Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества Волшебный сундучок


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Лазорко О.Г._______
директора по ВР директор МБОУ СОШ
Гударева О. С._______ р. п. Мухен
31» августа 2015 г. Приказ № 177
от «31» августа 2015 г.
ПРОГРАММА КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
«ВОЛШЕБНЫЙСУНДУЧОК»
(Программа рассчитана на детей 11-14лет
срок реализации – 1 год).
Руководитель: Горностаева В. И.
библиотекарь МБОУ СОШ
р. п. Мухен
2015 г.
ПРОГРАММА КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, свое точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащением мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода креализации заданий, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью.
Программа данного кружка состоит из трёхблочно-модульных курсов:
Торцевание
Квиллинг
Модульное оригами
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цели:
раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию исамосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать умения следовать устным инструкциям;
обучать различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
«Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д.Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности ихсамовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков самостоятельности, умение работать в коллективе.
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа «Волшебный сундучок» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не менее 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 68 часа (2 часа в неделю), 1 занятие по1 часу. Группа формируется из детей в возрасте от 11до 14 лет.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия, лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
наглядный (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
научаться различным приемам работы с бумагой, солёным тестом;
научаться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия, выполненные в разной технике;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
составление выставок лучших работ;
проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе;
участие в районной выставке детского прикладного и технического творчества.
Программа способствует:
повышение внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;
возникает желание добиться планируемого результата;
приобретает навык самостоятельной работы;
развитию тонких движений пальцев рук;
развитие мелкой моторики;
создание творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Первый блок «Торцевание»
Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая – воспитываем, воспитывая –обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе. Для того чтобы выполнить мозаику в технике торцевания, необходима цветная гофрированная бумага, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА.
Учебно-тематический план первого блока «Торцевание»

п/п Название темы Дата прове-
дения Кол-во часов
Форма отчёта
Теория Практи-
ка 1 Введение.Организация рабочего места.Техника безопасности при работе с ножницами. 07.09
1 2 Знакомство с техникой
« Торцевание». Разработка эскиза. 07.09 1 3 Изготовление панно 14.09
14.09 1
1 4 Изготовление панно 21.09
21.09 1
1 5 Изготовление панно 28.09
28.09 1
1 6 Изготовление панно 05.10
05.10 1
1 7 Изготовление панно 12.10
12.10 1
1 8 Изготовление панно 19.10
19.10 1
1 9 Изготовление панно 26.10
26.10 1
1 10 Изготовление панно 09.11
09.11 1
1 11 Коллективная работа. 16.11
16.11 1
1 12 Коллективная работа. 23.11
23.11 1
1 Выставка работ
итого 2 20 Второй блок «Квиллинг»
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ёще и тем, что данный материал дает большойпростор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безграничное творческим человеком. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат – она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычныйматериал - бумага – приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Курспредлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовиться стать созидателем доброго мира.
Цель данного курса – всесторонне интеллектуальные и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи курса:
знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
обучать различным приемам работы с бумагой;
знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
В процессе работы по курсу «Квиллинг», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Учебно-тематический план второго блока «Квиллинг»

п/п Название темы Дата прове-
дения Кол-во часов
Форма отчёта
Теория Практи-
ка 1 Введение.Инструменты и материалы. Правила техники
безопасности. 30.11 1 - 2 Знакомство с техникой
« Квиллинг». История возникновения технологии бумагокручения –
квиллинга. 30.11 1 3 Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. 07.12
07.12
1
1 4 Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат»,
«прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. 14.12
14.12
1
1 5 Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм
квиллинга. 21.12
21.12
1
1 6 Основные формы. «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга.
11.01
11.01
1
1 7 Изготовление цветов в технике квиллинга. 18.01
18.01
1
1 8 Композиция из цветов. 25.01
25.01
1
1 9 Композиция из цветов. 01.02
01.02
1
1 10 Изготовление животных в технике квиллинга. 08.02
08.02 1
1 11 Изготовление животных в технике квиллинга. 15.02
15.02
1
1 12 Коллективная работа. 22.02
22.02 1
1 13 Коллективная работа. 29.02
29.02 1
1 Выставка работ
итого 2 22 Третий блок «Модульное оригами».
Искусство оригами прочно удерживает первенство в популярности различных техник работы с бумагой. Создание фигурок из обычного бумажного листа – занятие увлекательное и не требующее специальной подготовки. В последнее время особенный интерес вызывает модульное, или объемное оригами, когда фигурки складывают из множества мелких деталей - модулей. Модули оригами могут иметь самую разную форму. При сборке модули держатся за счет силы трения, позволяя изгибать конструкцию и придавать ей самые разные формы. Но в некоторых случаях модули имеет смысл склеивать между собой. Как сделать модули, собрать их и оформить готовую фигурку всему этому и научит этот курс.
Учебно-тематический план третьего блока
«Модульное оригами».

п/п Название темы Дата прове-
дения Кол-во часов
Форма отчёта
Теория Практи-
ка 1 Введение.Организация рабочего места.Техника безопасности при работе с ножницами. 07.03
1 - 2 Знакомство с техникой
«Модульное оригами». 07.03 1 3 Изготовление треугольных модулей для фигур 14.03
14.03
1
1 4 Изготовление фигуры «Забавный поросёнок» 21.03
21.03
1
1 5 Изготовление треугольных модулей для фигур 04.04
04.04
1
1 6 Изготовление фигуры «Лебедь» 11.04
11.04
1
1 7 Изготовление фигуры «Дельфин» 18.04
18.04
1
1 8 Изготовление треугольных модулей для фигур 25.04
25.04
1
1 9 Изготовление фигуры «Заяц» 02.05
02.05
1
1 10 Изготовление фигуры «Кошка» 10.05
10.05 1
1 11 Изготовление треугольных модулей для фигур 16.05
16.05
1
1 12 Изготовление фигуры «Пингвин» 23.05
23.05 1
1 Выставка работ
итого 2 20 Литература:
1. О.Молотобарова «Кружок изготовления игрушек-самоделок»
2. Энциклопедия рукоделия
3. А.Быстрицкая «Бумажная филигрань»
4. Д.Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек»
5. Х.Уолтер «Узоры из бумажных лент»
6. Д.Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги»