Особенности работы социального педагога с родителями воспитанников реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.


Особенности работы социального педагога с родителями воспитанников реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Работа с родителями – важное направление работы социального педагога. Семья является средой, в которой формируется личность и закладывается ресурс его социальной адаптации. При этом в процессе развития ребенка большую роль играют условия, создаваемые родителями в семье. В связи с этим деятельность социального педагога, осуществляющего реабилитационные мероприятия с детьми, направлена не только на ребенка, но и на членов семьи, в которой он воспитывается.
Основные направления работы социального педагога с родителями воспитанников:
консультативная помощь;
обучение родителей методам взаимодействия с ребенком при формировании навыков самообслуживания, социально-бытовых и коммуникативных навыков в домашних условиях;
привлечение родителей к участию в занятиях и совместных мероприятиях в условиях реабилитационного центра.
На начальных этапах реабилитационного процесса у большинства родителей отсутствует «активная позиция» в отношении важности родительского вклада в процесс реабилитации. Они с неохотой посещают консультации, инициатором которых выступает сам педагог, с трудом идут на контакт, стараются приводить и забирать детей, когда у специалистов еще не начался или уже закончился рабочий день. Результаты первичных консультаций с родителями можно обобщить следующим образом:
Родители не могут оказать детям адекватную психологическую поддержку - это является одной из главных отличительных черт родителей детей-инвалидов. Вместо того, чтобы поощрять их стремление к изменениям, они часто торопятся предупредить возможные неудачи, сделать что-то не совместно с детьми, а за них.
Вместо того, чтобы помочь детям сделать что-то самостоятельно, родители дают им понять, что это слишком сложное и недоступное для них действие, и формируют, таким образом, низкую самооценку.
Родители детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, часто не владеют методами воспитания и развития своего ребенка. В таких семьях домашнее хозяйство часто ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких условиях сложно.
В ходе реабилитационного процесса социальный педагог консультирует родителей по вопросам конструктивного взаимодействия с ребенком, преемственности в формировании и развитии навыков бытового труда, навыков взаимодействия и сотрудничества, социальных навыков, навыков самообслуживания в условиях реабилитационного центра и в семье.
На проводимых занятиях приглашенные родители имеют возможность поучаствовать в совместной деятельности с ребенком, проследить за его успехами в развитии трудовой деятельности, в умении взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. И только тогда, когда родители начинают отмечать положительные изменения в развитии своего ребенка, они меняют свое отношение к консультациям. Теперь уже родители сами начинают инициировать общение с социальным педагогом, стараются закреплять у детей навыки самообслуживания и элементарного бытового труда, путем выполнения домашних заданий. Повысилась посещаемость родительских собраний, активность родителей на совместных мероприятиях.
Чтобы привлечь родителей к совместной трудовой деятельности в домашних условиях, на занятиях по разделам программы социально-бытовой подготовке стал применяться проектный метод обучения. Проектный метод дает возможность в течение достаточно длительного периода (около месяца) работать в тесном взаимодействии всем участникам реабилитационного процесса: социальному педагогу, ребенку и родителям, причем, как в условиях реабилитационного центра, так и в условиях семьи. Метод проектной деятельности эффективен в реабилитационном процессе, так как ребенок в итоге получает значимый для него результат: поделку или изделие и, что наиболее важно, общение с родителями в процессе совместной трудовой деятельности.
Подводя итог работы по взаимодействию социального педагога с родителями можно сделать следующие выводы:
С каждым последующим курсом реабилитации ребенка взаимодействие с родителями становится эффективнее, если родители замечают положительную динамику реабилитационного процесса.
Взаимодействие социальный педагог – родитель становится более эффективным, если родители включены в программную совместную деятельность с ребенком.
«проблемную» часть составляют родители, уклоняющиеся от воспитания детей и не посещающие детей в реабилитационном центре.