Календарно-тематическое планирование к урокам музыки(система Л.В.Занкова) на основе авторской программы Г.С.Ригиной


Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 2 класса разработана на основе Программы начального общего образования (Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.), авторской программы Г.С. Ригиной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий
Цель:заложить основы музыкальной культуры через знакомство с высокими образцами музыкального искусства. 
Задачи:
- расширение представлений детей о мире музыкального искусства;
- развитие интереса к музыке и потребности в музыкальной деятельности; - пробуждение эмоционального отклика на музыку и воспитание нравственно-эстетических чувств школьников;- формирование восприятия музыки и на его базе эстетического отношения к явлениям музыкального искусства и действительности.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1. Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.
2. Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год.
3. Ригина Г. С. Методические рекомендации к учебникам “Музыка”. 1- 2.
4. Ригина Г.С. Книга для учителя. Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.
5.Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара: Издательский дом “Федоров”, 2011.
Количество часов в год – 34;
количество часов в неделю – 1;
количество часов в I четверти – 8;
количество часов во II четверти – 8;
количество часов в III четверти – 10;
количество часов в IV четверти – 8.
Формы организации учебного процесса
Формами организации учебного процесса являются групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок - сказка, уроки - концерты.
Формы и средства контроля
Контроль знаний , умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, творческих работ, игр, тестирования, уроков-концертов
Планируемые результаты
Личностные результаты: 
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
– эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;
– образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
– интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
– первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
– этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
– выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
– эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
– выполнять действия в устной форме;
– осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
Познавательные УУД:
– осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
– расширять свои представления о музыке (например, обращаясь к разделу «Рассказы о музыкальных инструментах»);
– ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
– использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма;
– читать простое схематическое изображение;
– различать условные обозначения;
– сравнивать разные части музыкального текста;
– соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные УУД:
– использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
– исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
– следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
 Предметные результаты:
– эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
– различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
– эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
– различать жанры народной музыки и основные ее особенности;
– размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
– передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.
Содержание программы
 Музыка в жизни человека.Сказочные образы в музыке. Настроение, чувства, характер сказочных персонажей в музыке. Знакомство с героями музыкальных сказок. Знакомство с жанрами детской оперы (М. Коваль), сказочной оперы. Сказочная опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки. Симфоническая сказка (С.С. Прокофьев). Балет (фрагменты из балетов). Времена года в народной и композиторской музыке. Музыкальный портрет («Болтунья» С.С. Прокофьева, «Упрямец» Г.В. Свиридова и др.). Инструментальные пьесы отечественных («Дождь и радуга» С.С. Прокофьева) и зарубежных («Весной», «В пещере горного короля» Э. Грига) композиторов. Музыка XX века (Г.В. Свиридов, Д.Б. Кабалевский, Э. Тамберг и др.). Средства музыкальной выразительности. Музыкальные образы («Колдун» Г.В. Свиридова).
История создания музыкальных инструментов. Знакомство с инструментами: ксилофон, шарманка, барабан, литавры. Народные инструменты: гусли, рожок, ложки, трещотка, свирель. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вальс. Симфония (фрагмент «Богатырской симфонии» А. Бородина, тема нашествия из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича). Оратория (С.С. Прокофьев).
Жанры народной музыки: песня, хоровод, частушка. Колыбельная, плясовая, хороводная, шуточная песни. Прибаутки. Музыкальные загадки, шуточные считалки. Инсценировки сказок.
Основные закономерности музыкального искусства.Музыкальные и речевые интонации. Музыкальный разговор. Музыкальный шутливый разговор. Характер персонажа и музыкальные интонации. Средства выразительности в музыке, поэзии и живописи. Озвучивание стихотворений и сказок. Инструменты симфонического оркестра: скрипка, альт, виолончель, фагот, кларнет, гобой, флейта, валторны, литавры, барабан. Тембр разных инструментов как средство музыкальной выразительности. Тембр в характеристике персонажа («Петя и волк» С. Прокофьева).Выразительность и изобразительность в музыке. Изображение природы: времена года в музыке. Повтор и контраст как основные приемы музыкального развития. Мелодия и сопровождение.
