Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса УМК Школа России











Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
(предметная область «Искусство»)
для 2 класса
на 2015 / 2016 учебный год

(программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (2009), примерной основной образовательной программы начального общего образования (2010) и авторской программы по предмету: изобразительное искусство)


Автор – академик РАО Б.М.Неменский.

















Структура Рабочей программы стр.

Пояснительная записка 3 – 6
Планируемые результаты 6 – 8
Содержание учебного курса 8 – 9
Календарно-тематическое планирование 10 - 18
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение 19 - 21
Лист внесения изменений 22




























Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» (предметная область «Искусство») разработана для 2 класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Статья 32 пункт 7 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»
Закона РФ « Об образовании» (1996).
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009г.
4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2010.
5. Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».
6. Учебный план МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
7. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» от 23 .05.2012г.,протокол №171 г.
8. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете,.протокол № 180 27. 05.2013 г.
9.Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» автор – Б.М. Неменский

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 111 с. : ил.
Печатные пособия
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015. – 40 с. : ил.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель художественного образования в школе духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости.
Место курса в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 4 класса начальной школы.
На изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)
Срок реализации программы 1 год.
В авторскую программу изменения не внесены.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных живопись, графика, скульптура; конструктивных архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Методические особенности тем
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств изобразительная, декоративная, конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Общая характеристика организации учебного процесса
Ступень образования
Ведущие методы преподавания
Оптимальные формы организации учебной деятельности

Используемые технологии

Начальная школа
Словесные (рассказ, беседа)
Наглядные (наблюдение, сопоставление, сравнение, демонстрация)
Практические
Поисковые
Частично-поисковые
Индивидуальная работа
Работа в парах
Работа в мини-группах
Личностноориентированное обучение
Технология проблемного диалога
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ-технологии



2. Планируемые результаты
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Предметные результаты:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
3. Содержание учебного курса

Искусство и ты
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Содержание тем учебного курса

Название раздела
Кол-во часов



Примерная программа
Рабочая программа

1
Чем и как работают художники
8
8

2
Реальность и фантазия
8
8

3
О чём говорит искусство
10
10

4
Как говорит искусство
8
8

всего

34
34


4. Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству.


№ п/п




Система уроков




Период




Дидактическая модель
обучения




Педагоги-ческие средства




Вид
деятельности
учащихся




Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения
Информационно-методическое обеспечение











Компетенции








Учебно-познавательная
Информационно-коммуникативная










Базовый уровень
Продвинутый уровень



Раздел 1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ
Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов.

1
Три основные
краски,
строящие
многоцветие
мира
.1 нед.
Объясни-
тельно-
иллюстра-
тивная,
игровая
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра
Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению
Уметь:
- различать основные и составные цвета;
- применять первичные живописные навыки;
- использовать художеств. материалы (гуашь) и применятьих в живописи по памяти и впечатлению. Продуктивный
Развитие композиционного мышления и воображения. Творческий
Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение
Стихотворения и загадки о цветах; игра-упражнение «Два в одном»

2
Пять красок -все богатство цвета и тона
2 нед..
Репродуктивная, объясни-тельно-ил-люстра-тивная, игровая
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра
Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка
Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.
Уметь:
- различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской;
- использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Левитан)
Творческий
Развитие композиционного мышления и воображения, навыков построения композиции. Творческий
Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников
Стихотворения И. Бунина; игра-упражнение «Осенняя палитра»

3
Пастель и цветные мелки,
акварель; их вырази-тельные возможности
3 нед..
Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая
Рассказ, беседа, показ презентации, демонстрация наглядных пособий, игра
Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)
Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.
Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечатлению. Творческий
Овладение навыками построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла, использования художественных материалов (пастель, мелки). Творческий
Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников
Игра-упражнение «Живая клякса»

4
Выразительные возможности аппликации
4 нед..
Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая
Рассказ, беседа, показ презентации демонстрация наглядных пособий, игра
Парная, создание аппликации «Осенний листопад» по памяти и впечатлению
Уметь:
- сравнивать различные виды изобразит. искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);
- использовать художеств. материалы (бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. Творческий
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать технику аппликации.
Творческий

Ф. И. Тютчев «Листья»

