Образовательная программа декоративно – прикладного направления «Кудесница» по бисероплетению



Пояснительная записка
Бисероплетение и вязание крючком – это виды декоративно – прикладного искусства, известные с древнейших времен. Занимались ими люди многих стран и различных сословий. Увлечение этими ремеслами в России в конце 18-20 в.в. было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта русского народа. Из бисера изготовляли изделия разного назначения: от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского двора. Этот красивый и прочный материал применялся при изготовлении кошельков, различных чехлов и футляров, обложек для книг, им оплетали шкатулки и вазы, вышивали иконы и картины. Широко применялся бисер и в украшении национальных костюмов многих народов России, изготовлении оберегов, талисманов и т.д. Часто использовался бисер для вязания крючком.
Современное направление в работе с бисером и вязании крючком – украшение одежды, изготовление аксессуаров, различных сувениров, декоративных панно и др.
Предлагаемая образовательная программа составлена на основе личного опыта по работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, которые с удовольствием занимаются этими видами творчества. Этому в немалой степени способствует то, что технологические операции бисероплетения и вязания крючком просты и доступны детям данного возраста, они не требуют специальных дорогостоящих приспособлений для работы. Вместе с тем, бисероплетение и вязание крючком как традиционные виды народного рукоделия приобщают детей к народному творчеству, воспитывают духовность подрастающего поколения. Кроме того, эти виды прикладного творчества помогают развитию мелкой моторики рук, что важно в освоении навыков письма младшими школьниками, а мелкие движения пальцами рук, как свидетельствуют медицинские исследования, способствуют развитию коры головного мозга и улучшению речи.
Данная программа в большей степени сориентирована на девочек, так как способствует развитию таких качеств личности, как аккуратность, терпение, усидчивость, которые пригодятся им как будущим хозяюшкам, хранительницам домашнего очага.
Предлагаемая программа может быть реализована как в рамках самостоятельного учебного курса, так и при изучении раздела «Художественная обработка материалов» в школьном курсе «Технология».
Цель программы:
Формирование основ культуры труда.
Содействие развитию творческих способностей и личностных качеств воспитанников через приобщение к духовной культуре.
Задачи обучения:
развить интерес к изучению народных традиций;
развить творческое мышление, способность к созданию и реализации образа;
воспитывать уважительные отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности;
познакомить с разнообразием бисера и пряжи, используемых для создания произведений декоративно – прикладного искусства, их особенностями и возможностями;
обучить различным приемам плетения из бисера и вязания крючком;
сформировать и развить имеющиеся навыки работы с различными инструментами, умение организовать свое рабочее место;
обучить умению оформлять выполненные работы;
воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.
Программа рассчитана на три года обучения.
Возраст воспитанников в группах:
1 год обучения – 6-8 лет;
2 год обучения – 9-11 лет;
3 год обучения – 12-15 лет.
Режим работы:
для группы первого года обучения – 2 занятия в неделю по 35 минут, либо мелкогрупповые занятия (по 5 человек) – 2 занятия в неделю по 2 часа (1час – 35 минут);
для группы 2-го года обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа;
для группы 3-го года обучения – 2 занятия в неделю по 3 часа;
индивидуальные занятия с учащимися 3-го года обучения, выполняющими творческие проекты – 2 часа в неделю на каждого ученика.
Краткое содержание учебного курса.
Для воспитанников 1-го года обучения программой предусматриваются работы в технике пластилинографии и бисероплетения: изучая темы «Основные приемы плетения на проволоке» и «Комбинирование приемов плетения», дети знакомятся с бисером, выполняя картины небольшого размера (примерно 7*10 см) из известного им материала пластилина, используя бисер и бусины вначале в качестве декоративных элементов оформления, а затем и несложные плоскостные поделки из бисера в коллекции «Полянка» (например, бабочка, стрекоза, ящерка, паучок и т.д.) и «Новый год» (елочка, Дед Мороз, Снегурочка). В ходе изучения темы «Объемные изделия на проволочной основе» учащиеся выполняют более сложные поделки из бисера, состоящие из нескольких отдельно изготовленных деталей, учатся придавать им форму. После этого изучается тема «Плетение на леске. Фенечки и колечки», в ходе которой учащиеся получают представления об особенностях изготовления простейших украшений из бисера. В заключение курса учащиеся выполняют коллективную работу – панно.
