Ускорение темпа урока как средство формирования, освоения и применения специальных и общеучебных умений инавыков х

1
Организационный момент урока 3
Организация уплотненного опроса на уроках технологии...6
Использование опорных конспектов на уроках технологии при обучении швейному делу...12
Заключение..15
Список использованной литературы.16
Приложение 1 Опорные конспекты при обучении швейному делу...17
Приложение 2 Открытые уроки с нестандартной формой начала урока и уплотненным опросом.26










Введение
Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями, навыками.
Урок технологии – сложное педагогическое явление. С одной стороны это организованная активная, учебно-познавательная деятельность учащихся, с другой – управление этой деятельностью учителем, который систематически излагает учебный материал, организует восприятие этого материала и практическую деятельность учащихся по его применению.
Не секрет, что нынешние дети фактически ничего не умеют делать своими руками, не имеют представления об истинной стоимости и ценности вещей. Острой становится проблема формирования у детей достоверных представлений о вещах и предметах окружающей действительности, об их реальных свойствах. Телевидение, «мультики», компьютерные игры нередко способствуют созданию неточных, поверхностных и даже неверных представлений о вещах и предметах окружающей действительности.
При рыночной экономике трудовая деятельности человека ориентируется на установку личного благополучия за счет собственной активности, индивидуального труда.
Задача учителя – воспитание, трудолюбие, развитие активности, самостоятельности в условиях «затянувшегося детства», инфантилизации детей значительно усложняется.
Одна из коренных задач трудового воспитания – выработка у детей общетрудовых умений и навыков. И здесь важно не упустить время: природа не восстанавливает полностью невостребованных в срок имеющихся у каждого ребенка задатков. Безусловно значимыми является своевременное развитие руки, глазомера, пространственных ощущений, координации и ловкости движений, тактильных и термических рецепторов, физических качеств, необходимых для эффективной напряженной трудовой деятельности, выявление и развитие присущих ребенку склонностей к определенным видам труда. Как же создать условия для развития познавательной и созидательной активности и самостоятельности. Конечно, здорово, когда есть мастерская с современным оборудованием, инструментом, наглядными пособиями, дидактическим материалом. Но без правильной организации трудовой деятельности вся эта база не даст должного эффекта.
Так моих пятиклассниц хоть и привлекают новые швейные машины, образцы изделий, выполненных с их помощью, но пугает обилие новых слов, терминов, объем информации и даже жужжание машины. И здесь важно создание ситуации успеха, мотивации на достижение цели. Необходимо обучать школьников правильному выполнению умственных действий. С этой целью используются алгоритмы, опорные схемы, опорные конспекты.
Организационный момент урока
Начало – больше половины целого.
Аристотель
Никакая, даже самая лучшая методика не принесет результата, если нет дружелюбных и уважительных отношений. Надо добиться, чтобы у ребенка возникла потребность в познании.
Любой урок, будь он традиционной или инновационной формы по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части.
Задачи вводной части: создание определенного эмоционального фона. В качестве приема для создания положительного эмоционального фона может быть просьба учителя улыбнуться друг другу, сказать добрые слова, настроиться на положительные результаты.
Можно предложить разминку, ориентированную не столько на выявление разнообразных знаний, сколько на сообразительность, догадливость, быстроту реакции, глазомер. Например:
Посади парашютистов:




Проведи параллельные линии:

