Методические рекомендации Работа с дистанционным курсом в СДО Moodle

РАБОТА С ДИСТАНЦИОННЫМ КУРСОМ В СДО MOODLE

Что такое Moodle?

Moodle – это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в internet. Это постоянно развивающийся проект, основанный на теории социального конструктивизма.
Слово Moodle – это аббревиатура от понятия Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда, которая наиболее полезна для программистов и теоретиков. Это также может быть и глаголом, который означает «процесс медленного продирания сквозь дебри, изучения чего-либо по мере его появления, исправление своих ошибок, которое впоследствии ведет к развитию интуиции, сообразительности и творческих способностей». По существу, обе эти трактовки подходят, учитывая то, как разрабатывался этот проект и то, что учителя и ученики смотрят на вопрос он-лайн образования по-разному.
Moodle - это авторизованная среда, в которой ничего нельзя сделать анонимно, а следовательно и учитель и ученик должны помнить об ответственности.

Что такое дистанционный курс?

Дистанционный курс – это набор тематических (или календарных) разделов, в которых размещены ресурсы и активные элементы курса.
Ресурсы – это статичные материалы курса. Ими могут быть: различные типы упражнений подготовленные в тестомодулирующей среде Hot Potatoes, файлы с текстами, различного рода изображения (карты, иллюстрации, схемы, диаграммы), веб-страницы, аудио и видео-файлы, анимационные ролики, ссылки на ресурсы Интернет и т.п.
Работать с ресурсами достаточно просто – их необходимо освоить в сроки, установленные учителем, либо прочитать с экрана, либо сохранить их на свой локальный компьютер для дальнейшего ознакомления. Их также можно распечатать и работать с материалом на бумажном носителе (кейс-технология).
Вы можете изучать материалы курса в любом порядке, но желательно придерживаться заданной преподавателем последовательности, т.к. изучение некоторых материалов предполагает знание уже пройденных.
Раздел, который желательно изучать в настоящее время, показывается как текущий раздел и выделяется синеватым цветом.
Активные элементы курса – это интерактивные средства, с помощью которых учитель либо проверяет уровень знаний учеников, либо вовлекает их во взаимодействие как друг с другом, так и с собой. К активным элементам курса относятся: форумы, чаты, задания, занятия, тесты, семинары и т.п.
Активные элементы могут предполагать как одностороннюю активность участников курса, так и обоюдную: между студентом и преподавателем.
Активные элементы требуют коммуникационной активности студента, как правило, в режиме он-лайн.
В конце тем содержатся задания творческого характера. Они позволяют проверить уровень усвоения материала темы.
Обращайте внимание на все задания курса!

Внешний вид курса

Давайте рассмотрим устройство курса Moodle на примере одного из дистанционных гибридно-поддерживающих курсов «Поддержка основного курса “Английский язык. X класс”.
На главной странице Moodle, изображенной на рисунке 1, имеется список доступных для Вас курсов. Для выбора одного из них нужно кликнуть по названию.


Рис. 1. Главная страница Moodle

Регистрация в системе

Для регистрации на сайте системы дистанционного обучения ГУО «Гимназия №5 г. Барановичи» на главной странице необходимо обратиться к администратору сайта. Если Вы уже зарегистрированы, то Вам необходимо кликнуть по ссылке "Вход", расположенной в верхнем левом углу сайта (рисунок 2). Введите свой индивдуальный идентификационный номер (ИИН) в поля "Логин" и "Пароль".


Рис. 2. Вход в СДО Moodle
 
Общение с другими участниками курса

Фотография. Признак хорошего тона – размещение в личной карточке пользователя своей фотографии, что делает общение между участниками курса более открытым и личностным.
Вежливость. К сожалению, большинство Интернет-форумов не отличается высоким стилем общения между участниками. На нашем сайте мы стараемся сохранить уважительный формат общения. Поэтому будьте, пожалуйста, вежливы при общении в форумах, при обмене сообщениями. Избегайте ошибок и не используйте жаргонные выражения. Помните, что Ваше участие в форумах оценивается!
Общение с учителем. Вы можете обращаться к учителям-тьюторам курса по всем возникающим у Вас в ходе обучения вопросам. Это можно сделать через консультационный форум, размещённый в ориентационной неделе курса (рисунок 3).


Рис. 3. Размещение консультационного форума

Структура курса

Каждый курс образовательной системы имеет блочную структуру: по краям страницы расположены блоки управления и навигации, в средней широкой колонке – разделы (темы) курса.
Основное содержание курса расположено в разделах, которые организованы по тематическому принципу. Однако доступ к ресурсам и элементам курса может осуществляться и через другие блоки, например, через общий список курсов.
Курс Moodle состоит из трех основных колонок (рисунок 4). Левая и правая колонки могут содержать различные блоки с необходимой информацией и элементами управления. Каждый из блоков можно скрыть нажав на значок "–" в правом верхнем углу окна.


Рис. 4. Блоки и секции Moodle

Центральная секция курса Moodle – основное содержание, созданное Вашим учителем. Каждый из блоков центральной секции может разделять материал по неделям или на отдельные логические элементы. Данные настройки задаются преподавателем.

Левая колонка страницы

Участники

Нажав на кнопку "Участники", Вы найдете список и личную информацию участников данного курса (рисунок 5). Здесь можно воспользоваться фильтром поиска пользователей по первой букве его имени или фамилии. Вернитесь к курсу, нажав на его название в левом верхнем углу.


Рис. 5. Список участников курса

Элементы курса

Здесь собраны ссылки на различные типы элементов курса, такие как: Hot Potatoes Quizzes, Wiki, задания, тесты, форумы, глоссарии, рабочие тетради и т.д. (рисунок 6).


Рис. 6. Демонстрация элементов курса

В Вашем курсе, зачастую, может присутствовать несколько заданий, разнесенных по разным неделям обучения. Для доступа ко всем элементам одного типа просто нажмите на соответствующий пункт данного блока. Откроется окно со списком, например, заданий, где будет указана неделя, на которой выдано задание, тип, последний срок сдачи (если преподавателем предусмотрены временные рамки на выполнение), отзыв и оценка (если задание уже сдано и оценено). Нажав на название-ссылку, Вы перейдете непосредственно к этому заданию и сможете приступить к его выполнению. Вернитесь к курсу, нажав на его название в левом верхнем углу.

Управление

В системе Moodle реализована гибкая и довольно сложная система оценок за все выполняемые задания (включая тесты), которые становятся доступны ученику непосредственно в курсе в разделе "Оценки" блока "Управление" (рисунок 7). Каждому участнику в этом журнале доступны только его собственные оценки.

Рис. 7. Блок «Управление»

Правая колонка страницы

Данные модули носят, в большей степени, информационный характер и могут быть совершенно различного типа и содержания. Чаще всего, в курсах присутствует блок "Наступающие события" и "Последние действия" (рисунок 8). Один из блоков отображает важные для Вас наступающие события, например, начало тестирования или выдача задания, а второй отображает все последние действия внутри курса.