Воспитанники 2-го года обучения в первом полугодии продолжают заниматься бисероплетением, изучая темы: «Цветоведение и композиция», «Техники плетения «соты», «полотно» и «мозаика», «Ткачество из бисера», «Объемные изделия на каркасе». В процессе обучения дети знакомятся с особенностями низания на леску и нить, учатся подбирать наиболее удачные сочетания бисера по цвету и виду. Характер обучения – от простого к сложному: девочки, научившись плести несложные цепочки, на основе их учатся создавать плоскостные украшения, комбинируя разные приемы плетения, а затем выполняют объемные сувениры на каркасе, осваивая приемы расширения и сужения полотна для придания изделию нужной формы. Во втором полугодии воспитанники знакомятся с вязанием крючком, изучая темы «Инструменты и материалы, используемые для вязания крючком», «Основные приемы вязания крючком», «Ажурное вязание». В начале дети изучают свойства пряжи, учатся подбирать крючок к пряже, затем осваивают различные приемы вязания, выполняя не образцы, а небольшие по объему и простые по технике изготовления мягкие игрушки, попутно изучая способы выполнения деталей изделия, последовательность их сборки и варианты оформления изделий. Такая работа помогает им быстрее увидеть результаты своего труда и служит стимулом к дальнейшей деятельности.
Поделки, изготовленные воспитанниками в течение года, могут быть использованы как для практического применения в быту (например, прихватки и подставки под горячую посуду), так и в качестве сувениров (ожерелья, браслеты, броши и бутоньерки, пасхальные яйца, различные вязаные игрушки). Итоговые работы предназначаются для выставки (выставки – продажи).
Сочетание всех полученных в течение 1-го и 2-го годов обучения знаний и умений служит базой для выполнения воспитанниками в 3-го года обучения более сложных и объемных работ. Учащиеся углубляют и расширяют свои знания при усвоении программного материала, выполняют сложные панно, комплекты украшений, а также предметы, имеющие непосредственное применение в быту. Девочки совершенствуют свои умения вязания крючком, учатся применять бисер для вязания. Имея уже опыт работы, учащиеся проявляют больше самостоятельности в выборе техники выполнения, цветового решения и отделки изделий, что способствует максимальному развитию воображения и художественного вкуса у детей.
Формы обучения:
рассказ;
беседа;
практические занятия;
самостоятельные работы;
игры;
выставки;
экскурсии.
Формы контроля:
Вводный контроль: выяснение того, что знают и умеют кружковцы
(тест).
Текущий контроль: «Творческая книжка воспитанника»;
цветопись;
анализ выполненного изделия.
Тематический контроль: игры «Кто подарит этот букет?»;
«Крестики – нолики»;
«Вот такие наши руки!».
Итоговый контроль: выставки, подготовка творческих проектов.
Планируемые результаты обучения:
Активизировать творческие способности детей.
Научить их реализовывать свои знания и умения в процессе деятельности.
Презентабельные результаты (участие в выставках, конкурсах).
Повышение престижа объединения.
Требования к уровню подготовки:
1-й год обучения:
Учащиеся должны иметь обобщенное представление:
о способах начала и окончания работы;
о сочетании цветов.
Учащиеся должны знать:
основные приемы плетения на проволоке;
правила техники безопасности при работе с ножницами.
Учащиеся должны уметь:
определить по схеме порядок низания изделия;
придать форму готовому изделию.
2-й год обучения (бисероплетение):
Учащиеся должны иметь обобщенное представление:
о цветах хроматического и ахроматического рядов, правилах их подбора;
об общей последовательности выполнения панно в технике аппликации;
Учащиеся должны знать:
приемы плетения на проволоке, леске, нити;
приемы ткачества из бисера;
правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой.
