Из опыта работы с одарёнными детьми в детском объединении Фантазия декоративно-прикладного творчества


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр»
с. Алексеевка муниципального района АлексеевскийСамарской области
структурное подразделение
дополнительного образования детей - центр дополнительного образования детей «Развитие»
Методическая разработка
«Из опыта работы с одарёнными детьми в детском объединении декоративно-прикладного творчества»

Автор – составитель:
Чуйченко Л.А.,
педагог дополнительного образования.
Введение
Формирование привычных основ творчества в жизнедеятельности любого человека – в первую очередь, обогащение его интеллекта путем создания творческой среды для развития его творческой индивидуальности, одарённости.
Современные тенденции и направления развития визуальных средств обусловили необходимость обращения к развитию пространственного фактора интеллекта, умеющего эффективно реализовать познавательную и коммуникативную деятельность, включиться в творческое пространство. Несмотря на значительное количество научных исследований, проблема развития детской одарённости получила должное внимание у педагогов, специалистов образовательных учреждений. Педагогами разрабатывается воспитательная система по совершенствованию практических знаний в условиях и дополнительного образования. Перед нами, как педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной взаимодействовать с социумом, вести себя в нём, самостоятельно добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Творческая одарённость: реалии, проблемы, перспективы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача дополнительного образования – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в начале жизненного пути должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Важно выявить всех, кто обладает тягой к творчеству, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, раскрыть свои способности.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одарённости – это те особенности одарённого ребёнка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одарённости.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребёнка может быть охарактеризован следующими признаками:
Наличие специфических стратегий деятельности.
Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одарённому ребёнку самодостаточной системой саморегуляции.
Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одарённого ребёнка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом – сложное.
Мотивационный аспект поведения одарённого ребёнка может быть охарактеризован следующими признаками:
Повышенная, избирательная чувствительность к определенному виду деятельности: ярко выраженный интерес к различным сферам деятельности (поразительное упорство и трудолюбие).
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
На практике выделяются виды одарённости: актуальная одарённость (включающая психологическую характеристику ребёнка с уже достигнутыми показательными психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности) и потенциальная одарённость (психологическая характеристика ребенка, которая имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Таким образом, психологическим ядром общей одарённости является интеллектуально – творческие способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Цели и задачи педагогической работы с творческой одарённостью посредством включения в дополнительное образование
Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства «школа – дополнительное образование» для социально – значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одарённых детей.
Развивающая цель – развитие творческих способностей одарённых детей к включению в художественно – эстетическую деятельность в зависимости от реальных потребностей нашего региона, нашей страны и самой личности.
Воспитательная цель – воспитание творческой личности, способной созидать, творить, преумножать.

Целями работы педагогов с одарёнными детьми являются:
выявление одарённых детей;
создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Работа с одарёнными детьми включает в себя систему дополнительного образования, призванная всесторонне раскрыть природный потенциал детей.
Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазия»
Участие в конкурсных мероприятиях
Научно – методические основы обновления содержания педагогической работы с одарёнными детьми по художественно – эстетическому направлению
Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одарённого ребёнка.
В реализации своей индивидуальности ребёнок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса, как деятель самореализации.
С этих педагогических позиций в образовательном учреждении рассматривается проблема развития способностей одарённых детей – как реализация их индивидуальности.
Принцип педагогики индивидуализации стал концептуальным обоснованием работы с одарёнными детьми. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений педагогической работы является совершенствование уровня компетентности педагогов по художественно – эстетическому направлению, которое позволяет приспосабливать дополнительное образование к индивидуальным свойствам каждого ребёнка.
Наиболее популярной современной концепцией одарённости является теория известного американского специалиста в области обучения одарённых детей Джозефа Рензулли. Он считает, что стремление одарённого человека отражает взаимодействие между 3 основными группами качеств:
общие или специальные способности выше среднего,
высокий уровень включенности в задачу,
высокий уровень креативности.
Таким образом, на практике становится принципиально важно то, что Д. Рензулли предлагает считать одарённым не только того, кто по всем трём основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Контингент одарённых детей выявляется при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Использование данной трактовки при составлении рабочих программ для одарённых детей Д. Рензулли, позволяет обучающимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес – это включение в творческую деятельность, т.е. предлагаемые услуги. Основная задача педагога при этом состоит в том, чтобы помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и способностям. Метод «обогащённого обучения» по концепции Д. Рензулли, отражает обогащение воспитательного процесса (амплификация развития по Э.Б.Эльконину). Во всех случаях, когда происходит развитие способностей ребёнка, их реализация, оно в значительной мере становится возможным лишь благодаря самовоспитанию.