Формы построения музыки: двух-, трехчастная формы. Тема и вариации. Рондо. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: ноты, нотный стан, скрипичный ключ, пауза, сильная и слабая доли в такте, затакт, тоника, тон и полутон, трезвучие, реприза. Музыкальные длительности. Интонирование: V-III, V-III-I, I-II-III, I-I ступени мажорного лада. Знакомство с записью нот в абсолютной нотации. Музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4.
 Музыкальная картина мира. Звучание окружающей жизни, природы. Кто как поет (слушаем пение птиц). И.С. Соколов-Микитов «Лесные музыканты». Музыка о Родине. Песня о Москве. Гимн России. Гимн Москвы. Музыкальные символы Великой Отечественной войны. Песня о Победе. Музыка и произведения живописи. Музыкальные драматизации к литературным произведениям (сказке, рассказу). Композитор - исполнитель - слушатель. Исполнение музыки. Квартет. Исполнительский план песни. Расположение инструментов в симфоническом оркестре. Духовой оркестр. Оркестр русских народных инструментов. Певческие голоса. Мужские, женские и детские голоса. Бас, тенор, дискант, сопрано, альт. Знакомство с творчеством С.С. Прокофьева, Э. Грига, Г.В. Свиридова и др. Образцы народного творчества. Русские народные песни и пляски. Знакомство с музыкой других народов (украинская, белорусская, словенская, латышская, литовская народные песни; чешская, немецкая, английская, норвежская народные песни; неаполитанская песня; негритянская колыбельная песня).Календарно-тематическое планирование по музыке

п/п Наименование разделов и тем Характеристика деятельности учащихся Дата проведения
План Факт
1 Сказка в музыке Н. Римского-Корсакова. Опера «Сказка о царе Салтане» Уметь описать сказочный образ в музыке, используя термины «мелодия», «лад», «аккомпанемент» 8.09 2 Сказка в музыке Н. Римского Корсакова. «Три чуда» Повторить компоненты песни, закрепить вокально-хоровые навыки 15.09 3 Музыка М.И.Глинки в сказке «Руслан и Людмила» («Марш Черномора») Знать средства музыкальной выразительности в создании сказочного образа 22.09 4 Сказка в музыке М.Коваля«Волк и семеро козлят» Знать особенности жанров оперы и балета, уметь описать характер произведения, закрепить вокально-хоровые навыки. 29.09 5 Волшебство в опере Э.Грига «Пер Гюнт» Различать сказку в музыке и музыку в сказке на примерах. Понимать особенности музыкального языка, знать взаимосвязь речи и музыки 6.10 6 Сопоставление характера «Колдуна» Г.В.Свиридова и «В пещере горного короля» Э.ГригаЗнать основные признаки жанра балет. Уметь описать сказочный образ в музыке, используя термины «аккомпанемент» «мелодия» 13.10 7 Сказка в детских песнях. Различать сказку в музыке и музыку в сказке на примерах. Понимать особенности музыкального языка, знать взаимосвязь речи и музыки 20.10 8 Повторение. Угадай мелодию» Повторить компоненты песни, закрепить вокально-хоровые навыки. 27.10 9 Знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и Волк» Знание особенностей жанров оперы и балета, уметь описать характер произведения, закрепить вокально-хоровые навыки 10.11 10 Симфоническая сказка длядетей Знание особенностей жанров оперы и балета, уметь описать характер произведения, закрепить вокально-хоровые навыки 17.11 11 Певческие голоса
Средний мужской голос –
баритон Знать названия певческих голосов, различать по звучанию низкие и высокие голоса 24.11 12 Певческие голоса. Низкий мужской голос-бас Уметь правильно распределять дыхание во фразе при пении, знать основные певческие штрихи.
1.12 13 Певческие голоса.Высокий детский голос-дискант
Знать особенности исполнения дискантом и фальцетом 8.12 14
Певческие голоса.
Высокий мужской голос-тенор Знать основные певческие штрихи, уметь передавать характер песни 15.12 15
Певческие голоса.