5
Выразительные возможности графических материалов
5 нед.
Продуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная
Рассказ, беседа,
демонстрация наглядных пособий, игра
Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз
Знать вид изобразительного искусства - графика.
Уметь:
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись);
- применять средство художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти и впечатлению).
Продуктивный
Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, использовать художественные материалы (тушь, уголь). Творческий
Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства
М. Пришвин «Рассказы о природе», К. Паустовский «Первый снег»



6
Выразительность материалов для работы в объеме
.6 нед.
Репродуктивная, игровая
Беседа,
демонстрация,
игра
Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению
Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме.
Продуктивный
Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умение применять технологию лепки из одного куска путем вытягивания и вдавливания. Творческий
Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения
В. Бианки. Рассказы о животных; игра-упражнение «Пластилиновая угадайка»

7
Вырази-тельные возможности бумаги
7 нед.
Репродуктивная
Беседа,
демонстрация технологические карты, макеты
Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки
Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.
Творческий
Умение использовать в индивидуальной и коллективной деятельности технику бумажной пластики. Творческий
Умение участвовать в диалоге, выполнять работы в смешанной технике (конструирование, аппликация, макетирование)
Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

8
Для художника любой
материал может стать выразительным (обобщение темы)
8 нед.
Репродуктивная, частично-поисковая
Беседа, демонстрац.
Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги
Уметь:
- применять основные средства художественной выразительно сти в творческих работах, навы ки работы с «неожиданными» материалами, конструктивной фантазии и наблюдательности;
- выполнять живописные упражнения. Творческий
Умение передавать настроение в творческой работе с помощью композиции и материала, использовать «неожиданные» материалы в декоративных работах. Творческий
Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства в творческой работе
С. Баруздин «Салют»


Раздел 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ
Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой.

9
Изображе-ние и реальность
9 нед.
Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная
Беседа, упражнения, наглядные пособия
Индивидуальная, изображение животных или зверей
Уметь:
- использовать художествен. материалы (гуашь);
- применять основные средства художественной выразительно сти в живописи (по памяти). Продуктивный
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Творческий
Умение
использовать
адекватные
выразительные
средства
в творческой
работе
В. Бианки. Рассказы о животных; загадки

10
Изображе-ние и фантазия
10 нед.
Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная
Беседа,
демонстрация, наглядные пособия
Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных
Уметь:
- использовать художественные материалы (гуашь);
- применять основные средства художественной выразительно сти в рисунке (по воображению). Продуктивный
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Творческий
Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства в рисунке
Мифы, сказки, былины

11
Украше-ние и реальность
.11 нед.
Объясни-тельно-иллюст-ративная, продуктивная
Беседа, демонстрация, наглядные пособия
Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев
Уметь:
- применять средство художест венной выразительности (линия) в рисунке (по памяти);
- понимать «язык» украшений. Творческий
Умение строить композиции, использовать художественные материалы (ге-левая ручка). Творческий
Умение участвовать в диалоге


12
Украше-ние и фантазия
12 нед.
Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая
Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра
Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы
Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента.
Продуктивный
Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использовать художественные материалы (ге-левая ручка). Творческий
Умение участвовать в диалоге
Игра-упражнение «Крестики-нолики»


13
Постройка и реальность
13 нед..
Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая
Беседа, рассказ, демонстрация
Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира
Уметь:
- применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
- использовать навыки конст- руктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и
наблюдательности. Продуктивный
Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий
Умение участвовать в диалоге
Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

14
Постройка и фантазия
14 нед.
Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая
Беседа, демонстрация, макеты
Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города
Уметь:
- применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
- использовать навыки конст- руктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Продуктивный
Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий
Умение участвовать в диалоге
Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий.