Учащиеся должны уметь:
определять по схеме порядок низания изделия;
определять по схеме приемы плетения;
выполнять плоские и объемные изделия на проволоке, леске, нити, придать форму готовом изделию.
2-й год обучения (вязание крючком):
Учащиеся должны иметь обобщенное представление:
о правилах подбора ниток и крючка;
об общей последовательности выполнения вязанной мягкой игрушки.
Учащиеся должны знать:
основные приемы вязания крючком;
условные обозначения при чтении схем.
Учащиеся должны уметь:
выполнять воздушные петли, столбики без накида, столбики с накидом;
выполнять изделия способами плоского и кругового вязания.
3-й год обучения:
Учащиеся должны знать:
приемы плетения «соты», «полотно», «мозаика», «гобеленовое» и уметь применять при выполнении изделий;
цветовой круг, уметь подбирать бисер и пряжу соответствующих цветов и видов для конкретного изделия;
приемы вязания крючком, уметь их применять и комбинировать.
Учащиеся должны уметь:
читать схемы при ажурном вязании крючком;
оформлять готовое изделие.
Учащиеся должны иметь представление об использовании бисера для вязания крючком.
Критерии оценки знаний и умений:
уровень предусмотренных программой теоретических знаний;
качество выполнения практических работ;
степень самостоятельности в работе;
время, затраченное на выполнение работ;
уровень сформированности творческого мышления.

Процесс обучения
Учебно-тематический план
1-й год обучения (бисероплетение).

п/п Тема
Количество часов
Общ. Теор. Практ.
1.
2.
3.
4.
5.
6. Знакомство с бисером. Использование бисера в пластилинографии.
Основные приемы плетения на проволоке.
Коллекция «Полянка»
Комбинирование приемов бисероплетения.
Коллекция «Новый год»
Объемные изделия на проволочной основе.
Броши и сувениры.
Плетение на леске. Фенечки и колечки.
Коллективная работа (панно) 1
23
10
16
12
10 0,5
1
0,5
1
1
1 0,5
22
9,5
15
11
9
Итого 72 5 67
2-й год обучения
№ п/пТема Количество часов
Общ. Теор. Практ.
1. Вводное занятие по бисероплетению. Выполнение игрушек на проволоке по выбору учащихся. 2 1 1
2. Цветоведение и композиция. Композиция в технике аппликации из плетёных деталей. 8 1 7
3. Приёмы построения орнамента. Ткачество из бисера. 8 1 7
4. Плетение фенечек из бисера приёмами «крестик», «змейка», «восьмёрка». 8 1 7
5. Украшения из бисера, выполненные приёмами «соты». 8 1 7
6. Приёмы плетения «мозаика» и «кирпичный стежок». 10 1 9
7. Сувениры к Новому году. Гобеленовое плетение. 14 1 13
8. Вводное занятие по вязанию крючком. 2 1 1
9. Основные приёмы вязания крючком. Вязанная мягкая игрушка. 16 1 15
10. Сувенир к 8 марта. Технология изготовления цветов из бисера. 8 1 7
11. Пасхальный сувенир. Приём плетения «полотно». 20 1 19
12. Изготовление работ в свободной технике. Творческие работы. 20 1 19
13. Подготовка к выставкам. Экскурсии.
Досуговые и контрольные мероприятия. 20 1 19
Итого: =SUM(ABOVE) 144 =SUM(ABOVE) 13 =SUM(ABOVE) 131
3-й год обучения
№ п/пТема Количество часов
Общ. Теор. Практ.
