Рабочая программа по изобразительному искусству по образовательной системе Школа России (3 класс).


Управление образования администрации г.Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено: Утверждено:
руководитель школьного директор
методического объединения МБОУ «СОШ №43
начальных классов г. Чебоксары
МБОУ «СОШ №43»
Г. Чебоксары
______________________ ___________________
Емельянова А. И. Петрова Л.Л.
« 29 » августа 2016 г. 30 августа 2016 г.
Протокол № 1 приказ № 120
от 29.08.2016 г. от 30.08.2016 г.
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
(УМК 2100) в 3 Е классе
на 2016-2020 учебный год
учителя начальных классов
Алексеевой Екатерины Владиславовны
Программа разработана на основе:
1) Образовательной программы по предмету изобразительное искусство под редакцией Л.А.Неменской, /издательство Просвещение, 2014 год УМК «Школа России»
2) Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г.
3) Учебного плана школы
Чебоксары 2016 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
3 Е класс
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Обучающийся получит возможность для формирования:
эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
умению творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
умению вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий;
осознанному стремлению к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить небольшие сообщения о художественных произведениях в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов художественных произведений в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись указанной учителем информации об изучаемом произведении искусства;
– обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
– слушать и понимать речь других;
–читать разные произведения художественного искусства;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера, исполнителя);
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства изобразительного искусства для решения различных коммуникативных задач;
– осуществлять действие взаимоконтроля.
Чтение. Работа с текстом.
Выпускник научится:
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события иустанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ­ компетентности обучающихся
Обучающийся научится:
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять простые рисунки, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
применять художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
уметь обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
уметь видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умению компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
умению применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умению приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
знанию основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
пониманию образной природы искусства;
эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;
усвоить названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умению характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умению рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умению узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умению объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражать в изобразительной деятельности свое отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
Содержание учебного предмета
3 Е класс
ТВОЯ МАСТЕРСКАЯ (34 ч)
Искусство в твоем доме (8 ч)
Твои игрушки (создание формы, роспись).
Твои игрушки (лепка из пластилина).
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки. НРК. Букварь И. Я. Яковлева.
Поздравительная открытка (декоративная закладка).
Три художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города (8 ч)
Памятники архитектуры. НРК. Старейший храм Чувашии –Введенский собор.
Витрины на улицах.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Новогодний фонарик.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы).
Художник и зрелище (10 ч)
Художник в театре.
Образ театрального героя. НРК. Советская чувашская театральная актриса, народная артистка СССР – Вера Кузьмина.
Театральные маски.
Театр кукол.
Театральный занавес.
Афиша и плакат.
Художник в цирке.
Театральная программа.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни города. НРК. Чувашский государственный художественный музей.
Картина – особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.
Картина – портрет.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Промежуточная аттестация. Итоговая творческая работа и организация выставки.
Музеи архитектуры.
Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
3 класс (34 ч)
№ Раздел Тема урока Количество часов Примечание
Искусство в твоём доме (8 часов)
1 1 Твои игрушки. 1 2 1 Твои игрушки (лепка из пластилина). 1 3 1 Посуда у тебя дома. 1 4 1 Обои и шторы у тебя дома. 1 5 1 Мамин платок. 1 6 1 Твои книжки. НРК. Букварь И. Я. Яковлева. 1 7 1 Открытки. 1 8 1 Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. 1 Искусство на улицах твоего города (8 часов)
9 2 Памятники архитектуры. НРК. Старейший храм Чувашии - Введенский собор,  1 10 2 Парки, скверы, бульвары. 1 11 2 Ажурные ограды. 1 12 2 Волшебные фонари. 1 13 2 Витрины. 1 14 2 Новогодний фонарик. 1 15 2 Удивительный транспорт. 1 16 2 Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы. 1 Художники и зрелище (10 часов)
17 3 Художник в театре. 1 18 3 Образ театрального героя. НРК. Советская чувашская театральная актриса, народная артистка СССР – Вера Кузьмина. 1 19 3 Театральные маски. 1 20 3 Театр кукол. 1 21 3 Театральный занавес. 1 22 3 Афиша и плакат. 1 23 3 Художник в цирке. 1 24 3 Театральная программа 1 25 3 Праздник в городе 1 26 3 Школьный карнавал. Обобщение темы 1 Художник и музей (8 часов)
27 4 Музеи в жизни города. НРК. Чувашский государственный художественный музей. 1 28 4 Картина – особый мир. Картина-пейзаж. 1 29 4 Картина-портрет. 1 30 4 Картина-натюрморт. 1 31 4 Картины исторические и бытовые. 1 32 4 Скульптура в музее и на улице. 1 33 4 Промежуточная аттестация. Итоговая творческая работа и организация выставки 1 34 4 Музеи архитектуры. 1