Разработка личностно-ориентированного урока с учетом возможностей дистанционного образования и moodle


Разработка личностно-ориентированного урока с учетом возможностей дистанционного образования и moodleПризнаем, что современный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. И все же далеко не всегда его можно считать личностно-ориентированным.
Сущность последнего - постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. Именно личностно-ориентированное обучение устраняет одно из главных противоречий в образовании между разнообразием интересов и дарований школьников и единым для всех образовательным стандартом.
При разработке личностно-ориентированного урока следует обратить внимание на несколько позиций.
Опора на субъектный опытПервая позиция. Учитель сообщает знания в строгой логической последовательности и этого же требует от ученика, полагая, что ему они еще не известны. Ученик же как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.
Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. "окультурить"), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.
При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские "версии" не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти "версии", выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.
В этих условиях ученики будут стремиться быть "услышанными", станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения.
Знание психофизических особенностей
Вторая позиция. Обычно, готовясь к уроку, учитель подбирает дидактический материал (иллюстративный, презентации, ресурсы ЦОР), позволяющий ему в процессе занятия использовать задания разной степени трудности. Ранжирование таких заданий традиционно осуществляется через выявление объективной сложности материала, интереса учащихся к предметному содержанию и их индивидуальных возможностей при выполнении предлагаемых на уроке тренировочных, творческих, проблемных заданий.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом: пересказ, проектное или творческое задание, рисунок, предметное изображение и т.п. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.
Возможности moodleВ роли равноправных партнеров
Третья позиция. Она относится к сценарию урока, его "режиссуре". Традиционно общение на уроке сводится к приглашению (принуждению) учащихся заниматься тем, что предусмотрел учитель согласно требованию программы (ее тематическому и календарному планированию). Такая профессиональная позиция не подвергается сомнению. Вопрос в другом. Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя?
Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Учитель должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы учащегося.
При дистанционной форме обучения можно выделить следующие преимущества:
Доступность
Гибкость
Модульный принцип
Мобильность
Живое общение
Имеются и недостатки:
Психологическая адаптация
Необходимы навыки работы с компьютером
Зависимость от качества работы аппаратуры и сети Интернет
Медицинские проблемы
Критерии анализа личиостно-ориентированного урока:
создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу;
сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности;
гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей урока (его этапов): сообщение материала, выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учетом их индивидуальных особенностей;
стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий;
использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;
анализ ответа ученика не только с позиции правильности, но и с учетом того, как ученик рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения;
преобладающая форма общения с учащимся – диалог.
Основные особенности
Я высказала здесь те рекомендации к подготовке и проведению личностно-ориентированного урока, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными. Некоторые из них, естественно, известны каждому учителю, используются им в повседневной работе.
Подчеркну в заключение его основные особенности:
конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;
продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;
проведение наблюдений за школьниками (процедур отслеживающего характера);
предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);
стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;
привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку;
использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика;
применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;
продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.