1. Вводное занятие. Повторение пройденного ранее. 3 2 1
2. Многослойное плетение из бисера приёмом «соты». 24 4 20
3. Ишимский сувенир. 21 3 18
4. Цветоведение и композиция. Картины из бисера. Гобеленовое плетение 36 6 30
5. Ажурное вязание крючком. Вязание с бисером. 24 4 20
6. Объёмные изделия в технике «кирпичный стежок». 24 2 22
7. Объёмные изделия на твёрдом каркасе. 18 3 15
8. Вышивка бисером. 24 3 21
9. Цветы из бисера: технология изготовления цветов на проволоке, в техниках «кирпичный стежок» и «мозаика». 18 3 15
10. Подготовка творческих проектов.
Экскурсии.
Досуговые и контрольные мероприятия. 24 12 12
Итого: =SUM(ABOVE) 216 =SUM(ABOVE) 42 =SUM(ABOVE) 174
Содержание программы
1-й год обучения. Бисероплетение (возраст детей 6-8 лет).
Знакомство с бисером. Использование бисера в пластилинографииУчащиеся знакомятся с целями и задачами кружка, историей возникновения бисера, инструментами и материалами, изучают правила безопасности труда. Может быть проведена беседа «История создания бисера». Желательна демонстрация поделок из бисера, выполненных в различной технике плетения с целью усилить интерес детей к новому для них виду деятельности, а также демонстрация поделок в технике пластилинографии.
Практическая работа: изготовление картины «Пирамидка» в технике «пластилинография» с использованием бисера.
Основные приемы плетения на проволоке. Коллекция «Полянка».
Учащиеся знакомятся с технологией выполнения различных элементов плетения (приемы «пирамидка», «петелька», «палочка», «веточка») и закрепляют полученные знания на практике путем выполнения по предложенным схемам постоянно усложняющихся небольших по объему работы поделок.
Практические работы (пластилинография): выполнение картин «Мухомор», «Яблоки на ветке», «Кактус», основы для панно «Полянка».
Практические работы (бисероплетение): плетение пирамидки, божьей коровки, бабочки, стрекозы, грибка, паучка, ромашки, ящерицы, человечка, девочки, мальчика, змейки.Дополнительные работы: мухомор, цветок, паучок (вариант 2), скорпион, рыбка, зайчик, незабудки, корзинка с цветами, колокольчик.Комбинирование приемов бисероплетения.
Коллекция «Новый год».
Учащиеся выполняют более сложные, чем на предыдущем этапе обучения, плоскостные изделия, состоящие из ранее изученных элементов плетения, сочетающихся в различной последовательности. На первом занятии по данной теме желательно провести беседу «Почему мы празднуем Новый год?», в ходе которой познакомить детей с историей возникновения этого праздника и его символов – Деда Мороза, Снегурочки, елочки. Особое внимание при выполнении работ нужно обратить на цветовое решение поделок и подбор бисера по цвету и размеру.
Практические работы: выполнение игрушек елочки, Снегурочки, Деда Мороза, основы для панно «Новый год» (пластилинография).
Дополнительные работы: картина «Ёлочка» (пластилинография).
Объемные изделия на проволочной основе. Сувениры и броши.
Особенностью работ, выполняемых на данном этапе обучения, является необходимость придать изделиям в процессе плетения и после их выполнения определенные форму и объем. Следует нацелить учащихся на то, что некоторые поделки, например бутоньерки, могут быть подарком к 8 марта маме, бабушке, сестре.
Практические работы: плетение лилии, фиалки, веточки сирени, мухи (шмеля), мышки, машинки, большой стрекозы, большой бабочки.Дополнительные работы: лилия (усложненный вариант), веточка смородины (барбариса), золотая рыбка, петушок, дракоша.
Плетение на леске. Фенечки и колечки.
Учащиеся знакомятся с особенностями плетения на леске, получают представление о способах закрепления готовых изделий. Изучение данной темы готовит детей к выполнению более сложных по технике плетения и больших по объему работы изделий на втором году обучения.
Практические работы: плетение фенечек и колечек простой цепочкой, цепочкой «зигзаг», цепочкой с петельками.
Дополнительные работы: фенечки и колечки, выполненные цепочками «крестик» и «восьмерка».
Коллективная работа (панно).