Принципы обучения одарённых детей
насыщенность теоретического и практического материала заданиями открытого типа;
поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
установка на самоценность познавательной деятельности при включении в творческое пространство
возможность сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей.
Особенности, присущие одарённым детям
К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных обучающихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
3. Испытывают радость от умственного труда;
4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.
Методы выявления одарённых детей
различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внеурочной деятельности);
специальные психодиагностические тренинги;
экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками;
экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
организация различных творческих конкурсов, смотров и т. п.;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одарённости. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».
Режим психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса должен не только отслеживать актуальный психолого –педагогический статус каждого ребёнка в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.
Выявление одарённых детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Программы развития для интеллектуально – творческих одарённых детей должны:
1) включать дополнительное образование, что позволяет учитывать интерес одарённых детей к интересу будущего;
2) предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющие учитывать склонность детей и их интересы, поощрять их выбор;
3) поддерживать и развивать самостоятельность в творчестве;
4) обеспечивать специфику их индивидуальных способов деятельности;
5) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
6) обучать детей оценивать результаты художественного творчества;
7) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
8) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учётом индивидуального своеобразия личности каждого одарённого ребёнка.
Одним из важнейших условий эффективного развития детей с разными типами одарённости является разработка таких программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одарённости и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования.
Какие условия необходимо создать  для развития одарённого ребёнка? К таким условия можно отнести реализацию индивидуальности личности обучающихся.
Проведение целенаправленных наблюдений за внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в художественно – эстетической области путём:
обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одарённости;
знакомство с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения;
выявление мнения родителей о склонностях, круге интересов, особенностях личностного развития их ребёнка;
периодический сбор сведений от классных руководителей о наличии одарённых обучающихся;
подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одарённости;
длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
проведение различных внеурочных конкурсов, выставок – продаж.
Таким образом, потребность общества в неординарной личности, т.к. неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения, мышления. Поэтому совсем не случайно концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества.
Сущность художественной одарённости
Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети младшего школьного возраста одарены ко всем видам искусства (см. приложение 1), но самое прочное признание они получили в художественном творчестве и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки, аппликация, лепка, которые можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще. Ребёнок еще не выстроил непроницаемую стену между «Я» и «не Я». Он готов отнестись ко всему, как к живому, увидеть в любом предмете и явлении душу, характер, стремление – все, что присуще ему самому. У ребёнка формируется свое отношение, собственное понимание предмета, не случайно даже цвет для малыша является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии – «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков. Цвет у детей бывает и «ехидным», и «боевым», и даже «чуть-чуть желательным».
Воображение для юного художника не изобретательность, не оригинальность, а способность создать чувственный образ, выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание. Одарённые дети часто делают «банальные изображения», но первые отличаются не тем, «что» изображают, а тем «как» и «ради чего» они это делают.Одним из отличительных признаков одарённости в художественно – изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков, продуктов личного труда. Еще одна особенность одарённых детей – вертикальное расположение листа для рисования, творческих работ.
У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребёнок легко может объединять несовместимое.
Художественная одарённость и пути её развития
Проблематика одарённости продолжает находиться в центре научного и общественного интереса. Активность способного и одарённого обучающегося ориентирована на обращение к возможностям социальной и образовательной среды. В этих целях на передний план выходят задачи развития и сохранения творческого потенциала общества. Выявление и сопровождение одарённых детей, реализация нового программного содержания, качество общего образования, введение новых форм работы являются важной государственной задачей.
В настоящее время в большей степени интересует проблема детской художественной одарённости, а именно художественно – изобразительной.
При изучении детской художественной одарённости большое место занимает компонентный подход. В основе данного подхода лежит существование набора специальных способностей, высокое развитие которых приводит к успешности в той или иной сфере искусства. Соответственно специальные способности к разным видам творчества изучаются независимо друг от друга. Преобладает мнение о целостности структуры художественной одарённости. Художественная одарённость имеет общечеловеческие и индивидуальные аспекты. На практике не всегда можно провести между ними четкую границу. Можно сказать, что в раннем возрасте все дети имеют высокий потенциал в любой сфере. Относительно художественной одарённости можно отметить, что юные художники выдают из-под своей руки художественные произведения и они уже обладают художественной ценностью. И что важно, в то же время работы остаются детскими, несут в себе узнаваемые черты своего возраста.
