Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному творчеству Добрый клубок



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
«ДОБРЫЙ КЛУБОК»







Учитель технологии Кириченко Елена Александровна














2016 -2017 учебный год
р.п. Большие Вяземы, ул. Городок-17 дом 20а
Пояснительная записка

Не губи ты жизнь бездельем – занимайся рукодельем!
Шей, вяжи – не унывай, или гладью вышивай.
Вот иголки, нитки, пяльца для проворных наших пальцев.
Ткани, ленточки, кайма – закружилась голова!
Файлы, форум, интернет ( ой, забыла про обед!)...
То, что любим - вышиваем, всё прилежно оформляем.
Результат – на радость нам, нашим близким и друзьям.
А закончена работа, тут уж новая забота
вновь сюжеты выбирать, вышивать их, иль вязать.


Дополнительное образование детей необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно, разно направлено, наиболее вариативно. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте, создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Декоративно – прикладное искусство призвано украшать быт человека: изделия должны быть полезными и одновременно красивыми. Декоративная вещь создается по законам красоты, которые необходимо знать.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы были посильны детям 11-15 летнего возраста. Занятия на кружке позволят не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, что безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Программа «Вязание спицами» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течение первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями.

В программу включены следующие разделы:
История вязания на спицах.
Инструменты и приспособления.
Материаловедение.
Основы цветоведения.
Сборка изделий.
Техника вязания.
Отделка изделий.
Уход за вязаными изделиями.
Узоры (образцы вязания).
Вязание индивидуальных изделий.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение индивидуальных изделий

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

Актуальность программы. Программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Так же актуальность программы «Вязание спицами» связана с выполнением  социального заказа на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров и практических навыков, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
Занятия по данной программе открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она не только поможет обучающимся научиться вязать на спицах, но и разовьёт их художественно – эстетический вкус, научит аккуратности, вниманию, ответственности.
Содержание образовательной программы обуславливается: учебной деятельностью; внеклассной деятельностью; работой с родителями. Таким образом, работа по данной программе способствует: увеличению занятости детей в свободное время; организации полноценного досуга; развитию определенных качеств личности; развитию и поддержке талантливых и одаренных детей; ранней профессиональной ориентации.
Программа «Вязание спицами» имеет художественно-эстетическую направленность.
Цель программы: гармоничное духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности, как носителя и хранителя русской национальной культуры и народных промыслов, создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
обучающие:
Познакомить с историей и развитием художественного вязания.
Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами.
Познакомить с основами цветоведения и материаловедения.
Научить чётко выполнять основные приёмы вязания.
Обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно.
Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Расширить словарный запас обучающихся.
развивающие:
Развить образное мышление, внимание, моторные навыки, творческие способности, фантазию,
Выработать эстетический и художественный вкус.
Способствовать развитию интереса к видам рукоделия
воспитательные:
Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности.
Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.
Привить основы культуры труда.
социальные:
Помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.
Познакомить детей с профессиями декоративно-прикладного искусства.
Программа кружковой работы: «Вязание спицами» основана на единых подходах и принципах:
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребёнка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Происходит в форме бесед, лекций, экскурсий.
Практическая часть - включает в себя навыки изготовления образцов вязания и изделий.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра.
Предполагаемые результаты:
- учащиеся приобретут знания по видам рукоделия;
- разовьют умения и навыки в процессе изготовления изделий;
- повысится интерес к изучению видов рукоделия, активизируется познавательная деятельность;
- выявится интерес к художественно-декоративной деятельности, который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.
Программа кружка «Вязание спицами» рассчитана на 3 года обучения по 2 часа в неделю (70 часов в году, 210 часов за три года) для учащихся 5-9 классов (11-15 лет).
Учебное планирование

Разделы и темы
Количество часов



1 год
2 год
3 год
Всего

История вязания на спицах
1
1
1
3

Инструменты и приспособления

1


1

Материаловедение

1


1

Основы цветоведения
1
1
1
3

Техника вязания

6
6
6
18

Сборка изделий
1

1
2

Отделка изделий
2
2
2
6

Уход за вязаными изделиями
1


1

Узоры (образцы вязания)

10
14
14
38

Вязание индивидуальных изделий


44
44
43
131

Итого
68
68
68
204


Учебно-тематический план

Разделы и темы

Количество часов


1 год
2 год
3 год
Всего

История вязания на спицах
1
1
1
3

Прошлое вязания на спицах
2




Спицы и современность

2



Поделки, связанные на спицах


2


Инструменты и приспособления

1


1

Инструменты и приспособления для вязания на спицах

1




Материаловедение

1


1

Нити для вязания на спицах
1




Основы цветоведения
1
1
1
3

Основы цветовой грамоты
2




Виды цвета нитей

2



Орнамент


2


Техника вязания

6
6
6
18

Начальный ряд петель.

