Конспект открытого занятия Дорого яичко ко Великодню /декоративно-прикладное творчество. бисероплетение, посвященное Пасхальному празднику/

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Петропавловск – Камчатского городского округа













Конспект открытого занятия
«Дорого яичко ко Великодню»







Разработала
педагог дополнительного образования ,
руководитель объединения «Звёздный дождь»
Загарева София Дмитриевна

















г. Петропавловск-Камчатский
2014 г.

Тема: ДОРОГО ЯИЧКО КО ВЕЛИКОДНЮ

Тип занятия: урок знакомства с культурным наследием и обучающий практическим навыкам.
Цель занятия: изготовление эскиза пасхального яйца-сувенира.
Задачи:
1.Расширять знания учащихся об истории Пасхального праздника; познакомить с искусством фирмы Карла Фаберже, с последовательностью и особенностями оплетения яиц в технике «ручное ткачество».
2. Развивать творческое воображение, художественный вкус.
3.Воспитывать интерес и уважение к национальному наследию, доброе отношение друг к другу, аккуратность при выполнении работы.
Материал: бисер разных цветов, нити, альбомная и цветная бумага.
Оборудование: доска, схемы плетения, литература с иллюстрациями пасхальных яиц, иллюстрации с фотографиями пасхальных яиц фирмы Карла Фаберже.
На столе преподавателя: выставка пасхальных сувениров, образцы пасхальных яиц, выставка-раскладушка на тему «Святая Пасха».
Для учащихся на столах: карточки-схемы, розетки с бисером, игольницы с иглами, фломастеры, цветные карандаши, ножницы
Для игровой паузы: два мольберта с заготовками для изготовления 2-х открыток, детали из цветной бумаги, клеевые кисти, салфетки, клей.
Эскиз доски:
Начало занятия: Итог занятия:

Дорого яичко ко Великодню

Схема плетения
(прилагается)



Дорого яичко ко Великодню





(Корзина - размер - лист ватмана)



Предварительная работа:
Освоение учащейся на индивидуальных занятиях последовательности оплетения яйца в технике «ручное ткачество», выполнение в данной технике яиц-образцов, подготовка рассказа о последовательности и технике плетения.
Литература:
Ищук В.В., Нагибина М.И. «Народные праздники» Ярославль, Академия, Академия Холдинг 2000 г., стр. 66-72.
Городецкий С. Пасха. В журнале «Внешкольник» № 4, 2000 г., стр.21.Полынина И. Фаберже «Пасхальные сюрпризы».
В журнале «Наше наследие» № 1., 1991г., стр.47-56.Ляукина М.
Основы художественного ремесла. Бисер. Москва.«АСТ-Пресс», 1999 г., стр.124-127.
План занятия:
1.Целеполагание - 5 минут:
музыкальная композиция;
художественное слово;
слово педагога.
2.Беседа об истории праздника - 10 минут:
проверка домашнего задания;
опрос учащихся;
вопрос – ответ;
слово педагога.
3. Рассказ педагога о пасхальных яйцах – сюрпризах фирмы Карла Фаберже – 20 минут.
- установка на внимательный просмотр иллюстраций;
- показ иллюстраций.
4.Объяснение последовательности оплетения яиц в технике «ручное ткачество» - 5 минут:
показ схемы плетения;
выступление учащегося;
сравнительный анализ.
5.Практическая часть занятия – 40 минут:
- выполнение эскиза пасхального яйца;
индивидуальная работа.
6.Игровая пауза – 10 минут.
7.Практическая часть занятия – начало плетения «пояса» – 40 минут.
повторение правил техники безопасности;
напоминание последовательности выполнения «пояса» яйца;
индивидуальная работа.
8.Подведение итогов занятия – 5 минут:
художественное слово;
оформление праздничной корзины;
- пожелания учащихся.

