Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях социально –реабилитационного центра


Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»
Конспект выступления
«Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях социально –реабилитационного центра »
Подготовила Педагог-психолог Князева О.В.
Белев -2015
Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест.
Первые чувства гражданственности и патриотизма.
Доступны ли они малышам?
Можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.
Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданских чувств и общественных отношений.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
В.А.Сухомлинский
Что такое патриотизм?
Патриотизм – это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа.
Патриотизм включает в себя:
Привязанность,
Сочувствие,
Сопереживание,
Ответственность ,
И другие качества, без которых человек не может состояться как личность.
Патриотическое воспитание у дошкольников находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Гражданственность – это принадлежность к постоянному населению данного государства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей.
Гражданственность включает в себя:
Ответственность,
Желание и умение трудиться на благо отечества,
Беречь и уважать богатства Родины,
Эстетические чувства, связанные с любовью к родному городу, родной природе.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны в целом и совершенно новым для дошкольного воспитания и образования России. До начала реформ программы включали раздел «Ознакомление с явлениями общественной жизни», в рамках которого выдвигалась только задача патриотического воспитания детей.
Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором она существует в данный исторический момент.
Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т.п.
Цель патриотического воспитания – прививать любовь к Отечеству, гордость за его культуру, а гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.
И наша с вами задача:
Пробудить, как можно раньше, в растущем человеке любовь к родной земле;
Формировать черты характера, которые помогут стать человеком и гражданином общества;
Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу(населенному пункту, где проживает ребенок);
Чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;
Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
Педагоги должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Нужно формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогать им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Методы работы
Целевые прогулки и экскурсии.
Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
Беседы о родном городе.
Праздники и развлечения патриотической направленности,
Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
Обогащение и стимулирование детского творчества.
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности. Привлекать к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края. Привлекать детей к охране памятников исторического и культурного наследия народа.
Средства гражданско - патриотического воспитания:
Окружающая среда,
Художественная литература и искусство,
Практическая деятельность,
Посещение музеев, выставок,
Встречи с интересными людьми,
Приобщение детей к семейным традициям, традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству
Основные положения программы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальное развитие
Ознакомление с явлениями общественной жизни
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны(патриотические даты и праздники)
- Бережное отношение к тому, что сделано людьми
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, дать представление о стране, столице, символике государства
- Воспитание любви к родному краю, к Родине
- Знакомство с достопримечательностями города, с названием улиц
Ознакомление с предметами ближайшего окружения
Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей
Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенных ими
Ознакомление с предметами народного творчества
Ознакомление с природой
Воспитание любви к природе родного края
Воспитание бережного отношения к родной природе
Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы
Большое значение должно придаваться обогащению предметно-игровой среды в реабилитационном центре государственной символике , животному и растительному миру страны. Для развития познавательной деятельности детей создаются мини-музеи родного края. Приобретаются изделия народно-прикладного искусства России, сувениры, книги, видеофильмы о России.
Развивающая среда
Познавательная зона:
- Глобус.
- Физическая карта России.
- Политическая карта России.
- Флаг и Герб России.
- Герб и флаг своего города
- Гимн России.
- Портрет президента.
Альбомы: «Моя семья», «Мой город», «Мой район», «Наша армия родная»
Тематические альбомы родов войск и боевой техники
Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т.д.)
Наборы открыток «Русский быт».
Кассеты с записью сказок и патриотических песен
Развивающие игры гражданско-патриотической направленности «Зарница», «Эстафеты», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» , «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города»«Река вежливости»
Знакомим детей с правами и обязанностями, даем представление о Законе.
Каждый ребенок имеет право :
На имя и гражданство;
На семью;
На защиту;
На обучение;
На медицину;
На отдых и досуг;
На информацию.
Успех гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит и от родителей, и семьи, и той атмосферы, которая царит дома.
Работа с родителями
Собрания и консультации с родителями
Выпуск стенгазеты для детей, родителей
Праздники проводимые в центре с приглашением родителей
Используемая литература:
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.