учащихся;
Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


Раздел IV. Тематическое планирование


п/п
Наименование разделов (или тем) Общее количество часов на
изучение
раздела
(тем) Из них Практич еские работы Экскурсии Проверочные работы Проекты
1 Где мы живём. 4 ч. 1 1
2 Природа. 20 ч. 3 2 5 3
3 Жизнь города и села. 10 ч. 1 1 2 2
4 Здоровье и безопасность. 9 ч. 3 2 2
5 Общение. 7 ч. 1 1 2
6 Путешествия 18 ч. 3 3 3 3
7 Итого 68ч 11 6 14 13





Раздел V. Календарно - поурочное планирование


п/п Дата прове дения Тема урока
(№, тема практической работы; №, тема контрольной работы) Примечание
I четверть Где мы живём? (4 ч)
1. 06,09 Родная страна
2. 08,09 Город и село.
Проект «Родной город»
3. 13,09 Природа и рукотворный мир.
4. 15,09 Проверочная работа №1: «Родная страна. Город и село».
Презентация проекта «Родной город»
Природа (20 ч)
5. 20,09 Живая и неживая природа.
6. 22,09 Явления природы.
Практическая работа №1 «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека»
7. 27,09 Что такое погода. В гости к осени.
Экскурсия№1 «Наблюдение осенних изменений в природе».
8. 29,09 Сезонные изменения в природе: осенние явления. Межпредметный проект «Осенний марафон»
9. 04,10 В гости к осени (урок). Проверочная работа №2 «Природа».
10. 06,10 Звездное небо. Представление о зодиакальных созвездиях
11. 11,10 Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами»
12. 13,10 Проверочная работа №3 «Звездное небо. Кладовые Земли».
Про воздух… Его значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха. Защита воздуха от загрязнения
13. 18,10 И про воду. Вода, ее значение для растений, животных, человека. Загрязнение воды. Защита воды от загрязнения.
14. 20,10 Какие бывают растения.
Многообразие растений- деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.
15. 25,10 Какие бывают животные. Многообразие животных-насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Проект «Берегите Землю!»
16. 27,10 Невидимые нити. Экскурсия №2.
«Экологические связи между растениями и животными».

17. 08.11 Дикорастущие и культурные растения. Проверочная работа №4 «Растения».
18. 10.11 Дикие и домашние животные.
19. 15.11 Комнатные растения и уход за ними.
Практическая работа №3 « Уход за комнатными растениями»
20. 17.11 Животные живого уголка.
21. 22.11 Про кошек и собак.
Различные породы. Уход за домашними животными. Проверочная работа №5 «Животные».
22. 24.11 Красная книга России.
Знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны
23. 29.11 Будь природе другом! Проект «Красная книга»
Отрицательное влияние людей на растений и животных. Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
24. 01.12 Проверочная работа №6 «Охрана природы».
Жизнь города и села(10)
25. 06.12 Что такое экономика.
26. 08.12 Из чего что сделано.
27. 13.12 Как построить дом.
28. 15.12 Какой бывает транспорт.
Проверочная работа №7 «Экономика.Транспорт».
29. 20.12 Культура и образование. Проект «Всякому делу своя пора..»
30. 22.12 Все профессии важны. Проект «Профессии»
31. 27.12 В гости к зиме.
Экскурсия №3 «Наблюдение зимних явлений в природе».
32. 10.01 В гости к зиме (урок) № Практическая работа 4 «Живая природа зимой»
33. 12.01 Проверочная работа №8 «Культура и образование.Профессии».
34. 17.01 Презентация проектов «Всякому делу своя пора», «Профессии».
Здоровье и безопасность(9ч.)
35. 19.01 Строение тела человека.
Проект «В здоровом теле - здоровый дух»
36. 24.01 Если хочешь быть здоров. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение. Проверочная работа №9 «Строение тела человека».
37. 26.01 Берегись автомобиля!
38. 31.01 Школа пешехода. Практическая работа №5 по теме «Отработка правил перехода улицы».
39. 02.02 Домашние опасности. Меры безопасности в домашних условиях.
40. 07.02 Пожар! Практическая работа №6 «Противопожарная безопасность».
41. 09.02 На воде и в лесу.
42. 14.02 Опасные незнакомцы. Практическая работа №7 «Как вести себя при встрече с незнакомцами».
43. 16.02 Проверочная работа № 10 « Здоровье и безопасность». Презентация проекта «В здоровом теле - здоровый дух»
Общение (7ч).
44. 21.02 Наша дружная семья. Проект «Традиции моей семьи
45. 28.02 Проект «Моя родословная»
46. 07.03 В школе. Практическая работа №8 «Взаимоотношения с одноклассниками и поведение в школе»
47. 09.03 Презентация проекта «Традиции моей семьи» Правила вежливости. (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.
48. 14.03 Ты и твои друзья. Практическая работа №9 «Отработка основных правил этикета: с одноклассниками, с незнакомыми людьми.
49. 16.03 Мы – зрители и пассажиры.
50. 21.03 Проверочная работа № 11«Общение»
Презентация проекта «Традиции моей семьи», «Моя родословная».
Путешествия(18ч).
51. 23.03 Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонт.
Экскурсия№4 «Ознакомление с формами земной поверхности и водоёмами родного края».
52. 04.04 Ориентирование на местности.
53. 06.04 Ориентирование на местности. Практическая работа № 10 «Определение сторон горизонта по компасу»
54. 11.04 Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги.
55. 13.04 Водные богатства. Ознакомление с формами земной поверхности и водоёмами родного края. Проверочная работа №12 «Ориентирование на местности.
Формы земной поверхности. Водные богатства».
56. 18.04 В гости к весне. Экскурсия №5 «Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления».
57. 20.04 В гости к весне (урок).
Бережное отношение к природе весной и летом.
58. 25.04 Россия на карте. Практическая работа №11 «Освоение основных приемов чтения карты».
59. 27.04 Проект «Города России»
60. 02.05 Путешествие по Москве.
61. 04.05 Московский Кремль. Другие достопримечательности столицы. Проект «Мы – путешественники»
62. 11.05 Город на Неве Проверочная работа №13 «Как читать карту. Путешествие по родной стране»..
63. 16.05 Путешествие по планете.
Практическая работа №12 «Знакомство с материками и океанами».
64. 18.05 Путешествие по материкам.
65. 23.05 Страны мира. Проект «Страны мира»
66. 23.05 Впереди лето. Экскурсия №6 «Наблюдение весенних изменений в природе».
67. Проверочная работа №14 «Путешествие по планете. Страны мира».
68. Что мы узнали и чему научились за год.
Презентация проектов «Города России», «Страны мира»