Ход занятия:
1.Целеполагание.
Звучит перезвон колоколов, преподаватель читает стихи:
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Звенят колокола!
Немолчно в божьих храмах
Поют: «Христос воскрес!»
- И звуки дивной песни
Доводят до небес.
В апреле день Великий:
За нас проливший кровь
Христос воскрес из мертвых
И вмиг явился вновь.
Не знает скорби сердце,
Душа у всех ясна:
Ведь с праздником пасхальным
Приходит к нам весна.
Весть о воскресшем боге
Она несет с небес,
Ответим же с весельем:
Воистину воскрес!
Педагог: - Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее занятие посвящено прекрасному празднику – Пасхе. В этом году этот Великий день наступит - 27 апреля. К этому дню на Руси готовились заранее, как к самому главному празднику. «Дорого яичко ко Великодню» - говорили на Руси. Главный обычай этого светлого праздника – подарить друг другу пасхальное яйцо, как символ воскрешения и новой жизни. Именно этому символу посвящено наше занятие. Мы с вами будем готовить пасхальные сувениры - оплетать яйца бисером, создавать каждый свое неповторимое яйцо. Работа кропотливая и трудоемкая, требующая много времени. К изготовлению пасхальных яиц мы приступаем заранее, так как это длительный процесс, и чтобы перед праздником еще успеть сделать корзиночки, открытки и подставки под яйца, выполнить другие сувениры.
А сегодня мы вспомним историю пасхального праздника, познакомимся с необычными, сказочно-нарядными пасхальными сюрпризами, которые изготавливали специально к Пасхе. Вы узнаете последовательность оплетения яиц способом «ручное ткачество», создадите эскиз своего яйца - сувенира и начнете его оплетать.
2.Беседа об истории праздника.
Педагог: - Давайте вспомним, откуда пришла традиция отмечать Пасху? Кто может рассказать, что символизировал первоначально праздник Пасхи?
Учащийся: - В древности кочевые семицкие племена праздновали Пасху в связи с весенним отелом скота. Позже Пасха стала праздноваться в честь «исхода» иудеев от египтян.
Педагог: - Что стала символизировать Пасха с приходом христианства? Почему седьмой день недели называют воскресеньем?
Учащийся: - С приходом христианства Пасха празднуется в связи с воскрешением Христа. На третий день Христос воскрес, и это событие выпало на седьмой день недели. Поэтому воскресенье так и назвали.
Педагог: - А почему мы дарим на Пасху яйца? Кто может рассказать предание о Марии и первом пасхальном яйце?
Учащийся: - Мария пришла в Рим к императору и подарила ему яйцо со словами: «Христос воскресе». Император удивился: «Как же я могу поверить, что кто-то воскрес. Вот если бы это куриное яйцо покраснело, я бы поверил». При этих словах яйцо стало постепенно краснеть и стало ярко красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.
Педагог: - Спасибо, молодец. Так пришла к нам традиция в праздник Пасхи дарить яйца. А как вы понимаете это слово «традиция»?
Учащийся: - Это обычаи, обряды, которые передавались из поколения в поколение.
Педагог: - Верно, это элементы социального и культурного наследия, передающиеся и сохраняющиеся от поколения к поколению. Это и обряды, и обычаи, нормы поведения, идеи, ценности. Какие обычаи мы соблюдаем на Пасху?
Учащийся: - Люди варят и красят яйца, принято христосоваться-целоваться; печь куличи, дарить яйца друг другу в семье, друзьям, играть в игры с пасхальными яйцами.
Педагог: - Верно. На Пасху вместо традиционного «Здравствуйте» или «Добрый день», люди говорят «Христос воскрес», и отвечают «Воистину воскрес». Принято христосоваться и желать друг другу добра, радости, счастья, здоровья.
С древних времен человека интересовала волшебная, жизненная сила обычного яйца. Люди считали его источником творческих сил, весеннего пробуждения природы. Во многих старинных рукописях круглый свод неба сравнивался с верхней половиной яичной скорлупы, а нижняя - замыкала подземный мир. У каждого народа есть свои легенды о яйце. У финнов считалось, что мир возник из утиного яйца. В Китае думали, что символом единства неба и земли являлось куриное яйцо.
Предание Древнего Египта рассказывают про то, как великая птица Гоготун снесла яйцо, из которого появилось солнце. В Греции считали, что весь наш мир возник из яйца сказочной птицы Феникс, которая каждые 500 лет сгорала на костре, затем возрождалась из пепла молодой и прекрасной.
В России Пасха празднуется давно, к ней готовились заранее. В частности, накапливали яйца, окрашивали по 100-200 яиц. Считалось, что при помощи пасхального освещенного яйца, сохраненного в течение 3 и даже 12 лет можно вылечить тяжело больного – и всю хворь, как рукой снимет. По старинным поверьям, яйцо помогает при тушении пожаров, и в земледельческих работах. Такова волшебная сила обычного яйца.
