Доклад Проектные технологии на занятиях в дополнительном образовании.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества
«Народные ремёсла»
ДОКЛАД
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА ЗАНЯТИЯХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Автор:
педагог дополнительного образования
Иванович Т.А.
р.п. Чунский
2015г.
В настоящее время, с введением требований ФГОС происходит смена образовательной парадигмы. Изменяется подход к обучению, происходит внедрение в педагогическую практику современных образовательных технологий, позволяющих рационально моделировать учебный процесс.
Система дополнительного образования обладает большим потенциалом для развития ребенка и формирования универсальных учебных действий в процессе обучения.
Размышляя над проблемой, как помочь учащимся максимально раскрыть способности и творческую индивидуальность, пришла к выводу, что именно применение проектных технологий позволит разрешить ее наиболее успешно.
Так как содержание и проблематика проектов учитывают индивидуальность ребёнка, что дает возможность наиболее полно раскрыть его интересы и творческие потребности, учитывается индивидуальный стиль деятельности ученика, создаются условия для развития регулятивно- оценочных действий, осуществляется вариативное построение творческой деятельности и управления ею.
Кроме того, применение проектных технологий в процессе обучения позволяет формировать целый комплекс различных умений: развиваются, исследовательские умения (самостоятельно находить недостающую информацию, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, синтезировать и обобщать информацию из разных источников). Метод проектов формирует умения принимать решение, прогнозировать последствия, анализировать текущую ситуацию. И, конечно, дети получают прекрасную возможность проведения общественной презентации своих достижений.
Опыт использования проектного метода позволяет говорить о том, что у детей развиваются умение интегрировать знания из разных областей, усиливается учебная мотивация.
Слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению различных задач.
Существует классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:
практико-ориентированные:
исследовательские проекты
информационные
творческие проекты
ролевые проекты
В своей педагогической практике я использую практико-ориентированные и творческие проекты. Я считаю, что методологическое значение проектирования в обучении детей состоит в том, что проект обязательно предполагает поиск неизвестных условий его осуществления, внешних и внутренних латентных возможностей для каждого ученика. Проект изначально ориентирует детей на инновацию, на эксперимент, на творчество.
Проектирование – это способ освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов.
Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие, создает условия для развития творческого потенциала, так как предполагает целенаправленное расширение опыта творческой деятельности, способствует развитию дивергентного и конвергентного мышления.
В литературе выделяют следующие этапы проектной деятельности:
Поисковый
Аналитический
Практический
Презентационный
Контрольный
Хочу поделиться опытом применения проектного метода на занятиях в системе дополнительного образования. Учащиеся выполняют краткосрочные( на несколько занятий ) и долгосрочные ( на год) проекты. Первые выполняются по результатам освоения раздела программы по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция. Второй вид проектов реализуется как итоговый, при полном освоении учебного курса. Вне зависимости от сроков выполнения проекта, учащиеся работают по этапам.
На первом, поисковом этапе дети определяют тип и тематическое поле проекта, происходит поиск и анализ проблем, связанных с темой проекта, осуществляются постановка цели и задач проекта.
На аналитическом этапе дети осуществляют поиск, сбор и изучение информации из различных источников, определяют способ достижения цели проекта. Происходит построение алгоритма деятельности, составление плана работы. Определяется технология достижения результатов.
Практический этап. Ученики выполняют исследование проблемы, анализируют ресурсное обеспечение проекта, производят расчет бюджета. Проводится эксперимент с материалами и инструментами, осуществляется анализ информации, полученной из разных источников, выполняется оформление теоретической части проекта, идет реализация запланированных технологических операций, осуществляется контроль качества, происходит внесение изменений в проект, способствующих более полной реализации творческих задач.
На презентационном этапе учащиеся ведут работу над подготовкой презентации, осуществляют презентацию проекта в группе, в Центре, либо на конкурсе проектов. Проект проходит экспертизу. Также на этом этапе определяются возможности использования результатов проекта (выставка, продажа)
Контрольный этап. Дети анализируют результаты выполнения проекта, осуществляют рефлексию, оценивают качество выполнения проекта, сравнивают самооценку с оценкой экспертов.
Как показывает практика, проектная технология реально способствует формированию нового типа деятельности обучающихся, что согласуется с задачами сопровождения одарённых детей: осуществляется разностороннее развитие творческих интересов, способностей, навыков самообразования, создаются условия для творческой самореализации личности, формируются способности применять полученные знания в различных областях практической деятельности. Происходит индивидуализация образования с учётом интересов, способностей и склонностей обучающихся. И, самое главное, работа над проектом позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Литература
Метод проектов в образовании: новое понимание.// Народное образование. 2012. № 8, – с. 203.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат, –М., 2000.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это?// Методист, 2004. № 1– с. 42.
Приложение
Примеры творческих проектов учащихся