Доскажи фразу:
Ножницы должны лежать на столе(с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе)
Длина нити равна(двум длинам локтя)
Придумай слова из слова:
Ножницы: нож, нос, сон
Наперсток: перст, сток, сапер
Выкройка: крой, вой
Дети 11-16 лет, с которыми в основном и приходиться общаться учителям технологии, испытывают потребность в общении. Оргмомент обязательно должен мотивировать детей на достижение поставленных целей. Можно актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущий»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще важную сторону этой темы»), усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А, между тем, это будет необходимо»), усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.
Необходимо опираться на собственный опыт учителя и его индивидуальные особенности, тогда можно продумать свое сочетание приемов мотивации, учитывая возможности школьников.
Оргмомент требует творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию урока и собственному стилю педагогической деятельности.
Можно использовать нетрадиционные способы начала урока:
Рифмованное начало
Начало урока с элементами театрализации (см. Приложение 2-урок «Рациональное питание»)
С высказываний выдающихся людей, относящихся к теме урока
С пословицы, поговорки, раскрывающей тему урока
Постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации
Важно:
не оставить без внимания каждое самостоятельное высказывание,
творческую инициативу,
добрый поступок, хорошее настроение,
познавательный интерес,
поддержать ученика в его стремлении преодолеть свою робость, застенчивость, зависть к успехам других, болтливость, недисциплинированность.
Необычное начало урока способствует быстрому включению учащихся в познавательную деятельность, активизации их мышления, мобилизации внимания. Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, помогает им быстро включиться в работу, способствует экономии времени.














Организация уплотненного опроса на уроках технологии.
На повторении домашнего задания, опроса на уроках технологии отводится 10-15% времени. И за это время необходимо не просто восстановить в памяти учащихся изученный материал, выявить объем и качество знаний, умений и навыков учащихся, но и актуализировать прежние знания – подготовить почву для усвоения нового материала. Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения».
Уплотненный опрос обеспечивает обучающий характер, осознанность и полноту действий учащихся, привлекает их к исправлению ошибок, способствует объективному аргументированию ответа.
На этапе опроса можно использовать различные формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, фронтальные.
I Для индивидуального опроса можно использовать карточки и задания разного уровня:
Карточки соответствия
Карточки определения
Карточки подбора
Дай характеристику
Примеры:
Карточки соответствия:
1 1. стачной взаутюжку А

2. двойной Б

3. вподгибку с закрытым срезом В

4. накладной Г

5. стачной вразутюжку Д
Ответ: 1-Б; 2-Д; 3-А; 4-В; 5-Г
1. лен А синтетические
шелк Б искусственное
капрон В натуральное животного происхождения
вискоза Г растительное
Ответ: 1-Г; 2-В; 3-А; 4-Б
Карточки определения:
по образцам определить, объяснить критерии
а) лицевую, изнаночные стороны ткани
б) нить основы
в) волокнистый состав
Карточки подбора:
к предлагаемым изделиям подобрать ткань из числа предлагаемых
к ткани подобрать нитки, иглу
к предлагаемому фасону изделия выбрать подходящую ткань
Карточки «Дай характеристику»:
дайте характеристику по образцу шва: название, назначение, технические условия выполнения
Задания могут быть у доски, на месте или за компьютером, у манекена, за швейной машинкой:
расставь порядок действий
найди ошибку
убери лишнее
найди соответствие
расшифруй термины
покажи, как правильно снять мерки, записанные в полном/половинном размере


Примеры:
1)Расставь порядок действий. Тема «Раскрой»
сложить ткань лицевыми сторонами внутрь
разложить мелкие детали
разложить крупные детали
приколоть мелкие детали
приколоть крупные детали
обвести детали по контуру
обвести детали с учетом припуска
отколоть выкройки
вырезать детали кроя
2)Найди ошибку. Тема «Стачной шов вразутюжку»

1.


2.


3.

за
3)Убери лишнее. Тема «Подготовка выкройки к раскрою».
На выкройке должны быть: название деталей
количество деталей
направление нити основы
величины припусков
середина деталей
сгиб детали
II Групповые задания:
Экспертиза
Описание: класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает по образцу обработки одного узла, из них один – правильный, остальные – с ошибками.
Задание: Поставить оценку и объяснить почему.
Результаты можно представить на доске:

Образцы
Ошибки

1
2
3




Подобрать способ обработки
Описание: дается узел и возможные (или невозможные) способы обработки.
Задание: подобрать способы обработки, объяснить критерии выбора
Игровые задания:
Изобрази пантомимой процесс
Описание: задание можно дать группе режиссер – актер. Вариантов выполнения задания два:
учащиеся поняли пантомиму, объясняют действия актера
учащиеся не поняли – артисты объясняют, что они хотели показать, а класс ищет ошибки
Пример:
Вдень нитку в иголку, завяжи узелок, выполни строчку, закончи строчку
Изобрази рабочую позу
Описание: Учащемуся необходимо показать одну из предлагаемых поз:
Сижу за машинкой
Работаю иглой
С меня снимают мерки
Работаю ножницами
Расскажи значение символа
Описание: Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает карточки с изображением символов, обозначающих способы ухода за текстильными изделиями (стирка, глажение, отбеливание, сушка)
Задание: Учащимся нужно объяснить значение символов на карточках.
III Для работы с всем классом хорошо использовать:
тесты разного уровня
кодовый тест (при его выполнении возникает особый интерес учащихся, а для учителя – возможность познакомить их с новым понятием, рассказать историю, смысл кодового слова)
терминологический диктант
графический диктант
Для проверки такого вида заданий можно использовать разные варианты: самоконтроль, ученик – ученик, учитель – ученик. Проверка тестов позволяет выяснить «слабое звено» и быстро его ликвидировать.
Игровые задания для всего класса:
«Что в черном ящике?»
Описание: В «черный ящик» учитель помешает деталь машины, инструмент или приспособление (шпульный колпачок, нитепритягиватель, нитенаправитель)
Задание: классу необходимо угадать, что лежит в «черном ящике», для этого нужно задавать вопросы учителю, на которые он может отвечать только «да» или «нет»; можно проводить соревнование по рядам – кто быстрее отгадает.
Блиц опрос
Творческие задания
Описание: учащемуся дается задание дать характеристику предмету или детали швейной машины, не называя его; описание предмета должно быть таким, чтобы остальные определили что это.
Использование разных форм опроса приводит к достижению необходимых целей: в работу включаются все учащиеся, поскольку есть возможность проявить разные способности, ученики могут получить несколько оценок за один урок. Учитель может проверить не только объем и правильность знаний, но и их глубину, осознанность, гибкость, оперативность, умения использовать их на практике, указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы, активизируется деятельность всего класса. Такой опрос не дает возможности расслабиться, мобилизует силы учащихся на освоение нового материала (для этого можно еще использовать и задания, подводящие к изучению темы).








Использование опорных конспектов на уроках технологии при обучении швейному делу.
На усвоение теоретических знаний по труду отводиться 20-25% времени, выделенного в целом на трудовое обучение. Именно потому, что его сравнительно мало, а ученик, переступая порог мастерской, настраивается сугубо на практический лад, теоретические сведения должны особенно тщательно продумываться. Приступая к работе с пятиклассниками, сталкиваешься с тем, что дети этого возраста не умеют работать самостоятельно, привыкли при малейшем затруднении просить помощи у учителя. Но уже в пятом классе на уроках труда учащиеся должны освоить много новых понятий, осмыслить их, уметь правильно употреблять. Иногда кажется, что ученику достаточно правильно повторить приемы вслед за учителем, но на практике убеждаешься, что метод «делай как я» воспринимается в лучшем случае 50% учащихся, и то порой выполнение операции идет чисто механически, так как не все представляют, каков должен быть конечный результат. Чтобы дать возможность наглядно увидеть последовательность работы, дать возможность проанализировать свои действия, используют инструкционные карты, карточки задания, и мне особенно полюбились опорные конспекты. Их использование позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке, сформировать устойчивые навыки.
Этот способ заимствован из опыта В.Ф. Шаталова. Я взяла на вооружение используемые им следующие методические приемы: опорный конспект и работу с ним на разных этапах урока; систему поэлементного обучения решению технических задач; систему поэтапного формирования знаний; систематический само- и взаимоконтроль; максимальное использование самостоятельности и др. Использование опорных конспектов помогает развивать техническое мышление и технологическую грамотность даже тех учениц, которые считаются слабоуспевающими.
Опорный конспект – это лист с изображением отдельных символов (рисунков, их частей, технологических требований). Усвоив смысл символов, ученик легче запоминает материал, грамотно излагает, быстрее воспринимает новое. Символическое обозначение должно быть осознано, подводить к нему надо постепенно.
Пример: учащимся предлагается рассмотреть образцы ручных и машинных строчек и ответить на вопросы:
на что похожа ручная (машинная) строчка?
из скольких деталей состоит данный образец?
как сложены детали между собой? и т.д.
Таким образом постепенно формируется своеобразный словарь технологических терминов (см. Приложение 1). При изучении нового материала учащиеся овладевают соответствующими символами, повторяя уже известные. Объяснение можно построить по – разному:
расшифровать написанные на доске (карте) символы, по аналогии с уже известными, выясняя смысл новых
самим составить опорный конспект, исходя из объяснения учителя, или рассмотрев образец
Пример: стачной шов, запошивочный, двойной, обтачной и др. (см. Приложение 1)
Опорный конспект позволяет:
овладеть специальной технической терминологией
выполнить практическую работу при пошиве самостоятельно как при отставании так и при опережении
соблюсти технологические требования
осознанно овладеть специальной технической терминологией
осуществить самоконтроль
Пользуясь на уроке опорным конспектом, каждая ученица глубже разбирается в изучаемом материале, грамотно излагает его, не позволяя себе при этом ошибиться. Опорные конспекты наглядно показывают общее и различное в операциях и тем самым экономят время. Если в дальнейшем в своей профессиональной деятельности ученицам придется встречаться с условными обозначениями (стандартами), принятыми в специальной литературе, поученные знания значительно облегчат их понимание и усвоение.
В основе такой организации учебного процесса лежат действительно научно – обоснованные, психологические предпосылки – формирование учителем приемов смысловой переработки текста (у нас текст специфический, профессиональный). При использовании учениками опорных конспектов как средств организации своей учебной деятельности резво уменьшается количество ошибок, активно развивается мышление, сообразительность, способности к переключению внимания.