3.Рассказ педагога о пасхальных яйцах-сюрпризах Карла Фаберже.
( с показом иллюстраций)
В 1842 году в Петербурге с небольшого ювелирного магазина-мастерской начала свой путь фирма Фаберже. Руководил ей Густав Фаберже, а затем его сын Карл Фаберже – ювелиры очень высокого уровня. Карл Фаберже имел редкий дар организатора, был главным источником идей, открыл филиалы в других городах и странах, где работало более 500 мастеров разных специальностей: художники, резчики по камню, эмальеры – кто разрисовывал и украшал изделия эмалью, художники-миниатюристы, специалисты по маленьким портретам. Мастера изготавливали различные изделия: часы, табакерки, ювелирные украшения, подсвечники, столовое серебро, миниатюрные скульптуры и многое другое.
В 1885 году к празднику Пасхи Карл Фаберже изготовил особенно оригинальный сувенир. Он сохранял форму традиционного яйца, но удивлял новизной воплощения идеи. Обыкновенное на первый взгляд яйцо на самом деле было выполнено из золота, покрыто плотным слоем белой эмали. Скорлупу можно было разъединить на две части и, подняв верхнюю половинку, заглянуть внутрь. Там, на золотом желтке, как в лукошке, сидела маленькая курочка из цветного золота. Проработка деталей была сделана столь тщательно, что зритель мог разглядеть не только гребешок и круглые птичьи глазки, но и самое маленькое перышко. Чудеса на этом не заканчивались, курочка тоже содержала в себе сюрприз и тоже не один. В ней хранилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона. Сюрприз произвел колоссальное впечатление, и яйца-сюрпризы стали изготавливать ежегодно.
Впоследствии фирмой Фаберже было изготовлено более 50 пасхальных яиц для императорской семьи. К сожалению, только 10 из них хранятся в России, в коллекции Государственной Оружейной палаты, музеев Кремля. Из большого количества яиц – сюрпризов, яйца, выполненные по заказу императорской семьи, конечно, самые оригинальные. И каждое яйцо имеет свой сюрприз. Судьба разбросала работы Фаберже по всему миру. Яйца – сувениры можно увидеть во многих музеях Америки и Европы.
Я буду показывать вам иллюстрации, просматривая их, пожалуйста, обратите внимание на узоры, орнаменты, завитки, цветовое решение, оформление драгоценными камнями и многое другое, что могли бы вы применить в украшении своих яиц.
Темы пасхальных яиц часто определяли памятные события в жизни русского государства и царской семьи.
Яйцо «Петр Великий» выпущено по случаю 200-летия строительства Санкт-Петербурга. Здесь мы видим четыре миниатюры на слоновой кости – это Портреты Петра Первого, Николая Второго, со стороны фотографии виды зимнего Дворца и Домика Петра Великого. Сюрприз – миниатюрный Медный всадник, застывший на горе из сапфиров.
Яйцо с моделью памятника Александру III выполнено из горного хрусталя, поэтому сюрприз-памятник виден насквозь. Точнее, эта модель памятника, так как памятник не приняла Академия художеств, и он остался увековеченным в яйце, а возведен был несколько позже.
В 1911 году было создано яйцо «Пятнадцатая годовщина правления Николая II», а позже – яйцо «Трехсотлетие дома Романовых». Мастерски написанные миниатюры отражают многие события истории государства: коронация Николая II, открытие моста Александра III в Париже, открытие монумента Петру I в Риге и многое другое.
В 1890 году было закончено строительство Транссибирской дороги. Это важное событие было отмечено одной из самых интересных пасхальных яиц «Транссибирский железнодорожный путь». На яйце изображена карта Сибирского пути. Яйцо поддерживают три грифона, такие мистические птицы, у которых в лапах государственный меч и щит. Обратите внимание на древнерусский орнамент, которым украшено яйцо. Но особый интерес вызывает сюрприз - складывающаяся втрое точная модель первого сибирского поезда. Он состоит из платинного паровоза с фарами из алмазов и фонарем из рубинов, и пяти золотых вагончиков с надписями: «почтовый», «для дам», «для курящих», «для некурящих», последний вагон – «церковь». Состав приводится в движение золотым ключом.
С такой же достоверностью выполнены: золотая модель яхты «Штандарт» и модель крейсера «Память Азова».
Широкое распространение нашла символика цветов тематике яиц: «Ландыши», «Подснежники», «Клевер». Каждая по-своему оригинальна, красива. Символом вечной любви и преданности издавна считался цветок «Анютины глазки». Сюрприз этого яйца – роскошная рамка сердцевидной формы. Одиннадцать крошечных портретов представителей семьи Романовых, закрытых красными крышечками с инициалами изображенных. Специальная кнопка открывает все миниатюры.
Оригинально следующее яйцо с нежным белым букетом «Белые лилии». Это яйцо – часы, которые были заводные, но стрелка всегда оставалась неподвижна. Двигался только поясок с римскими цифрами.