1




Виды петель: лицевая, изнаночная, накид, вязание края, вывязывание двух петель вместе лицевой петлей
4




Закрепление последнего ряда
1




Виды петель: обвитые, воздушные, вывязывание из одной петли нескольких, вытягивание петель из промежутка между петлями


6



Вывязывание орнаментов


6


Сборка изделий
1

1
2

Сборка шапки
1




Сборка пуловера


1


Отделка изделий
2
2
2
6

Отделка крючком
2




Отделка вышивкой из пряжи

2



Отделка вышивкой лентами


2


Уход за вязаными изделиями
1


1

Узоры (образцы вязания)

10
14
14
38

Вязание узоров: резинки, английский, жемчужный, песок, бугорки
10




Вязание узоров: косички, волны

14



Вязание образцов орнаментов


14


Вязание индивидуальных изделий


44
44
43
131

Вязание шарфика
20




Вязание шапочки
24




Вязание носков

22



Вязание варежек

22



Вязание пуловера


43


Итого
68
68
68
204



I год обучения

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Количество часов


Теории
тическ
Прак
тическ
Экску
рсии
Всего

История вязания на спицах
1


1

Прошлое вязания на спицах


1


Инструменты и приспособления

1


1

Инструменты и приспособления для вязания на спицах

1




Материаловедение

1


1

Нити для вязания на спицах
1




Основы цветоведения
1


1

Основы цветовой грамоты
1




Техника вязания


6

6

Начальный ряд петель.


1



Виды петель: лицевая, изнаночная, накид, вязание края, вывязывание двух петель вместе лицевой петлей

4



Закрепление последнего ряда

1



Сборка изделий
0,5
0,5

1

Сборка шапки
0,5
0,5



Отделка изделий
1
1

2

Отделка крючком
1
1



Уход за вязаными изделиями
1


1

Узоры (образцы вязания)

1
9

10

Вязание узоров: резинки, английский, жемчужный, песок, бугорки
1
9



Вязание индивидуальных изделий


4
40

44

Вязание шарфика
2
18



Вязание шапочки
2
22



Итого
10,5
56,5
1
68



К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
Историю вязания на спицах.
Правила поведения, ТБ.
Инструменты для вязания спицами
Основы материаловедения: классификацию и свойства ниток для вязания.
Основные приёмы вязания спицами, технику вязания.
Основные способы вывязывания петель. Условные обозначения, понятие “раппорт”.
Основы цветовой грамоты
Плотность вязания
Последовательность изготовления изделий (шарфика и шапочки)
Отделку готовых изделий крючком
Правила ухода за трикотажными изделиями.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе со спицами, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.
Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.
Правильно пользоваться спицами, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ спиц в и ниток.
Выполнять основные приёмы: набор петель, закрепление вязания.
Вывязывать виды петель: лицевая, изнаночная, накид, вязание края, вывязывание двух петель вместе лицевой петлей
Вязать узоры: резинки, английский, жемчужный, песок, бугорки
Вязать шарфик, шапочку
Выполнять сборку шапочки
Выполнять отделку готовых изделий крючком

II год обучения

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Количество часов


Теори
тическ
Прак
тичес
Экску
рсии
Всего

История вязания на спицах
1


1

Спицы и современность
1




Основы цветоведения
1


1

Виды цвета нитей
1




Техника вязания


6

6

Виды петель: обвитые, воздушные, вывязывание из одной петли нескольких, вытягивание петель из промежутка между петлями


6



Отделка изделий
1
1

2

Отделка вышивкой из пряжи
1
1



Узоры (образцы вязания)

1
13

14

Вязание узоров: косички, волны
1
13



Вязание индивидуальных изделий


4
40

44

Вязание носков
2
20



Вязание варежек
2
20



Итого
8
60

68


К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
Вязание спицами в современное время
Виды цвета нитей
Виды петель: обвитые, воздушные, вывязывание из одной петли нескольких, вытягивание петель из промежутка между петлями
Технологию вязания на 5 спицах
Отделку готовых изделий вышивкой из пряжи
Виды узоров: косички, волны
Последовательность изготовления изделий (носков и варежек)

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
Убавлять и прибавлять петли.
Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий
Вывязывать виды петель: обвитые, воздушные, вывязывание из одной петли нескольких, вытягивание петель из промежутка между петлями
Вязать узоры: косички, волны
Вязать носки, варежки
Выполнять отделку готовых изделий вышивкой из пряжи