Учащимся предлагается по заранее разработанному педагогом эскизу и схемам выполнить сюжетную композицию, причем каждый выбирает и изготовляет какую-либо деталь. Все детали затем собираются и прикрепляются согласно эскизу к подготовленному фону.
Данная работа является итоговой и демонстрируется на творческом отчете объединения.
2-й год обучения (возраст детей 9-12 лет).
Вводное занятие по бисероплетению.
Повторение пройденного ранее.
Учащиеся знакомятся с задачами кружка на данном этапе обучения, перечнем поделок, которые предстоит выполнить в течение учебного года, повторяют правила безопасности труда на занятиях и изучают новые.
Повторение основных приемов плетения.
Практическая работа: плетение игрушки на проволоке и фенечки на леске по выбору воспитанника (см. 1-й год обучения).
Цветоведение и композиция. Композиция в технике аппликации из плетёных деталей.
Учащиеся знакомятся с цветовым кругом, получают понятие о правилах подбора цветов. Выполняют детали из бисера по выбранному эскизу композиции, учатся приёмам крепления их к основе (картону).
Практическая работа: подбор бисера по цвету и размеру, выполнение композиции из плетёных деталей.
Приёмы построения орнамента. Ткачество из бисера.
Учащиеся знакомятся с правилами и приемами построения орнамента, а также с технологией изготовления изделий из бисера на станке.
Практическая работа: выполнение браслета с именем.
Дополнительная работа: выполнение браслета с орнаментом.
Плетение фенечек из бисера приёмами «крестик», «змейка» и «восьмёрка».
Учащиеся знакомятся с приёмами плетения «крестик», «змейка», «восьмёрка», учатся приёмам составления схемы плетения и нанесения на неё орнамента. В начале изучения темы проводится беседа «Молодёжные украшения из бисера».
Практическая работа: выполнение изделий приемами «крестик», «змейка» и «восьмерка», включая все этапы подготовки к работе: составление схемы плетения, подбор бисера по цвету и размеру, выбор застежки;выполнение цепочек «крестик», «змейка» и «восьмерка» с орнаментом.
Дополнительная работа: выполнение комплекта «фенечка – цепочка - серьги».
Украшения из бисера, выполненные приемом «соты».
Изучение темы начинается беседой «История украшений из бисера», в процессе которой учащиеся знакомятся с опытом мастеров бисероплетения. Воспитанники осваивают плетение украшений приемом «соты».
Практическая работа: составление эскизов и схем украшений; плетение ожерелья и (или) браслета по выбору учащихся.
Дополнительные работы: выполнение комплекта украшений.
Приёмы плетения «мозаика» и «кирпичный стежок».
Изучение темы строится на сравнении: «соты» - «мозаика», «мозаика» - «кирпичный стежок», выявлении сходства и различия этих приёмов плетения.
Практическая работа: «мозаика»: выполнение браслета (кольца) по готовой схеме;
«кирпичный стежок»: выполнение плоскостных фигурок или колечка по готовой схеме.
Сувениры к Новому году. Гобеленовое плетение.
Изучение темы начинается беседой «Символы Нового года». Воспитанники знакомятся с приёмом плетения «гобеленовое», учатся применять этот приём при изготовлении небольшой картинки-сувенира.
Практическая работа: выполнение картинки-сувенира, закрепление её на основе.
Дополнительная работа: плетение фигурки-символа; оплетение стеклянного шара; плетение снежинки.
Вводное занятие по вязанию крючком.
Учащиеся знакомятся с инструментами, материалами, видами волокон, используемых для производства пряжи; учатся правильно подбирать крючок к ниткам, изучают правила техники безопасности при работе с крючком. Желательно провести беседу «История вязания крючком», представить вниманию учащихся ассортимент поделок, изготовленных при помощи вязального крючка.
Практическая работа: дети учатся правильному положению рук при вязании; учатся закреплять начальную петлю, вывязывать цепочку воздушных петель.
Основные приемы вязания крючком.
Вязанная мягкая игрушка.