Такой же прием движения циферблата использован в часах «Храм любви» или «Колоннада». Яйцо выполнено в стиле Людовика 16 и подарено императором Николаем II жене по случаю рождения царевича Алексея. Вокруг постамента сидят четыре женских фигурки, олицетворяющие дочерей Николая II.
Каждое яйцо имеет свою изюминку. Пасхальные яйца-сюрпризы по праву считают вершиной творчества Фаберже. На следующих занятиях я расскажу подробнее и о других яйцах и о сюрпризах, которые они скрывают. Надеюсь, что, рассмотрев иллюстрации, вы отметили и выбрали какие-то особенности для оформления: обратили внимание на узоры, цветовое решение, оформление камнями.
4.Объяснение последовательности оплетения яиц
в технике «ручное ткачество»
Педагог: - А сейчас Ирина расскажет, в какой последовательности она оплетала яйцо.
Ирина Заблоцкая: - Процесс изготовления яйца состоит из двух этапов. Первый этап – изготовление центральной части – «Пояса». Пояс плетут вертикальными рядами. Второй этап - оплетение макушек. Макушки яйца плетут горизонтальными рядами. В технике параллельного низания набираем по две бисеринки высоту «Пояска» двумя иглами, как указано в схеме на доске. А дальше работаем одной иглой, выплетая вертикальные ряды. Когда длина «пояса» будет равна обхвату яйца «по талии», то первый и последний ряды соединяются. «Пояс» должен плотно облегать заготовку. Процесс низания макушек может быть двумя способами. Я плела «лепестки», которые потом соединяла между собой. Можно плести по кругу пояска, постепенно уменьшая количество бисеринок в ряду.
Педагог: Я предлагаю посмотреть разницу между способом плетения «лепестками» и оплетением по кругу.
Сравниваем варианты, обращаем внимание недочеты в работе.
Педагог: Думаю, что вы согласитесь со мной, что, оплетая по кругу, постепенно уменьшая бисеринки в ряду, мы делаем работу более аккуратной, и просчитать рисунок будет легче. Ведь важно еще и выплести рисунок.
5.Практическая часть занятия.
Выполнение эскиза-схемы плетения пасхального яйца.
Педагог: Предлагаю вам выбрать из предложенных на столах, схему для плетения пасхальных яиц и раскрасить их в соответствии с вашим желанием и бисером, который имеется у нас в наличии. Важно знать, что в украшении пасхальных яиц не используется черный цвет.
Проводится индивидуальная работа: учащимся оказывается помощь в выборе схем, подборе цвета для плетения и раскрашивания.
Педагог: Заканчиваем раскрашивать эскизы, убираем карандаши и фломастеры. Сейчас мы немного отдохнем и поиграем.
6.Игровая пауза. Конкурс «Пасхальная открытка».
Учащиеся делятся на две равные команды.
Педагог: Сейчас мы с вами будем создавать праздничные пасхальные открытки. Перед вами - мольберты, на которых приготовлены основы под открытки в форме яйца, детали из цветной бумаги, вырезанные в форме кругов, треугольников, цветов и листьев, клей, кисти, салфетки. Ваша задача: на скорость каждый из участников команды, по очереди подбегая к мольберту, наклеивает по одной детали, создавая узор открытке.
Побеждает команда, выполнившая задание быстро и красиво.
Подведение итогов игры: - У нас получились две прекрасные открытки. А на следующем занятии мы будем на них писать поздравления к Пасхе.
7. Продолжение практической части занятия.
Начало изготовления центрального «пояса» в технике «ручное ткачество».
Педагог: Эскизы ваши уже готовы и можно начинать оплетать яйца, но для начала необходимо повторить правила техники безопасности при работе с иглой.
Учащийся: Иглу можно оставлять только в игольнице. При работе с иглой руку необходимо разворачивать тыльной стороной, чтобы не уколоть товарища. Сломанную иглу необходимо сразу выбросить, чтобы не потерять тонкие обломки. Нитки нужно только отрезать, а не рвать зубами.
Педагог: Молодцы. Теперь вы можете приступать к изготовлению центрального «пояса» (обращаю внимание учащихся на схему на доске). Для этого необходимо вставить нить сразу в две иглы, отцентровать узелок и сплести полоску из двух бисеринок, равную высоте пояска (рисунок А). Количество рядов в высоту должно быть обязательно четным. Далее вы делаете поворот и продолжаете плести одной иглой (рисунок Б).
Кому необходима помощь в подборе бисера, обращайтесь. Проводится индивидуальная работа.
8. Подведение итогов занятия:
Педагог: Наше занятие подходит к концу. Заканчиваем работу. Отставьте розетки с бисером и иглами в сторону, возьмите в руки свои эскизы и послушайте меня:
Отлетели ночные метели,
Отошли белоснежные вьюги.
Бубенцы по дороге запели
Расписные забегали дуги.
Засмеялась весна голубая
И застывшую землю целует.
Растопясь, пелена снеговая
По пригоркам водою бушует.