15 -16
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
15-16 нед.
Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая
Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия
Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек
Уметь:
- использовать художественные материалы (бумага) и технику бумагопластики;
- применять основные средства художественной выразительно сти в декоративных и конструк тивных работах. Продуктивный
Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. Творческий
Умение вступать в общение друг с другом
Стихотворения, посвященные новогоднему празднику, фрагменты из балета
П. И. Чайковского «Щелкунчик»


Раздел 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО
Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

17
Выраже-ние характера изобража-емых животных
17 нед.
Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая
Рассказ беседа, показ презентации наглядные пособия, игра
Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих
Уметь:
- использовать художественные материалы (гуашь);
- применять основные средства художественной выразительно- сти живописи (по воображению) Продуктивный
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Творческий
Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства
Фрагменты сказки Р. Киплинга «Маугли»; игра-пантомима «Чудесные превращения»

18

Выражение характера человека в изображении; мужской образ
18 нед.
Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая
Рассказ, наглядные материалы, демонстрация
Индивидуальная, изображение доброго и злого воина
Знать жанры изобразительного искусства - портрет.
Уметь:
- использовать художественные материалы (гуашь);
- применять основные средства художественной выразительно- сти в живописи;
- узнавать отдельные произве-дения выдающихся художников (В. М. Васнецов). Творческий
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин) Творческий
Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салта-не...»; отрывки из былин

19
Выражение характера человека в изображении; женский образ
19 нед.
Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая
Рассказ,
беседа,
наглядные
пособия,
демонстрация
Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов
Знать жанры изобразительного искусства - портрет.
Уметь:
- использовать художественные материалы (гуашь, мелки);
- применять основные средства художественной выразительно- сти в живописи;
- узнавать отдельные произве-дения выдающихся художников (В. М. Васнецов). Творческий
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (мелки), узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин). Творческий
Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

20
Образ человека и его характер, выражен-ный в объеме
20 нед.
Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная
Рассказ, беседа, упражнения, демонстрация
Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером
Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура.
Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры).
Продуктивный
Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умения использовать художественные материалы (пластилин). Творческий
Умение участвовать в диалоге
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

21
Изображе-ние природы в разных состояниях
21 нед.
Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная
Рассказ, наглядные пособия, показ презентации демонстрация
Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы
Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.
Уметь:
- различать и применять теплые и холодные цвета,
- использовать художественные материалы (гуашь). Продуктивный
Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Айвазовский). Творческий
Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, адекватно воспринимать художественные произведения
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; отрывки из произведения с описанием природы

22
Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения
22 нед.
Репродуктивная, объявитель но-иллюстра-тивная
Рассказ, беседа, наглядные пособия
Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы
Уметь:
- использовать художественные материалы (гуашь);
- применять основные средства художественной выразительно- сти в декоративных работах. Творческий
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Исследовательский
Умение участвовать в диалоге, использовать источники информации
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; отрывки из былин

23
Выражение намерений через украшение. «Морской бой Сал-тана и пиратов»
23 нед.
Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная
Рассказ,
наглядные
пособия
Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов
Уметь
- различать и применять теплые и холодные цвета;
- использовать художественные материалы (гуашь). Продуктивный
Умение построить композицию, формулировать собственный замысел. Творческий

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; Н. Рерих «Заморские гости»; другие иллюстрации


24
Образ здания и его
назначение
24 нед.
Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая
Рассказ, беседа, наглядные пособия, технологические карты, макеты
Индивидуальная, конструирование здания с определенным образом
Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.
Продуктивный
Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий
Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства


25 - 26
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение
25-26 нед.
Игровая
Ролевая игра «Мы художники и зрители»
Выставка
Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.
Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
Исследовательский

Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге


Раздел 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО
Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.

27
Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета
27 нед.
Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная
Рассказ, беседа, демонстрация, пособие по цветоведе-нию
Индивидуальная, изображение угасающего костра
Уметь:
- различать основные и состав ные, теплые и холодные цвета;
- использовать художественные материалы (гуашь). Репродуктивный

Умение участвовать в диалоге
Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»); А. Глазунов. Фантазии

28
Цвет как
средство
выражения:
«тихие»
(«глухие»)
и «звонкие»
цвета
28 нед.
Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная
Рассказ, демонстрация, пособие по цветоведению
Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы
Уметь:
- различать основные и состав ные, теплые и холодные цвета;
- использовать художественные материалы (гуашь);
- применять основные средства художественной выразитель-сти в живописи (по воображению). Творческий
Развитие композиционного мышления и воображения. Творческий
Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства
Отрывки из сказок Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» и Г. X. Андерсена «Снежная королева»

