Доклад «Развитие профессионального мышления обучающихся на занятиях кружка технического творчества»


Доклад
на тему: «Развитие профессионального мышления обучающихся на занятиях кружка технического творчества»В концепции модернизации российского образования указано, что основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в сложных областях деятельности, свободного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.В современных условия подготовка рабочего не может рассматриваться как однократный процесс. Необходимо, чтобы эта подготовка непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания технического творчества и развитие профессионального мышления.
Давно замечено, что наиболее успешно совершенствуют квалификацию, осваивают профессию и приобщаются к рационализаторской деятельности те молодые рабочие, которые занимались техническим творчеством еще до прихода на производство, чьи творческие способности получили необходимое развитие в процессе обучения и овладения профессией.
Чтобы отвечать современным требованиям будущий специалист помимо усвоения необходимых профессиональных знаний, должен уметь управлять, научиться системно мыслить, преодолевать инерцию мышления, выявлять и разрешать возникающие технические противоречия, генерировать нестандартные технические идеи, овладевать навыками многовариантного решения задач и их объективной оценки. Знание основ технического творчества, развитие профессионального мышления и опыт решения реальных творческих технических задач формируют у обучающихся уверенность в необходимости изучения всех дисциплин учебного плана. В процессе обучения творчеству формируется потребность в саморазвитии профессиональному мышлению, смелости мысли, стремлению к самоутверждению, что обеспечивает обучающимся в будущем возможность реализовать себя при работе в новых социально-экономических условиях.
Уменьшение значимости обучения техническому мышлению и творчеству в школе, привело к сокращению количества учащихся имеющих трудовые навыки, снижению уровня развития политехнического мышления.
В этой связи следует отметить, что задача формирования технического творческого мышления у обучающихся остается одной из важнейших проблем, стоящих перед нами. Именно профессиональные училища призваны в максимальной степени создавать условия для развития профессионального мышления и творческих способностей обучающихся. По моему мнению значительное увеличение числа проводимых мероприятий, с целью популиризациии профессий и технического творчества, должно обеспечить максимальный охват обучающихся этими мероприятиями, что приведет к развитию познавательного интереса обучающихся и будет способствовать развитию профессионального мышления и творческих способностей.
В ПОУ обучаются в основном юноши и девушки в возрасте 15-18 лет, имеющие коррекционное или девятилетнее образование. Анализ входного контроля вновь поступивших учащихся, показывает у некоторых из них отсутствие:
- интереса к учению;
- навыков самостоятельной работы;
- неумения сформулировать свою мысль и др.
Использование в учебно-производственном процессе технического творчества ускоряет процесс адаптации обучающегося как в психологическом аспекте, так и в образовательном.
Творческий процесс всегда сопровождается положительными эмоциями. Это способствует развитию профессионального мышления и интереса, увлеченности в работе, формирует положительную мотивацию учения в целом. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, способствуют развитию творческого потенциала.
Развивая творческие способности обучающихся следует ориентироваться на развитие следующих параметров:
оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко идущих дальше привычных;
быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;
восприимчивость к проблеме, ее непривычное оригинальное решение;
беглость мысли – количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени;
способность найти новые непривычные функции объекта или его частей.
Следует отметить, что развитие творчества невозможно при традиционном обучении, ориентированном только на репродуктивное усвоение знаний обучающихся. Только разнообразие форм и методов учебной и в неучебной работы создают условия для развития творческих способностей. Способность и готовность к творчеству становятся важнейшей чертой современной личности, современного высококвалифицированного специалиста.
Большие возможности по формированию у обучающихся устойчивого интереса к избранной профессии, развитию профессионального мышления и творческих способностей дает кружковая работа, как часть воспитательного процесса, неразрывно связанного с учебной деятельностью.
Кружковая работа позволяет знакомить обучающихся с алгоритмом изобретательства, приобретать навыки и знания из других сопутствующих профессий, и совершенствовать свой профессиональных уровень.Активное включение обучающихся в процесс изготовления учебно-наглядных пособий для уроков производственного обучения (плакаты, чертежи, макеты, стенды и др.), повышает их профессиональный уровень, учит работать творчески и самостоятельно; развивает такие черты личности как уважительное отношение к труду, добросовестность, инициативность.