Учащиеся повторяют выполнение начальной петли и цепочки воздушных петель, знакомятся с особенностями плоского и кругового вязания, а также с основными приемами вязания: столбиками без накида и столбиками с накидом, учатся прибавлять и убавлять петли
Практическая работа: вязание мышки, грибка, кошелька.
Дополнительные работы: вязание куклы, зайчика, собачки и т.д. (состоящих из нескольких деталей) по выбору учащихся.
Сувенир к 8 Марта. Технология изготовления цветов из бисера.
Воспитанники учатся составлять схемы плетения к эскизам деталей цветов, осваивают все этапы изготовления и сборки цветов из бисера, получают представление об оформлении подарка.
Практическая работа: выполнение букета или панно из цветов на проволочной основе.
Дополнительная работа: дерево; украшение из цветов.
11. Пасхальный сувенир. Приём плетения «полотно».
На первом занятии желательно провести беседу «Из истории празднования Пасхи». Затем учащиеся знакомятся с особенностями изготовления сувенирных яиц на готовых образцах, повторяют приёмы плетения «соты» и «гобелен»,изучают прием плетения «полотно».
Практическая работа: изготовление пасхального сувенира приемом «соты» (1-й уровень сложности); изготовление пасхального сувенира приемами «гобелен» и «полотно» (2-й и 3-й уровни сложности).
12. Изготовление работ в свободной технике. Творческие работы.
Воспитанники учатся применять на практике знания и умения, полученные в течение учебного года, выполняя работы по собственным эскизам (2-й и 3-й уровни) или по готовым схемам (1-й уровень). В рамках этой темы возможно изготовление коллективной работы в технике аппликации из вязанных или сплетённых из бисера деталей. Такой работой можно украсить впоследствии интерьер кабинета.
13. Подготовка к выставкам. Экскурсии. Досуговые и контрольные мероприятия.
Эти часы затрачиваются на подготовку работ к тематическим выставкам, на проведение экскурсий в музей, Дом национальных культур и ремёсел, а также на проведение досугово-просветительских мероприятий и занятий по контролю ЗУН.
3-й год обучения (возраст 13-15 лет).
Вводное занятие. Повторение пройденного ранее. Повторение знаний, полученных на предшествующих этапах обучения, повторение правил техники безопасности, обсуждение плана работы на год, выбор индивидуального образовательного маршрута.
Многослойное плетение из бисера приёмом «соты».
Учащиеся знакомятся с приемами составления схемы, плетения основы изделия, способами наложения верхнего слоя.
Практическая работа: выполнение украшения в технике многослойного плетения.
Ишимский сувенир.
Изучение темы начинается беседой «История нашего города», учащиеся углубляют знания о символике города, обсуждают предложенные педагогом варианты изготовления сувениров и предлагают свои идеи.
Практическая работа: разработка схем изготовления сувениров в различных техниках плетения, выполнение поделок по этим схемам.
Картины из бисера. Гобеленовое плетение. Цветоведение и композиция.
Учащиеся углубляют свои знания по цветоведению и композиции, повторяют приём плетения «гобеленовое», учатся составлять схему плетения по рисунку (эскизу), подбирают бисер по виду и цвету.
Практическая работа: составление схемы плетения картины, выполнение изделия по данной схеме. Оформление изделия.
Ажурное вязание крючком. Вязание с бисером.
Учащиеся повторяют приёмы вязания крючком, понятия «узор», «орнамент», «раппорт», изучают условные обозначения при чтении схем вязания, выполняют изделия приёмами плоского и кругового вязания.
Практическая работа: вязание ажурной салфетки или воротничка.
Объёмные изделия в технике «кирпичный стежок».
Изучение темы базируется на аналогии между вязанием крючком столбиками без накида и плетением в технике «кирпичный стежок». Воспитанники учатся создавать объёмные изделия по схемам (1-й уровень) или эскизам (2-й и 2-й уровни).
