Разработка урока по обществознанию на тему Человек славен добрыми делами


Урок по обществознанию в 6 классе на тему:
«Человек славен добрыми делами»
Цель: сформировать у учащихся понимание того, что значит быть добрым.
Задачи:
Образовательная:
-сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правиле морали».
Развивающая:
-развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умения работать в группе, умение работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная:
-воспитывать чувство доброты, умение сочувствовать другим, показать на конкретных примерах доброту отношений между людьми.
Тип урока: открытия нового знания.
Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, фронтальная работа, участие в учебном диалоге, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание», компьютер, мультимедиапроектор, репродукция картины, раздаточный материал.
Ход урока.
Орг. момент. Здравствуйте ребята, как ваше настроение. Готовы начать работать??
Хорошо, тогда начнём урок с объяснения русских пословиц.
Актуализация темы.
Вашему вниманию предлагаются пословицы.
Прочитайте и попытайтесь объяснить.
Делая зло, на добро не надейся.
-Учись доброму, дурное на ум не пойдет.
Доброе дело два века живет.
Делай другим добро — будешь сам без беды.
О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Какого человека мы можем назвать добрым, приведите примеры из жизни.
2. Иногда, чтобы прославиться, человек свершает неординарные поступки: съедает насекомых, протыкает себя иглами. Будут ли данные поступки людей являться добрыми делами? (нет, от них нет пользы, они могут принести вред здоровью, повлиять на психику людей). Так чем же славится на самом деле человек? (Добрыми делами, которые приносят пользу). Так как будет звучать тема нашего урока?
А как вы думаете, легко ли быть добрым? Все ли могут быть добрыми?
А сейчас прочитаем притчу об императоре который люби птиц и попробуем оценить поступок императора.
Император добрый? А его поступок?
Так какой нам нужно сделать вывод?
На какой самый важный вопрос вы бы хотели найти ответ сегодня на уроке: Что необходимо для того, чтобы быть добрым?
Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? ( Что такое добро, зло, почему люди ценят добро, какие поступки можно назвать добрыми? 3. Работа в группах с понятиями «Добро» и «Зло». Задание группам: I группа записывает слова ассоциации к понятию «Добро» и дают своё определение понятию. II аналогично работает с понятием «Зло», III группа записывает ассоциации со словом добро и зло и делает вывод к какому понятию ассоциаций больше.
Определения и ассоциации записываются на листах и крепятся к доске.
Выступление групп.
Где ещё можно найти определение понятий? (В толковых словарях). Сравните свои понятия с понятиями в словаре (понятия выводятся на экран, записать в тетрадь)
4. Сегодня мы говорим о добрых поступках, но в жизни иногда человек совершает и необдуманные плохие поступки, огорчая тем самым своих родных и близких. А они продолжают любить их и общаться с ними, как и прежде. Значит, бывают добрыми не только поступки, но чувства. Назовите их. (Любовь, сострадание, уважение, Давайте рассмотрим репродукция картины Рембрандта. «Возвращение блудного сына».
«Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец?», Отец жалеет сына, его сердце полно сострадания, он готов забыть его поступок и простить».
«Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?».       «Безусловно, сын испытывает радость встречи. Но вместе с тем его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит простить его, готов исправиться, загладить свою вину и т. д.
Вывод: все это и есть добрые чувства и они открывают путь к добрым поступкам.
Какой вывод можно сделать? (добрые чувства должны подкрепятся добрыми поступками) (5 минут)
5. Люди разных народов искали ответ на вопрос «Что такое добро и зло?». Свои размышления оставили они нам в пословицах.
Одна из мудрых фраз звучит так: «Жизнь дана на добрые дела». Сейчас я вам предлагаю подумать и решить какое доброе дело вы бы хотели совершить в ближайшем будущем, и описать своё доброе дело в соответствии с предложенным планом.
Мини-проект. Название.
Описание:
-Какое доброе дело вы хотите совершить?
- участники,
- цель,- действия,
- результат.
(выступление групп)
Реализация вашего проекта и будет Д.З., ведь знания, полученные на уроке, должны быть реализованы на практике.
6. Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоклип.
http://www.youtube.com/watch?v=bSSLC0Zg6dwЧему учит нас это видео? (Делай добро и оно к тебе вернётся)
Можем ли мы сформулировать такое правило, руководствуясь которым, мы будем совершать только хорошие поступки. (Ответы детей)
В разных религиях мира это правило звучало по-разному, но суть его остаётся одна. Поэтому оно уже тысячу лет живёт среди людей и называется золотым правилом, т.е самым главным. (выводится на экран золотое правило морали различных религий мира. Записать в тетрадь) 7. Рефлексия.
Добро и зло творить всегдаВо власти всех людей.Но зло творится без труда,Добро творить трудней. Абдул Хасан ибн Джулух Фаррухи Систани- Согласны ли вы с автором этих строк?
Можем ли мы теперь ответить на самый главный вопрос урока? Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться – чему? - помогать там, где нужно, понимать другого, выручать друзей в беде, не ссориться, улыбаться тем, с кем общаешься, сочувствовать и т.д. Ведь доброта творит чудеса- делает человека красивым, сильным.
Для того чтобы подвести итог урока предлагаю закончит одно умное предложение.
У человека нет возможности всем делать добро,
Но у него есть возможность………… никому не причинять зла