Рис. 8. Информационные модули

Работа с ресурсами

Скачивание файлов. В некоторых случаях может быть удобнее или целесообразнее не просматривать, а скачать с сайта материалы курса. Для этого можно пользоваться стандартными средствами любого браузера (правая кнопка мыши -> Сохранить ссылку как ... или в меню браузера - Файл -> Сохранить как...).
Загрузка файлов. Некоторые элементы курса могут требовать от учащихся загрузки своих материалов на сервер или отсылки файлов преподавателю.
Для отправки преподавателю вне сайта Вы можете использовать стандартную процедуру отправки прикреплённых файлов вашей почтовой программы.
Ряд элементов курса, например, "Задание", предусматривает прикрепление ответов учащихся в виде файлов непосредственно в элементе курса. Для этого в интерфейсе элемента "Задание" предусмотрено соответствующее окно для загрузки файла.
В системе есть ограничение на размер загружаемого файла. Большие файлы архивируйте в формат  "zip".
Используемые форматы. Учителя-разработчики могут использовать в образовательном процессе самые разнообразные форматы файлов – от простых текстовых до видео и аудио файлов. Большинство таких файлов может быть открыто средствами самой образовательной системы, но некоторые файлы требуют специального программного обеспечения.
Одним из самых распространённых форматов такого типа является формат PDF. Для открытия файлов PDF используются бесплатные программы:
Adobe Acrobat Reader (http://get.adobe.com/reader/)
Foxit Reader (http://www.foxitsoftware.com/pdf/reader/)
Файлы форматов MS Office (Word, Excel, PowerPoint) и т.п. открываются соответствующим приложением. Т.е. эти программы должны быть установлены на компьютере пользователя!

Работа с заданиями

Помимо учебных информационных материалов, предоставляемых в системе Moodle, Ваш учитель будет давать Вам задания и оценивать их выполнение.
Первый тип заданий – это задания, при выполнении которых Вам нужно напечатать ответ в виде простого текста. При нажатии на ссылку данного задания в основном блоке курса перед Вами откроется окно, в котором отобразится текст задания, сроки сдачи (если они предусмотрены учителем) и снизу кнопка "Добавить ответ".
При нажатии на нее перед Вами откроется окно HTML-редактора, где Вы можете ввести текст. Обратите внимание, что редактор оснащен различными функциональными кнопками, при помощи которых можно форматировать текст, вставить ссылку или картинку в Ваш ответ. Также, Вы можете просто скопировать текст в данное окно из .doc, .txt документа через буфер обмена компьютера.
Второй тип задания – ответ в виде одного или нескольких файлов. При выборе такого задания Вы также увидите окно с текстом задания, сроки выполнения, а чуть ниже кнопку "Загрузить файл", при нажатии на которую появляется кнопка "Обзор" для выбора отправляемых документов. При нажатии кнопки "Обзор" перед Вами откроется окно проводника Вашего компьютера. Выберите нужный файл (можно загрузить за 1 раз только один файл, если нужно отправить папку или несколько документов сразу, можете создать из них архив) и нажмите кнопку "Отправить".

Работа с тестами

Для прохождения теста (рисунок 9) его нужно выбрать среди элементов курса. Если курс содержит большое количество элементов,  можно выбрать раздел тестов,  щелкнув на значке "Тесты"  в меню  "Элементы курса". В этом случае из всех элементов курса будут отображены только тесты, из которых Вы можете выбрать нужный.  В Moodle  имеется гибкая система настройки тестов, которую каждый учитель использует в соответствии со своими специфическими задачами. Вам может быть предложено выполнение тестов на время, с ограниченным числом попыток, со случайным набором вопросов и т.д. Конкретное решение зависит от учителя-тьютора курса.


Рис. 8. Вариант оформления теста

Выбрав нужный тест среди элементов курса, обратите внимание на его условия – количество возможных попыток,  метод оценивания, ограничения по времени. Для того, чтобы приступить к прохождению теста, необходимо нажать кнопку "Начать тестирование". Если тест имеет ограничение по времени или/и количество попыток ограничено, то система выдаст предупреждение.
Если Вы уже проходили данный тест, то при следующем входе в тест будет отображаться сумма Ваших предыдущих попыток, оценка и комментарий к тесту. В тесте могут присутствовать вопросы нескольких типов:
Выбор одного варианта ответа.
Вопрос на соответствие.
Множественный выбор ответа.
Выбор правильного ответа из выпадающего списка.
Вопрос, на который необходимо дать свободный ответ (эссе).
Вопрос с вложенными ответами.
Вопрос с пропущенным словом.
Большинство тестов выполняются в режиме он-лайн. Тест будет считаться незавершенным до тех пор,  пока Вы не нажмете кнопку "Отправить результаты и завершить тест".
После прохождения теста Вам становятся доступны его результаты, в которых отображаются набранные баллы,  число попыток,  затраченное время и отзыв преподавателя. А также Вы можете просмотреть все вопросы и узнать,  какие ошибки Вы допустили.