Заключение
Использование наглядности в обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал «золотым правилом дидактики». Среди наглядных пособий, используемых в технологии, опорным схемам отводится особое место. Они способствуют усилению направленности восприятия, развитию логического мышления, зрительной (образной) памяти и, как следствие, более полному и прочному усвоению знаний.
В своей работе я рассмотрела использование активных методов обучения на двух не самых значительных по времени этапах урока.
Но без их четкой организации, логично встроенной совместно с учениками последовательности действий, невозможен эффективный процесс практического применения полученных знаний. Конечно, для этого этапа нужны свои приемы по формированию, развитию и применению специальных (профессиональных) навыков. Но это тема для следующей разработки.














Список использованной литературы:
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Современный урок, изд. «Учитель», 2006г.
Т.П. Сальникова Педагогические технологии, изд. «ТЦ Сфера», 2006г.
В.П. Трушин Как преподавать технологи//Школа и производство №7,2001г.
И.П. Арефьев. Опорные схемы по технологии// Школа и производство №3, 2004г.
Н.В. Котряхов Современные подходы к проблемам трудового воспитания// Школа и производство №2,1999г
И. Осипов Формирование учебной мотивации школьников// Школа и производство №2, 2004г.
С.И. Мелехина Опорные конспекты при обучении швейному делу// Школа и производство №3, 1996г.
Ресурсы интернет: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



























Приложение 1 Опорные конспекты при обучении швейному делу



















Двойной


1.)




2.)



3.)





4.)



5.)



6.)

Обтачной

1.)



2.)



3.)




4.)




5.)


6.)

Окантовочный

1.)



2.)


3.)



4.)




5.)


6.)


7.)

Стачной


1.)




2.)


3.)



4.) или









Шов вподгибку с закрытым срезом


1.)


2.)




3.)


4.)



5.)


















 С.В. Кульневич, Т.Г. Лакоценина «Современный урок». Изд-во «Учитель», 2006г.
 Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987; Шаталов В.Ф. и др.Опорные конспекты по кинематике и динамике: Кн. Для учителя. М.: просвещение,1989
 С.И. Мелехина Опорные конспекты при обучении швейному делу//Школа и производство №3, 1996, с.57









13 PAGE \* MERGEFORMAT 142615







и

и

2,0

л

1,0

л

С

С

С

и

и

л

л

1,0

0,5

-

0,7

и

и



С

об

О

И

л

л

0,5-0,7

ВЫ

И

и

л

на

на

раз

за