Копят силу, весеннюю силу
Разбухают смолистые почки.
И готовят для зерен домишки
Черноземные, твердые кочки.
Праздник, праздник!
Воскресла природа,
И поет свое вещее слово
Голубиное сердце народа:
Это свет Воскресенья Христова.
Сегодня на занятии мы вспомнили историю пасхального праздника, вы познакомились с искусством мастеров фирмы Карла Фаберже, создали эскизы своего будущего пасхального яйца и начали его оплетать. На открытках, которые у нас получились, мы потом напишем поздравления, но прежде чем их написать, давайте просто пожелаем друг другу доброго, светлого. Каждый, кто хочет сказать добрые слова окружающим, подойдите к корзине, опустите в неё свой эскиз и скажите свои пожелания.
Учащиеся подходят к доске, произносят пожелания и вставляют свои яйца-эскизы в корзину.

Педагог: Смотрите, у нас получилась нарядная корзина, полная пасхальных яиц, и что самое главное – полная ваших добрых пожеланий. Надеюсь, что к Пасхе, здесь на столе будет стоять другая корзина, полная ваших нарядных бисерных яиц.




















Приложение № 1 к конспекту «Дорого яичко ко Великодню»

Ручное ткачество
Рис. 1. Плетение прямого полотна

Уменьшение полотна
Для уменьшения полотна нужно выполнить переход к следующему ряду, не доплетая необходимое количество бисеринок до конца ряда (рис. 2)
Рис. 2. Уменьшение ширины полотна
Если требуется выполнить уменьшение полотна в начале ряда, то для этого спускаемся в предыдущий ряд, проходим через необходимое количество бисерин справа налево и снова поднимаемся во второй ряд. Входим слева направо в бисеринку второго ряда, с которой начинается уменьшение, и подплетаем третий ряд (рис. 3).
Рис. 3. Уменьшение ширины полотна
Ручное ткачество. Вариант № 2


Приложение № 2 к конспекту «Дорого яичко ко Великодню»




Яйцо «Пётр Великий». Михаил Перхин. Петербург, 1913 год.
Золото, эмаль, сапфиры, слоновая кость. Музей Изящных искусств штата
Вирждиния, Ричмонд.








Яйцо с моделью крейсера «Память Азова». Михаил Перхин и Юрий Николаи.
Петербург, 1891 год. Золото, платина, бриллианты, рубины, гелиотроп,
Аквамарин. Государственные музеи Московского Кремля.








Яйцо «Трехсотлетие дома Романовых». Генрих Вигстрем.
Петербург, 1913год. Золото, серебро, сталь, бриллианты, бирюза, хрусталь,
Пурпурин, слоновая кость. Государственные музеи Московского Кремля.





Яйцо «Ландыши»









Яйцо «Транссибирский железный путь». Михаил Перхин.
Петербург, 1900 год. Золото, платина, серебро, бриллианты,
рубины, оникс, хрусталь. Государственный музей Московского Кремля.







Яйцо «Клевер»
















13PAGE 15


13PAGE 141615


13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 115