Работа с форумом

Традиционно форум является удобным средством общения, дополняя и "оживляя" процесс дистанционного образования. Форумы Moodle имеют простой и интуитивно понятный интерфейс (рисунок 10).
В форуме есть ряд пользовательских настроек: можно подписаться на него и, таким образом, получать все его сообщения; следить за новыми сообщениями; осуществлять поиск по сообщениям форума; изменять формат вывода сообщений (группировать сообщения в зависимости от даты, сворачивать сообщения и т.д.).
В форуме используется встроенный редактор, который позволяет форматировать текст Вашего сообщения, вставлять картинки и таблицы.
В новостном форуме курса, как правило, публикуются наиболее важные сообщения и объявления преподавателей. Обращайте внимание на сообщения новостного форума. Также как и остальные модули, он располагаются  в основных блоках курса и панели "Элементы курса" в левом углу.
 

Рис. 10. Главное окно форума
 
Форумы в Moodle практически ничем не отличаются от классических, хотя, могут иметь несколько характерных особенностей:
1. Форум с одной темой, где каждый из пользователей может создать лишь одно обсуждение. Для добавления темы в форуме необходимо нажать на соответствующую кнопку. Внутри самого обсуждения можно отвечать на сообщения, а в выпадающем меню вверху топика – выбирать тип отображения ветки обсуждения.
2. Форум с несколькими темами – классический интернет-форум для общих обсуждений.
3. Форум "Вопрос-ответ" – сначала Вам необходимо ответить на вопрос, заданный создателем темы. После ответа Вы увидите сообщения от других участников. Следует отметить, что темы может создавать любой участник курса, но сами форумы добавляются только учителем (в качестве элементов курса). В большинстве случаев тьюторы будут оценивать Ваши ответы на форуме. Данные оценки также заносятся в журнал.

Работа с эссе


Рис. 11. Главное окно эссе

Выполняя задание «эссе» (рисунок 11), необходимо записать произвольный текст. Программа не может автоматически оценить правильность ответа. Поэтому здесь задаётся только одно направление перехода: после ввода печатного текста необходимо выбрать опцию «сохранить» (рисунок 12).


Рис. 12. Выполнение задания «эссе»

В случае необходимости редактирования текста эссе выбирайте опцию «редактировать мой ответ» (рисунок 13) и вносите необходимые изменения.


Рис. 13. Редактирование эссе
Работа с Wiki

Wiki-проект предполагает групповую работу, поэтому необходимо указывать исполнителя. Для того, чтобы добавить свой фрагмент текста, необходимо выбрать опцию «редактирование», а после – «сохранить» (рисунок 14).


Рис. 14. Главное окно Wiki

Работа с элементом Hot Potatoes Quiz

Для выполнения упражнений, разработанных в тестомодулирующей системе Hot Potetoes , необходимо внимательно изучить задание и, следуя инструкциям по выполнению, после завершения выбрать опцию «check» для проверки и получения оценки в процентном соотношении от выполненного упражнения. Оценка зависит от полноты, правильности и количества попыток, предпринятых для выполнения задания.
Предложенные упражнения могут быть разных типов (рисунок 15-18):


Рис. 15. Упражнение на сопоставление


Рис. 16. Упражнение на восполнение недостающих элементов


Рис. 17. Разновидность заданий множественного выбора


Рис. 18. Разновидность заданий множественного выбора
3 КОЛОНКИ КУРСА УЧЕНИКОВ Заголовок 215