III год обучения

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Количество часов


Теории
тичес
Прак
тичес
Экскур
сии
Всего

История вязания на спицах
1


1

Поделки, связанные на спицах
1




Основы цветоведения
1


1

Орнамент
1




Техника вязания


6

6

Вывязывание орнаментов

6



Сборка изделий
0,5
0,5

1

Сборка пуловера
0,5
0,5



Отделка изделий
1
1

2

Отделка вышивкой лентами
1
1



Узоры (образцы вязания)

1
13

14

Вязание образцов орнаментов
1
13



Вязание индивидуальных изделий


2
41

43

Вязание пуловера
2
41



Итого
7,5
61,5

68


К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
Поделки, связанные на спицах
Что такое орнамент
Цветовые сочетания в орнаменте
Технологию вывязывание орнаментов
Отделку готовых изделий вышивкой лентами
Виды узоров: орнаменты
Последовательность изготовления изделий (пуловер)

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
Составлять цветовые орнаменты
Вывязывать орнаменты
Выполнять сборку пуловера. Соединять детали с помощью швов “за иголку”, “тамбурный”.
Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию спицами, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.
Вязать пуловер
Выполнять отделку готовых изделий вышивкой лентами


Содержание разделов и тем

1. История вязания на спицах (6ч)

История вязания спицами и его применение.
Современные направления вязания спицами.
Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды вязания спицами.
Демонстрация образцов и изделий.

2. Инструменты и приспособления (1ч)

Виды инструментов и приспособлений для вязания спицами.
Номера спиц.
Подбор номера спиц в зависимости от толщины пряжи.

3. Материаловедение (1ч)

Виды нитей для вязания спицами.
Классификация и свойства ниток для вязания.
Характеристика шерстяных, льняных, хлопчатобумажных и шелковых нитей.

4. Основы цветоведения (3 ч)

Знакомство с основами цветовой грамоты. Понятие «цвет». Цветовой круг. Гармоничное сочетание цветов. Контраст цветов.
Виды цвета нитей
Основные свойства цвета: тон, светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные. Гармоничные сочетания цветов. Родственные и контрастные цвета. Пространственное слияние цветов.
Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.
Составлять цветовые орнаменты

5. Техника вязания (18ч)

Правильное положение рук при вязании на спицах.
Начальный ряд петель.
Виды петель: лицевая, изнаночная, накид, вязание края, вывязывание двух петель вместе лицевой петлей, обвитые, воздушные, вывязывание из одной петли нескольких, вытягивание петель из промежутка между петлями.
Вязание на 2-х и 5-и спицах.
Плотность вязания.
Закрепление последнего ряда.

6.Сборка изделий (2ч)

Технологическая последовательность сборки шапочки и пуловера. Соединение деталей с помощью швов “за иголку”, “тамбурный”.

7.Отделка изделий (6ч)

Виды отделки вязаных изделий.
Отделка крючком.
Отделка вышивкой из пряжи.
Отделка вышивкой лентами.

8. Уход за вязаными изделиями (1ч)

Правила ухода за трикотажными изделиями: стирка, утюжка, ремонт, хранение.

9. Узоры (образцы вязания) (38ч)
Виды узоров по вязанию спицами.
Вязание узоров:
- резинки (1х1, 2х2, плоской, английской)
- жемчужный
- песок
- бугорки (простые, двойные, сложные)
- косички (простые, фигурные)
- волны
- орнаменты (двухцветные, многоцветные)

10. Вязание индивидуальных изделий (131ч)
Выбор моделей шарфика, шапочки, носков, варежек, пуловера.
Подбор пряжи и спиц, расчёт петель.
Подбор узора, вязание образца.
Определение размера изделия, расчёт количества пряжи.
Набор петель, начало вязания.
Вязание по выбранному рисунку.
Вязание шарфика, шапочки, носков, варежек, пуловера. Сборка изделий (шапочки, пуловера).
Завершение работы, окончательная отделка.

Учебно-методический комплекс

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2. М.В.Максимова «Вязание», М., 2009.
3.Л.С. Пучкова. «Кружок вязания на спицах», М.: Просвещение, 1998 г.
4.В.В. Козодаева.  «Вяжите сами», М., 2003 г.
5.Т.А. Терешкович. Рукодельница, М., 2012 г.
6.В.Хуг. «Вязаные цветы», М., 2006 г.
7.В.Хуг. «Вязаные цветы и плоды», 2006 г.
8.В.Хуг. «Цветы и фрукты круглый год», 2006 г.
9. Журналы по рукоделию («Лена», «Валентина», «Вяжем сами»).
10. Резько И.В. Вышивка лентами. Минск, «Харвест», 2010


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРCЫ
kollegi.kz
ргоshкоlu.ru>Клубы>Клуб учителей технологии
shk-tehnologia.ru
tehnologia247.ucoz.ru
trudovik.ucoz.ua
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/osnash/20.doс



 ГербРисунок 1Описание: Описание: Герб15