Обобщение темы. Знать основное строение голосового аппарата, оберегать свой голос. Ценностно-смысловая ориентация. 22.12 16 Русские народные плясовые песни
Знать особенности создания, основные признаки народной музыки, понимать её значение для поколений. 29.12 17 Русские народные
колыбельные песни Знать виды русских народных песен, уметь различать их по звучанию, уметь приводить примеры 12.01 18 Русские народные шуточные песни Знать особенности сочинения и исполнения частушек, историю названия. 19.01 19 Русские народные хороводные песни Знать названия русских народных танцев, основные признаки и определение хоровода, уметь исполнять движения.
26.01 20 Времена года в русской народной музыке
Знать особенности современных народных песен, знать значение терминов «канон», «подголосок», «стилизация».
2.02 21 Времена года в музыке Э.ГригаУметь слышать образы природы в музыкальных произведениях 9.02 22 Времена года в музыке Р.ПаулсаЗнать основные певческие штрихи, уметь передавать характер песни 16.02 23 Времена года в музыке С.ПрокофьеваСлышать выразительные средства звуков, шумов и явлений окружающего мира. 23.02 24 Времена года в музыке Ц.КюиУметь правильно распределять дыхание во фразе при пении, знать основные певческие штрихи, уметь передавать характер песни 2.03 25 Повторение.«Музыкальная шкатулка». Урок - игра
Умение угадывать знакомые произведения, умения пользоваться приобретёнными знаниями. 9.03 26 Шутка в музыке
С. ПрокофьевЗнать, на каких принципах может строиться шутка в музыке 16.03 27 Шутка в английской народной музыке Средства музыкальной выразительности в создании шутливого образа 30.03 28 Шутка в музыке Г.СвиридоваВыражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям 6.04 29
Богатырская тема в музыке
А.БородинаЗнать понятия Родина, Отчизна, уметь проводить примеры песен о Родине 13.04 30
Песни о России Знать авторов песен.
Уметь правильно прохлопывать ритмический рисунок 20.04 31 Военная тема в музыке.
Песни Победы. Уметь описать характер и образ песен Великой Отечественной войны 27.04 32 Гимн. Песни о Москве.
Знать: что такое гимн, авторов Гимна России.
4.05 33 Песни Весны Знать и различать шумовые звуки от музыкальных11.05 34 Обобщение. Повторение тем года. Повторить теоретический материал года: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. 18.05 В результате 2-го года обучения учащийся научится:
 – определять жанровые разновидности народных песен (плясовые, хороводные, шуточные);
– соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);
– воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;
– воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений;
 – слушать музыкальное произведение, выделять в нем его особенности, определять жанр произведения;
– находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм;
– понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; элементы нотной записи;
– различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов;
– исполнять попевки, ориентируясь на нотную запись;
– определять одноголосное и многоголосное изложение в музыке;
– различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров (симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров (детского и взрослого), дисканта, сопрано, тенора и баса.
Обучающийся получит возможность овладеть:
– представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о музыке разных народов;
– представлениями о творчестве композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, Э. Грига, Г.В. Свиридова и др.;
– представлениями о музыкальных жанрах: рондо, вариации и др.;– музыкальными понятиями: реприза, скрипичный ключ, нотный стан, тоника, трезвучие, тон, полутон, пауза, затакт и др.Материально- техническое обеспечение:
Технические средства обучения
1.Экспозиционный экран
2.Мультимедийный проектор
3.Персональный компьютер4.Интерактивная доска5.Сканер, принтер, цифровая фотокамера
6.Документ-камера
Экранно-звуковые пособия
1.Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса музыки
Литература
1.Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.
2.Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год.
3.Ригина Г. С. Методические рекомендации к учебникам “Музыка”. 1- 2.
4.Ригина Г.С. Книга для учителя. Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.
5.Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара.:Издательский дом “Федоров”, 2011г.
Программное обеспечение:OCWindows, MicrosoftOffice,CD-ROM «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»,CD-ROM «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия от А до Я.2007» в 2 ч., Интернет –ресурсы: www.zankov.ru