Практическая работа: составление (выбор) схемы, плетение объёмной фигуры, куклы в технике «кирпичный стежок».
Объемные изделия на каркасе.
Учащиеся повторяют известные приемы выполнения пасхальных яиц из бисера, изготовляют сувениры по собственным эскизам (3-й уровень) или по готовым образцам и схемам (1-й и 2-й уровни). Дети знакомятся с технологией выполнения вязаных сувениров, способами их отделки.
Практическая работа: выполнение пасхального сувенира в техниках «мозаика», «гобеленовое», «полотно» или вязаного крючком.
Вышивка бисером.
Учащиеся знакомятся с традиционными приёмами вышивки бисером.
Практическая работа: изготовление вышитой косметички или кошелька.
Цветы из бисера: технология изготовления цветов на проволоке, в техниках «кирпичный стежок» и «мозаика».
Учащиеся повторяют известные им приемы плетения цветов на проволочной основе, учатся особенностям выполнения цветов на леске в технике «мозаика»и на нитке в технике «кирпичный стежок».
Практическая работа: изготовление броши или букетика одним из вышеназванных приемов.
Дополнительная работа: изготовление ожерелья из цветов.
Подготовка творческих проектов.
Эта работа проводится с учащимися, достигшими определенных творческих результатов и успехов. Каждый из них изготовляет изделие по своему желанию, определяет его место среди других подобных, знакомится с историей их возникновения, проводит экономические расчеты.
Экскурсии. Досуговые и контрольные мероприятия.
Эти часы педагог может использовать по своему усмотрению для дополнительных занятий по различным темам программы, экскурсий в художественную школу, Дом национальных культур и ремесел, знакомства с опытом мастеров города, видами народных промыслов, специальной литературой, а также участия в выставках.
Методические рекомендации по реализации
дифференцированного подхода к учащимся.
Занятия по бисероплетению и вязанию крючком позволяют эффективно реализовать принцип индивидуального подхода, дифференцируя педагогические задачи и методы работы.
Процесс изучения педагогом ученика начинается с первых занятий и продолжается на протяжении всего периода обучения в объединении. Задатки учеников разные, поэтому в программе введены дифференцированные требования по 3-м уровням. Критерием для определения уровня является степень развитости творческих способностей (см. таблицу).
Реализация дифференцированного подхода.
1-й год обучения

Выявление и развитие
творческих способностей учащихся
Учащиеся со слабым развитием творческих способностей Учащиеся с относительным развитием творческих способностей
Учащиеся со слабым развитием творческих способностей
Учащиеся с относительным развитием творческих способностей
Учащиеся с достаточным развитием творческих способностей
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный
Объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый
Творческие методы (частично-поисковый, исследовательский)
2-й год обучения
3-й год обучения
Методы обучения Методы обучения
Возраст детей в группах 1-го года обучения 6-7 лет (занятия желательно проводить в школах на базе групп продленного дня). Это подготовительный этап обучения, так как его технологические операции просты и доступны детям данного возраста.

Возрастные особенности младших школьников существенно влияют на формы работы с ними, неустойчивое внимание требует периодической смены видов деятельности, причем ведущей деятельностью остается игровая, поэтому на занятиях желательно использовать стихи, загадки, отрывки из сказок и т.д., разыгрывать импровизированные сценки с участием только что изготовленных детьми поделок. У детей данного возраста развиты наглядно-образная память и мышление, которые опираются на наглядные свойства и качества конкретных предметов, поэтому по всем темам программы разработаны комплекты карточек-схем, образцы поделок.
Работа по карточкам позволяет задать каждому ученику тот темп обучения, который обусловлен его индивидуальными особенностями: детям, быстро справившимся с работой, даются дополнительные, более сложные задания. При этом каждая выполненная поделка раскрашивается учеником в индивидуальной «Творческой книжке», поделки, выполненные дополнительно, дорисовываются на последней странице.
