Урок по географии на тему: Изображение земной поверхности на плане и карте.


Тема: Изображение земной поверхности на плане и карте.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Содержательная: способствовать формированию умений считывать информацию, заключенную на плане местности; представлять изображенную на карте территорию в реальных размерах; развитию знаний о способах изображения земной поверхности на планах и картах; усвоению понятий: абсолютная и относительная высота, бергштрих, горизонталь.
Деятельностные: способствовать формированию умений реализовывать новые способы действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные), развитию интереса к изучению географии, воспитанию ответственности за выполняемую на уроке работу.
Личностные: способствовать формированию географического мышления, умений по применению полученных знаний на практикеПознавательные: способствовать формированию умений ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений и умение читать рельеф топографического плана местности.
Коммуникативные: способствовать развитию умений слушать и понимать речь других людей; толерантности к возможностям одноклассников; умения работать самостоятельно и в парах.
Регулятивные: способствовать развитию умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности; способствовать совершенствованию в диалоге с учителем выбору критериев для самостоятельной оценке своей деятельности на уроке и деятельности одноклассников.
Методы: частично -поисковый
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: учебник, тетрадь, атлас, компьютер, экран, мультимедиа,, CD – диск «Электронное приложение к учебнику», план – конспект урока (приложение 1)№ Этапы урока Деятельность педагога
1 Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Включение в деловой ритм.
- Ребята, улыбнитесь друг другу!
--С каким настроением пришли на этот урок?
- Каким бы вы хотели увидеть наш урок?
- А какими вы должны быть, чтобы случилось всё так, как вы хотите?
Садитесь.
Помните: Девиз нашего урока:
ОпредеятьСлушать
Думать
Находить
Доказывать
Запоминать
2 .Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового.
Учитель предлагает выполнить задания
1) фронтально 1: 300 000
- Что означает запись на доске?
- Что такое масштаб?
- Какие виды масштабов вы знаете?
- Переведите данный масштаб в именованный.
2) - Что такое азимутом?
- Что называется ориентированием?
3) Топографический диктант: (вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки)
Учащиеся из школы пошли на экскурсию в смешанный лес. Их путь проходил по проселочной дороге, мимо фруктового сада, озера, через овраг, грунтовую дорогу. Особенно трудно было пробираться через кустарник и небольшое болото.
3 Постановка учебной задачи.
Цель: постановка цели урока;
Выявление места и причины затруднения. Сегодня мы с вами работаем в картографической мастерской и создаем карту нашего поселка. Попробуйте нанести на карту (чистый лист бумаги) участок занятый лесонасаждениями, не забудьте про рельеф. (ответы учеников). Что не получается?
-Почему не можем составить карту? - Что нам не хватает? -Что надо делать? Сформулируйте тему урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со способами изображения земной поверхности на плане и карте.
Чтобы измерить высоту местности, нам с вами может помочь инструмент – нивелир.
3.1 Работа в парах Задание № 1. Используя текст учебника П. 10 стр 36 до слов «Представьте, что перед вами холм»; рис 24 стр 36 дайте определения понятий: абсолютная высота, относительная высота; сделайте обозначения к рисунку. Ответ занесите в план – конспект (задание 1).
3.2 Первичное закрепление знаний Предлагает выполнить задание СD- диска «Определение абсолютной и относительной высоты» и ответить на вопросы:
- Какая высота называется относительной?
- Какая высота называется абсолютной?
- Как обозначают абсолютную высоту географических объектов?
Физкультминутка Мы сейчас все дружно встанем
(Дети встают)
И немножко отдохнем.
(Потягиваются)
К западу вы повернитесь,
(Повороты)
А на юге, поклонитесь!
(Наклоны)
Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Повернулись на восток,
(Движения руками)
И на месте прыг да скок!
(Прыжки на месте)
Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
3.3 Работа в парах Задание № 2. Используя текст учебника П. 10 стр 36 со слов «Представьте, что перед вами холм»; рис 25 стр 36, CD- диск «Проекция построения холма и впадины», расскажите:
- как построить план холма, впадины?
- дайте определение понятий «горизонталь», «бергштрих»
Ответ занесите в план – конспект (задание 2).
3.4 Закрепление знаний Фронтально проверяет как выполнено задание. Предлагает выполнить задания CD- диска «Горизонтали»:
- через сколько метров проведены горизонтали?
- определите абсолютную высоту холма
- определите высоту холма относительно его подножия.
Первичный контроль знаний Предлагает выполнить задания CD- диска «Тренажёр»
Рефлексия деятельности Вернемся к девизу нашего урока
7 (итог урока)
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- В чём затруднялись?
Возвращаемся к девизу урока. Над чем работали?
Д/З
«3» Изучить параграф 10 стр 36 – 37
«4» ответить на вопросы 1-5
«5» Самостоятельно составить рассказ, письмо, зашифровав географические объекты условными знаками (по выбору).
Комментирование оценок.
Фамилия, имя ________________________________ Дата _______
Топографический диктант: (вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки)
Учащиеся из школы пошли на экскурсию в смешанный лес. Их путь проходил по
проселочной дороге, мимо фруктового сада, озера, через овраг, грунтовую дорогу.
Особенно трудно было пробираться через кустарник и небольшое болото.
Тема урока ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 1. Используя текст учебника П. 10 стр 36 до слов «Представьте, что перед вами холм»; рис 24 стр 36 дайте определения понятий: абсолютная высота, относительная высота; сделайте обозначения к рисунку. Ответ занесите в план – конспект (задание 1).
А) Относительная высота - ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Б) Абсолютная высота - _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В) Относительно какого моря в России исчисляется абсолютная высота всех географических объектов? ______________________________________________________
Г) На плане местности найдите холм. Какова его абсолютная высота? __________
Задание № 2. Используя текст учебника П. 10 стр 36 со слов «Представьте, что перед вами холм»; рис 25 стр 36, дайте определение понятий и ответьте на вопросы:
А) Горизонталь ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Б) Бергшрих - ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В) Определите, где на рисунке изображён холм, а где впадина?


__ ____________________ __________________________
Приложение 2.
Я знаю Я хочу узнать Я узнал