Статья на тему Духовно-нравственное воспитании младших школьников во внеклассной работе.

Духовно-нравственное воспитании младших школьников во внеклассной работе.
Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая
как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Поэтому мы обращаемся к народной педагогике потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, это наши истоки.
Задача, которая сегодня стоит перед нами:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.
Чтобы решить эти задачи, мы обратились за помощью в музей истории города Йошкар-Олы. Работниками музея разработаны образовательные программы для детей разных возрастных групп. Особенно радует, что содержание всех занятий основано на материалах этнографических экспедиций сотрудников музея, проведенных по Республике Марий Эл.
Вместе с музеем мы провели:
Исследование «Зачем поют колыбельные?», по результатам которого была составлена подборка колыбельных наших мам и бабушек и выпущена памятная брошюра для участников исследования. С этой работой ребята участвовали в XVI городской эколого-краеведческой конференции учащихся «Моя малая Родина» - тема «Истоки народной мудрости», где заняли 2 место.
Программу «При солнышке тепло», которая посвящена БАБУШКАМ. В стенах музея вместе собрались и дети, и бабушки, и родители.
На программе «Маменька и тятенька» мы с детьми говорили о семейных обычаях и традициях, роли отца и матери в воспитании ребёнка.
Программа «Воспитание ребенка в народных традициях. Народная игрушка» дала детям представление о старинной народной игрушке, о ее роли в воспитании детей, полнее раскрыла представление о традиционной народной культуре. Вместе с детьми мы пришли к выводу, что не следует отказываться от национальных вековых традиций: в материнском фольклоре и мудрость целого народа, и общение с ребенком, и музыкальность, и просто игра.
Рождественские колядки. Участники фольклорного объединения «Царёв город», который действует при Музее истории города Йошкар-Олы -Зверева Светлана Владимировна и Бусыгина Мария Валентиновна - разучили с детьми колядки, исполняя которые дети желали окружающим благополучие, добра, мира. Дети сшили мешок колядовщиков, изготовили рождественскую звезду и прошли по микрорайону Тарханово. Уже вечером мы вернулись в музей, пили чай и смотрели вертепное представление.
Исследование «Дети военной поры». Ученики встречались и беседовали со своими близкими, с соседями. Мы посетили музей Леса, где на память нам подарили две книги о тружениках леса МАССР в Великой Отечественной войне, побывали в музее бывшего Ремесленного училища №1 (ныне «Политехник»). Библиотекарь нашей школы провела с ребятами урок мужества, где они обсуждали литературные произведения посвященные детям войны. С этой работой наши ученики выступили на XVIII городской эколого-краеведческой конференции «Моя малая Родина» - заняли 1 место.
Литературные чтения. Музей помог нам организовать встречу с одним из авторов детской книги «Приключения Петрушки» Маргаритой Андреевной Фадеевой. Предварительно ребята прочитали все книги этой серии. А работники МБУК «ЦБС г. Йошкар-Олы» библиотека – филиал №1» провели с ребятами увлекательную викторину по прочитанным книгам. После встречи с автором, некоторые дети получили в подарок от Маргариты Андреевны её книги с дарственной надписью.
«Город замечательных людей. Судьбы. Достижения. Подвиги» В течение учебного года дети знакомились с известными людьми нашей республики, собирали материал о тех людях, которые их заинтересовали: Шкетан Яков Павлович, Севастьянов Виктор Викторович, Мосолов Василий Петрович, Александр Филимонов, Зинаида Дружинина Особенно радует, что часть ребят стала собирать информацию о своих близких родственниках, учителях – людях, которые делают историю нашего города. С этими работами ребята выступили на городском конкурсе творческих работ обучающихся, посвященному «430-летию города Йошкар-Олы» - 2, 3 места. Для победителей этого конкурса музеем была организована автобусная экскурсия по городу с посещением ведущих предприятий и встреча с мэром нашего города Войновым Олегом Павловичем.
Кроме этого в классе еженедельно проводятся занятия по курсу «Краеведение» под руководством Юдиной Ирины Владимировны – сотрудника Музея истории города Йошкар-Олы. Главная цель этих занятий: сформировать интерес учащихся к истории и культуре своего народа, к ее древним корням. К концу обучения дети должны знать: фамилии, имена, отчества своих прародителей в 2-3 поколениях, профессии своих родителей, бабушек, дедушек, выдающихся людей – жителей города, основы народного календаря, детский фольклор, народные праздники, обычаи; традиции своей семьи, героев Великой Отечественной войны
Большую помощь учителю оказывают и другие музеи города: Национальная художественная галерея, Республиканский музей изобразительных искусств, Выставочный зал «Радуга», Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева. Посетителям музеев предлагаются экскурсии, адаптированные к разным возрастам. Здесь наши дети знакомятся с творчеством марийских художников, художников республик Поволжья, российских мастеров. Экскурсоводы помогают нашим детям понять замысел художников, учат ребят видеть главное в самых малых деталях, объясняют, как уловить настроение той или иной картины, и дети начинают понимать, что красоту можно увидеть даже в самом обычном, надо только остановиться и внимательно посмотреть вокруг.
Мы с детьми не смогли бы реализовать все свои планы, если бы нам не оказывали помощь работники библиотек. Ведь, чтобы найти необходимую информацию в большом потоке книг, нужен человек который поможет малышам в поиске литературы по нужному направлению.  Все мероприятия, проводимые в библиотеке, нацелены на просвещение школьников, содействуют духовно-нравственному, патриотическому воспитанию. Библиотека открывает весь мир русской культуры посредством книг, красочно иллюстрированных выставок, ярких, творческих мероприятий. На библиотечных мероприятиях ребята учатся логически мыслить, выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Главным результатом деятельности библиотеки является становление личности ребёнка, просвещение ума и сердца.
В ходе всех мероприятий, проводимых с детьми, всегда проводятся этические беседы о том, что для человека может быть важным в этой жизни. Ребятам предлагается выполнить различные задания, которые их заставляют еще раз задуматься о жизненных ценностях. На вопрос «Без чего нельзя прожить человеку?» - основная масса обучающихся ответили: «Без семьи. Без друзей. Без любви.» «Быть человеком – это » - «Быть добрым, благодарным и ответственным. Думать о других. Быть самостоятельным и ответственным. Добиваться своей цели.» Хочется верить, что все, чему мы стараемся научить наших детей, поможет им в будущем стать Человеком. В современном мире ребёнок окружён множеством сильных источников позитивного и негативного воздействия на его интеллект и чувства. Мы должны объяснить нашим детям, насколько важно знать принципы нравственности и последствия нарушения этих принципов.

Познанье выше имени и званья, и выше свойств врожденных – воспитанье. И тот, в ком светоч разума горит, дурных деяний в мире не свершит.
А. Фирдоуси.