Проблему развития изобразительных способностей рассматривали в своих исследованиях такие ученые, как Г. Айзенк, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, B.C. Кузин, А.Г. Ковалев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Е.П. Торренс, П.М. Якобсон и др. Но многие вопросы развития изобразительных способностей не нашли своего разрешения.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Художественно – изобразительное творчество — это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Цель выполнения работы обязательно влияет на характер его выполнения. Созданный образ может выполнять разные функции, так как создается с разной целью.
Относительно художественного творчества значимую роль играют психологические механизмы, такие, как возрастные особенности, эмоциональный настрой, потребности, мотивация, индивидуальные особенности, личностные особенности ребёнка.
Сочетание двух функций в художественном образе — изображение и выражение — придает деятельности художественно – творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности. 
Согласно анализу психолого – педагогической литературы, художественные способности детей младшего школьного возраста рассматриваются как одна из актуальных проблем современности. Она характеризуется разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия «изобразительные способности».
Акцент расставляется на развитие и формирование специализированного вида деятельности (художественно – эстетического направления развития). Например, в направлении данного вида деятельности можно использовать вид занятий в «художественной мастерской» - «Я творю», которые ориентированы на выявление, поддержание, сопровождение и развитие одарённых детей. Целью направления является создание условий для сопровождения и развития художественно одарённых детей.
Можно выделить основные задачи:
познакомить детей с художественным творчеством;
помочь детям раскрыть свой потенциал, развитие способностей и их индивидуально – творческого потенциала;
создание комфортной среды общения;
стимулировать дальнейшее развитие художественных навыков у художественно одарённых детей;
социализация посредством полученных знаний;
самоопределение личности.
Повысить уровень художественных способностей детей в процессе изучения художественных техник можно, если использовать:
техники и материалы;
задания разного уровня сложности;
педагогические и психологические технологии школьников, направленные на развитие художественных способностей, образного мышления, творческого воображения, изобразительных навыков;
диагностику, направленную на изучение развития художественных способностей детей младшего школьного возраста.
Во время индивидуального и коллективного выполнения творческих работ участники имеют возможность проявить себя в контакте с другими участниками: высказать собственное мнение, выслушать коллегу, подсказать, помочь, согласиться или не согласиться с другой точкой зрения, поощрить товарища. Такие мероприятия помогают ребёнку раскрыться, проявить себя, показать окружающим и себе свои возможности. Личность ребёнка с приобретенными навыками культуры общения и художественного творчества становится более глубокой и значимой для общества. Обучающиеся приобретают необходимый навык культуры общения как жизненно важного инструмента. Личность ребёнка с проявившимися, высказанными навыками художественного творчества, культуры общения становится более глубокой и значимой для себя и для общества.
Отметим, что художественные способности детей младшего школьного возраста продолжают оставаться актуальной проблемой современности и характеризуются разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия «художественные способности».
Составленная программа, ориентированная на художественно – эстетическое развитие, сопровождает одаренных детей в мир творчества, фантазии, народного искусства. 
Заключение
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в объединении «Фантазия» имеет следующее содержание:
Выявление   одаренных и талантливых детей
— анализ особых успехов и достижений ученика;— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;— диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсовпсихологических служб;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— организация научно-исследовательской деятельности;— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, научно-практических конференциях.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников
— тематический контроль знаний ;— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах  разного уровня;
Поощрение одаренных детей
— Публикация в СМИ;
— Стенд «Лучшие ученики»;— Система поддержки талантливых и одаренных  детей;
Работа с родителями одаренных детей
— Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей ;Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Список литературы
Авдеева, Н. И., Шумакова, Н. Б. и др. Одарённый ребёнок в массовой школе [Текст]: метод. пособие / Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2006. – 170 с.
Сайт ТОИУУ и страницы лаборатории: www.tiuu.ruБабаева, Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одарённости [Текст]: метод. пособие / Ю. Д. Бабаева. – М.: Молодая гвардия,1998. – 123 с.
Безруких, М. М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей [Текст]: метод. пособие / М. М. Безруких. – М.:Дрофа,2000. – 83 с.
Гильбух, Ю. З. Внимание: одарённые дети [Текст]: метод. пособие / Н. И. Ю. З. Гильбух. – М.: Знание, 1991. – 123 с.
Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одарённых детей [Текст]: метод. пособие / Н. Б. Шумакова. – М.: НПО «МОДЭК», 2004. – 87 с.