Таким образом, к концу учебного года становится возможным условное разделение на две группы: учащиеся со слабым развитием творческих способностей (воображение, творческое мышление, качество выполнения работ, уровень теоретических знаний, степень самостоятельности в работе) и учащиеся с относительным развитием творческих способностей.
К концу 2-го, а особенно на 3-м году обучения, можно уже четко разделить учеников на три уровня:
1-й уровень – учащиеся со слабым развитием творческих способностей;
2-й уровень – учащиеся с относительным развитием творческих способностей, творчески активные;
3-й уровень – учащиеся с достаточным развитием всех творческих способностей, стремлением к творчеству.
На занятиях желательно применять внутригрупповую дифференциацию для организации обучения на разном уровне, при этом у учащихся 1-го уровня чаще используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения, то есть воспроизведение поделки строго по образцу. С учащимися 2-го уровня – объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы обучения, поощряется инициатива, самостоятельность в выборе материала, цвета, отделки изделий. А с учащимися, соответствующими 3-му уровню, применяются творческие методы обучения (частично-поисковый, исследовательский, проблемный).
Очень важно, чтобы обучение было максимально приближено к запросам учащихся и их родителей. В этом случае обучение проходит на более высоком уровне, и у ребенка появляется наибольший интерес к предмету.
Работая индивидуально с каждым учеником, наблюдая и учитывая его достижения и способности, можно помочь каждому достичь того уровня развития творческих способностей, который соответствует его интересам, желаниям и потребностям.
ЛИТЕРАТУРА:
Для учителя:
Божко Л.А. Бисер.- М.: Мартин, 2001.-120с.
Божко Л.А. Изделия из бисера. – М.: Мартин, 2006.
Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании //Внешкольник.-1999.-№7-8.- с.37-39.
Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей: Учебно-методическое пособие. - М.: МИФИ, 1999. -116с.
Власова А.А., Карельская И.Ю., Ефременко А.В. Уроки рукоделия - СПб: Корона принт. Кристалл, 1998.
Гашицкая Р.П. Цветы из пайеток. – М.: Мартин, 2007.
Кольца из бисера. – М.: АРТ – РОДНИК, 2005.
Леви С. Вышивка бисером и блёстками. Новые техники и узоры. – М.: Мир книги, 2005.
Львова Г.А. Некоторые условия развития воспитанников в учреждении дополнительного образования //Дополнительное образование.- 2002.- №7. -с.40-42.
Ляукина М.В. Бисер - М,: Аст-Пресс, 1999. -176с.
Павлович С.С. и др. Узоры на спицах и крючком. - Мн.: Хэлтон, !998 - 352с.
Подарки: Техники. Приемы. Изделия. - М.: Аст-Пресс, 1999. -304с.
Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования//Дополнительное образование детей.- М.: ЦРСДОД, 2001.- 64с.
Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклассной работе / А,М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. Сост. А.М. Гукасова. - М.: Просвещение, 1984.-192с.
Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка.- СПб.: Литера.-1998.
Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка- 2-е изд. - Мн.: Полымя, 1997.
Тимченко Э. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2004.
ТкаченкоТ.Б. Бисер, драгоценные камни и Фэн-шуй. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
ТкаченкоТ.Б. Подарки из бисера. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
ТкаченкоТ., Волкова Е., Стародуб К. Бисер для начинающих. Лучшие украшения и фенечки. – Ростов-на-Дону: Изд. Дом Владис, изд. Дом Рипол Классик, 2005.
Фадеева Ю.В. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса на уроке фортепиано //Дополнительное образование .- 2002.-№7.- с.26-28.
Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы и букеты. - М: Культура и традиции, 1999-32с.
Для учащихся:
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. - Ярославль: Академия развития, Академия и К, 1999. -224с.
Петрунькина А. Фенечки из бисера.- СПб.: Кристалл, 1998-208с.
ТкаченкоТ.Б. Плетём деревья из бисера. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
ТкаченкоТ.Б. Плетём снежинки из бисера. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Фигурки из бисера/ Сост. Ю. Лындина. – М.: Культура и традиции, 2003.