Кухни народов мира. Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»,
город Югорск, Тюменская область,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,






Кухни народов мира

Программа элективного курса предпрофильной подготовки
учащихся общеобразовательных школ
( 17 часов)






Автор-составитель: Череватая Елена Алексеевна
учитель технологии
высшей квалификационной
категории












2012

Содержание


1. Пояснительная записка.
2. Критерии оценки результативности изучения курса.
3. Ожидаемый результат.
4. Цель и задачи программы.
5. Требования к уровню усвоения учебного материала.
6. Учебно-тематический план.
7. Программное содержание.
8. Научно - методическое обеспечение программы.
9. Список литературы.








































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышения способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута. Кроме того, подрастающее поколение несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь и перспективы развития нашего общества.
В детстве многие мечтают стать поварами или кондитерами. Однако в юности это тяготение часто сменяются у молодежи увлечениями другими, более «престижными» профессиями. Юность далеко не всегда способна самостоятельно осознать, что добиться много, в полной мере применить свои силы можно не только в «именитых» профессиях, но и в скромных, на первый взгляд неприметных.
Специальности повара и кондитера – важнейшие в сфере обслуживания. Далеко не сразу завоевали они общественное признание. А между тем у них большая история, богатые традиции. Кормить людей всегда считалось делом почетным, ответственным. Чтобы заслужить это право, надо стать мастером в подлинном значении этого слова.
Поэтому для школьников, в особенности, проявивших интерес к технологии приготовления пищи, может оказаться интересным и полезным углубление в проблематику ценностно-смысловых аспектов кулинарного мастерства человека. При этом может иметь место как внешний взгляд на повара или кондитера, так и соотнесение изучаемого материала со своими ценностями и устремлениями.
В школьной программе отводится определенное количество времени для приобщения учащихся к кулинарии. Девочки с интересом занимаются кулинарией. Приобретенные навыки очень помогают им в повседневной жизни, а некоторым дают ориентацию в выборе будущей профессии.

Однако учебного времени отведенного на данную тему не достаточно. И для того, чтобы помочь учащимся овладеть навыками самообслуживания, приготовления пищи, расширить их знания о национальных традициях нашей страны и стран мира, познакомить с традиционной русской кухней и кухней других народов была составлена данная программа.
В процессе реализации программы с одной стороны, происходит углубление и расширение содержания базовой программы «Технология», с другой - осознание особенностей профессии повара и кондитера.
На данном курсе учащиеся, опираясь в своей работе на знания и навыки по приготовлению пищи, полученные учащимися на уроках технологии, должны расширить и углубить эти знания и навыки, способствовать профориентации школьников.
В ходе изучения элективного курса школьники узнают об особенностях приготовления различных блюд и тайнах кондитерского искусства. На основе соблюдения технологии приготовления пищи учащиеся учатся приготавливать различные блюда, выпекать кондитерские изделия и выполняют их эстетическое украшение.
Данный курс предполагает использование методов работы, как репродуктивный, объяснительно - иллюстрационный, частично - поисковый, а также невозможно рассмотреть предложенные темы без применения активных методов преподавания, ролевых игр, дискуссий, проектной деятельности учащихся. Основной формой работы курса является учебное занятие, проводимое один раз в неделю продолжительностью 40 минут. А весь курс рассчитан на 17 часов. Занятия предполагают как рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ: эскизы, приготовление блюд, сервировка стола, мини-проекты. Перед практическими занятиями необходимо проводить инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим правилам.
Данный элективный курс могут посещать учащиеся 5-9 классов. Занятия формируются по возрастному принципу: на одни занятия записываются школьники не более двух смежных классов, например пятых – шестых, шестых – седьмых или восьмых – девятых. Это позволит руководителю строить занятия с учетом подготовленности школьников, правильно сочетать теорию с практикой. Младшим учащимся давать меньше теоретических сведений, отводя основную часть времени на практические работы. Для учащихся 9 классов рекомендуется большая сложность и большой объем теоретического материала. Для практических занятий им предлагают наиболее сложные в приготовлении и оформлении блюда.

КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

1.Степень развития интереса к профессии;
2. Степень проявления способностей к кулинарной деятельности;
3. Степень проявления самостоятельных взглядов, позиций суждений о процессе и результате кулинарной деятельности;
4. Степень проявления эстетического вкуса.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, собеседовании с ними, а также выполнения творческих мини-проектов. Таким образом, творческие блюда или изделия из теста предоставленные на завершающем занятии являются формой отчетности учащихся в конце изучения данного курса. Со старшеклассниками можно организовать праздник «Русский чай», в подготовке и проведении которого сами учащиеся должны принимать активное участие.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Цель: формирование интереса и положительной мотивации школьников к занятиям по кулинарии путем их ознакомления с технологией приготовление блюд народов мира, необходимой для дальнейшего освоения программы профессиональной подготовки повара или кондитера.
Задачи:
- дать учащимся возможность реализовать свой интерес к профессии повара или кондитера;
- уточнить готовность и способность учеников осваивать выбранное направление на повышенном уровне;
- развивать эстетический вкус и кулинарную грамотность;
- приобщать учащихся к культуре народов мира.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В результате изучения программы элективного курса «Основы кулинарного мастерства» учащиеся получат возможность
Знать:

способы приготовления и оформления национальных блюд,
виды национальных блюд,
исторические предпосылки развития кухни разных стран
калорийность блюда
особенности итальянской кухни
особенности украинской кухни
особенности японской кухни
особенности русской кухни
требования техники безопасности и правил личной гигиены при кулинарных работах

Уметь:
выполнять эстетическое украшение блюд и изделий из теста.
правильно подбирать формы нарезки продуктов при приготовлении блюда,
витаминизировать пищу,
сервировать стол,
соблюдать правила по техники безопасности,
собирать и анализировать информацию по особенностям национальной кухни
изготавливать блюда по имеющимся рецептам
рационально использовать имеющиеся продукты
соблюдать правила личной гигиены и охраны труда

Учащиеся должны владеть компетенциями:
- учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);
- информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
- ценностно-смысловыми (умение генерировать новые решения, умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями, умение понимать и относиться толерантно к произведениям искусства и литературы).
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;
принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные блюда народов мира.

В целях воспитания самостоятельности, активности обучающихся рекомендуется в каникулярное время проводить дни открытых дверей кружка.Они показывают гостям оформление готовых блюд, рассказывают о правилах сервировки и поведения за столом, дают советы в приготовлении различных блюд, проводят викторину.

На занятиях применяется широкий арсенал методов:
словесные (объяснения, рассказ, беседа);
наглядные (демонстрация приемов выполнения операций, вариантов оформления готовых блюд);
проблемные (постановка проблем и поиск ее решения);
исследовательские (самостоятельный анализ задачи и ее решение);
метод практического сотворчества;
метод коллективных и групповых работ;
метод творческого показа.













































Учебно-тематический план

п/п
Тема
Кол-во ч.
Понятийный аппарат
Методы, формы обучения
Дата



Т
П




1.



2.






3.



4.






5.





6.




7.





8.




9.

«Вводное занятие»



« Итальянская кухня»





«Японская кухня»



«Французская кухня»





«Украинская кухня»





«Кавказская кухня»




«Национальные блюда Белоруссии»




«Русская кухня»




«Творческий проект» Защита проекта. Итого: 17 часов
1



1






1



1






1





1





1




1









1






1



1






1





1





1




1




2

понятие « национальная кухня», ингредиенты, меню, калорийность блюд.

особенности итальянской кухни, ассортимент блюд, понятия: ризотто, пицца, равиоли, лазанье, спагетти, моцарелла, мортаделла, салями.

особенности японской кухни. Роллы, суши, японские супы, десерты

Особенности французской кухни. Салаты. Использование сельдерея , лука-порея, салата-латука, спаржи, авокадо, шампиньонов.

ассортимент блюд. Понятия: вареники, галушки, гречаники, кулеш, пампушки.

Ассортимент блюд. Приправы. долма, сунели, сациви, чанах, плов, лаваш, чахохбили, хачапури, харчо, мацони.

Драники, пирожки картофельные фаршированные грибами, яйца фаршированные грибами.

традиционные блюда русского стола. Русский чайный стол. Выпечка. Блюда из картофеля.
Беседа,
объяснение
демонстрация

Игра, мини - проект





Объяснение, конкурс


Беседа,
практическая работа в группах



Рассказ, демонстрация



Практическая работа в группах демонстрация


Исследование




практическая работа.



Творческие проекты, экскурсия




Программное содержание

Тема 1: «Вводное занятие» 1ч.
Теория: понятие « национальная кухня», ингредиенты, меню, калорийность блюд. Поиск и анализ информации. Оборудование, инструменты для кулинарных работ. Правила безопасности и личной гигиены при проведении кулинарных работ. ИОТ №1
Практика: сбор и анализ информации, расчет количества продуктов и калорийности готового блюда.

Тема 2: « Итальянская кухня» 2ч.
Теория: особенности итальянской кухни, ассортимент блюд, понятия: ризотто, пицца, равиоли, лазанье, спагетти, моцарелла, мортаделла, салями. Бутерброды в итальянской кулинарии. Итальянские бутерброды и овощные запеканки (запеченные бутерброды, бутерброды по-итальянски с рыбой, итальянские горячие бутерброды, запеканка по- итальянски).
Практика: приготовление пиццы

Тема 3. «Японская кухня» 2ч
Теория: особенности японской кухни. Роллы, суши, японские супы, десерты.
Практика: приготовление ролл.