29
Линия как средство выражения: ритм линий
29 нед.
Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная
Рассказ,
беседа,
наглядные
пособия,
демонстрация
Индивидуальная, изображение весенних ручьев
Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный
Умение построения композиции. Творческий
Умение участвовать в диалоге
М. Пришвин «Лесной ручей»; А. Аренский «Лесной ручей», «Прелюдия»


30
Линия как средство выражения: характер линий
30 нед.
Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная
Беседа,
наглядные
пособия
Индивидуальная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением
Уметь:
- использовать художественные материалы (гуашь);
- применять основные средства художественной выразительно сти (линия) в живописи. Продуктивный
Умение построения композиции. Творческий
Умение участвовать в диалоге
Японские
трехстишия
(хокку)

31
Ритм пятен как средство выражения
31 нед.
Объясни-
тельно-
иллюстра-
тивная,
поисковая
Рассказ, упражнения, наглядные и методические пособия
Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости
Уметь:
- использовать художественные материалы (гуашь);
- применять основные средства художественной выразительно сти (пятно) в творческой работе Продуктивный
Умение построения композиции. Творческий

Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией

32
Пропорции
выражают
характер
32 нед.
Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная
Рассказ, наглядные пособия, демонстрация
Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций
Уметь:
- использовать художественные материалы (бумага);
- применять основные средства художественной выразительно сти в конструктивных работах. Продуктивный
Уметь передавать настроение в творческой работе с помощью конструирования.
Творческий
Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства
Пособия по
бумагопла-
стике.
Н. Докучаева
«Мастерим
бумажный
мир»

33
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства вырази-тельности
33 нед.
Продуктивная
Беседа,
наглядные
пособия
Коллективная, создание панно «Весна. Шум птиц»
Уметь:
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель);
- применять основные средства художественной выразительно сти в творческой работе. Творческий
Умение построения композиции, использования художественных материалов (восковых мелков). Творческий
Умение участвовать в диалоге


34
Обобща-ющий
урок
года
34 нед.
Игровая
Ролевая игра-беседа «Мы художники и зрители»
Выставка
Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.
Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творческий
Умение анализировать результаты сравнения. Исследовательский
Умение участвовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу отношения к искусству




5. Материально-техническое обеспечение
В таблице введены символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр ( один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Необх.
кол-во
Примечания

1
2
3
4

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д
Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

2.
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству

Д


3.
Рабочие программы по изобразительному искусству
Д




4.

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства


К
Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

5.

Учебники по изобразительному искусству
К


6.


Рабочие тетради

К


7.

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)
Д


8.
Методические журналы по искусству
Д
Федерального значения

9.
Учебно-наглядные пособия

Ф
Д
Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф

10.
Альбомы по искусству
Д
по одному каждого наименования

11.
Книги о художниках и художественных музеях
Д
по одной каждого наименования

2. Печатные пособия

12.
Портреты русских и зарубежных художников
Д
Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

13.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
Д


3. Информационно-коммуникационные средства

14.
Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники
Д
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).
Возможно использование следующих программ:
Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9, Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//

15.
Электронные библиотеки по искусству
Д
Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.
Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).


16.
Игровые художественные компьютерные программы
Д


4. Технические средства обучения (ТСО)

17
Слайд проектор
Д
Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон

18
Экран (на штативе или навесной)
Д
Минимальные размеры 1,25х 1,25

5. Экранно-звуковые пособия

19

Презентации на CD /DVD дисках
Д
произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

6. Учебно-практическое оборудование

20
Краски акварельные
К


21
Краски гуашевые
К


22
Бумага А3, А4
К


23
Бумага цветная
К



Фломастеры
К



Восковые мелки
К



Пастель
Ф



Сангина
К



Уголь
К



Кисти беличьи № 5, 10, 20
К



Кисти щетина № 3, 10, 13
К



Емкости для воды
К



Стеки (набор)
К



Пластилин / глина
К



Клей
Ф



Ножницы
К


7. Модели и натурный фонд


Муляжи фруктов (комплект)
Д



Муляжи овощей (комплект)
Д



Гербарии
Ф











Лист внесения дополнений и изменений

№ п/п
Дата
Характер изменения
Реквизиты документа, которым закреплено изменение
Подпись сотрудника, внесшего изменения



















































































13 PAGE \* MERGEFORMAT 142215




Заголовок 2Жђ Заголовок 315