Тема 4. «Французская кухня».2ч.
Теория: Особенности французской кухни. Салаты. Использование сельдерея , лука-порея, салата-латука, спаржи, авокадо, шампиньонов. Блюда французской кухни (запеканка дофинуа, шампиньоны фаршированные, яйца в мешочек запеченные).
Практика: приготовление салата.

Тема 5: «Украинская кухня» 2ч.
Теория: особенности украинской кухни, ассортимент блюд. Понятия: вареники, галушки, гречаники, кулеш, пампушки. Виды нарезки овощей. Пассерование овощей.
Практика: нарезка овощей «соломкой», приготовление украинского борща.

Тема 6. «Кавказская кухня» 2ч.
Теория: особенности грузинской, азербайджанской и армянской кухни. Ассортимент блюд. Приправы. Понятия: долма, сунели, сациви, чанах, плов, лаваш, чахохбили, хачапури, харчо, мацони.
Практика: приготовление плова.

Тема7. «Национальные блюда Белоруссии» 2ч
Теория: Традиционные белорусские блюда. Использование картофеля в белорусской кулинарии. Блюда белорусской кухни. (Драники, пирожки картофельные фаршированные грибами, яйца фаршированные грибами.)
Практика: приготовление блюд из картофеля.

Тема 8. «Русская кухня» 2ч.
Теория: традиционные блюда русского стола. Русский чайный стол. Выпечка. Блюда из картофеля. Особенности православной русской кухни. Постные супы (щи, рассольник)
Практика: приготовление кулебяки.

Тема 9. «Творческий проект» 2ч
Подготовка к проекту (выбор страны, обзор особенности кулинарии, традиционные блюда). Защита проекта.
Контрольные вопросы для проверки знаний учащихся:
Из предложенного списка выберите слова, относящиеся к итальянской кухне: сациви, кулеш, чанах, лазанье, плов, лаваш, галушки, пицца, равиоли, гречаники.
Из предложенного списка выберите слова, относящиеся к кавказской кухне: долма, вареники, равиоли, сунели, борщ, сациви, чанах, пампушки, моцарелла, мортаделла.
Из предложенного списка выберите слова, относящиеся к украинской кухне: галушки, лаваш, моцарелла, гречаники, хачапури, вареники, харчо, мацони, кулеш, пампушки.
Распределите слова из списка: долма, сунели, пампушки, сациви, кулеш, хачапури, галушки, гречаники, ризотто, пицца, равиоли, лазанье, спагетти, моцарелла, харчо, мортаделла, салями на три группы: А) итальянская кухня; Б) украинская кухня; В) кавказская кухня.
Что такое пассерование?
Что включается в меню?
Как нарезается свекла для украинского борща?


Научно – методическое
обеспечение программы
1. Ермакова В.И. Основы кулинарии. Учебное издание. Программы общеобразовательных учреждений. – М.- «Просвещение» 2002.
2. Немова Н.В. Управление системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. – М.:АПК и ПРО, 2003.
3. Челышева Т.В. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство». Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.
4. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие / Науч. Ред. С.Н. Чистякова. – М.: АПК и ПРО, 2003.

Список литературы
Ермакова В.И. Альбом плакатов по кулинарии, 10-11 кл.: Приложение к учеб. «Основы кулинарии». – М.: Просвещение, 2002.
Ермакова В.И. Основы кулинарии, 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2002.
Ивушкина О. Необычные блюда из овощей. – М.: РИПОЛ классик, 2005.
Кенгис Р.П. Домашнее приготовление тортов, пирожных, печенья, пряников, пирогов. – 4-е изд.., стер. – М.: «Колос», 1998.
Вольпер И.Н. “Легенды и быль о продуктах”, М. “Экономика”, 1969.
Ковалев В.М., Могильный Н.П. “Традиции, обычаи и блюда русской кухни”, М. “Терра”, 1998.
Лазерсон И. “Французская кухня”, М. “Центрполиграф”, 2005.
Похлебкин В.В. “Все о пряностях”, М.“Центрполиграф”, 1997.
Похлебкин В.В. “Занимательная кулинария”, М. “Центрполиграф”, 1997.
Похлебкин В.В. “Специи и приправы”, М.“Центрполиграф”, 1997.
Райченок Ж.Е. “Самые популярные блюда мира”,Мн.Литература,1998
Сенгурова Е. “Пир на весь мир”, М. “Терра”, 1998.
Халин А.А.,Сунин Н.С. “Русский дом”, Н.Новгород, “Нижний Новгород”, 1991.