К сожалению, кружки технического творчество потеряли свои позиции из-за ухода специалистов в другие сферы экономики.В последнее время положение частично стабилизировалось и уровень технического творчества значительно возрос, благодаря систематическому проведению общеучилищных мероприятий, направленных на популяризацию рабочих профессий, с привлечение максимально возможного количества обучающихся. Ярким примером является проведение конкурсов профессионального мастерства, требующих от обучающихся не только навыков и знаний, полученных на уроках теоретического и производственного обучения, но и дополнительной подготовки во внеурочное время.
Большую роль в развитии интереса к избранной профессии играют внутригрупповые и общеучилищные конкурсы профмастерства. Это праздник, в котором участвуют мастера производственного обучения и обучающиеся. Во время проведения конкурса ребята подтягиваются, становятся более серьезными, проявляется здоровое соперничество. Итоги конкурса профмастерства доводятся на торжественной линейке, где внимание оказывается всем активным участникам и поощряются победители. Жюри объявляет фамилии самых лучших ребят, которые будут защищать честь училища на городском и краевом конкурсе профмастерства.
Большую роль в воспитании серьезного отношения к избранной профессии у обучающихся оказывает связь училища с предприятиями. Первоначальное знакомство с ними происходит через экскурсии, что дает положительный эффект.
Много впечатлений и эмоций дает экскурсия на мебельную фабрику «Олимп», строительную компанию ООО «Инфра» где производство поставлено на хороший технический уровень.
Особый интерес у обучающихся вызывает посещение выставок технического творчества, где студенты могут воочию убедиться, что путь к мастерству нескончаем, что одну и ту же работу можно сделать по- разному.
Во время бесед после таких экскурсий выясняется, что у многих обучающихся проявляется интерес к своей профессии. Подростки понимают, что путь до высокого творчества тернист и долог, а, как правило, именно хорошие специалисты, высококвалифицированные мастера были и всегда будут востребованы на рынке труда. Именно такого уровня возможно достичь при активной творческой деятельности на уроках производственного обучения и работе в кружке.
В отличии от кружковых занятий, посещаемых лишь частью обучающихся, производственное обучение обеспечивает охват творческих способностей у всех обучающихся. Поэтому нетрудно заметить существенную роль и значение мастера производственного обучения в формировании творческих качеств личности у его воспитанников.
Важнейшей формой приобщения обучающихся техническому творчеству служат специальные подготовленные мастером производственным обучением совместно с преподавателем спецдисциплин практические задания, которые эффективнее использовать особенно на заключительном этапе производственного обучения, в период предвыпускной практики. Это значительно повышает уровень профессиональной подготовленности на момент сдачи итоговой аттестации по профессии.
Немаловажную роль в развитии профессионального мышления у воспитанников является подготовка и проведение мастером производственного обучения различных конкурсов профессионального мастерства как внутри группы, так и подготовка обучающихся к соревнованиям по профессии внутри училищного, районного и городского уровней.
Победы на конкурсах профмастерства позволяют не только поднять на высокий творческий уровень победителя, но дать ориентир в плане развития другим обучающимся. И в этом просматривается огромная роль мастера производственного обучения
Многим обучающимся, которые занимались техническим творчеством, были вручены грамоты, свидетельства, дипломы участников краевых выставок-конкурсов «Новаторство и творчество молодых профессионалов». Одним из них 2012 году стал обучающийся группы МСПР-11 Клинов Владислав ,он участвовал в Хабаровской международной ярмарке и награжден дипломом участника конкурса скворечников «Лучший дом для птиц» В 2008 году обучающийся Козлов Владимир. занял 1-е место в краевом конкурсе профмастерства «Лучший по профессии».В2014 году обучающийся Бойченко Виктор занял 1 место в Региональном открытом чемпионате по профессиональному мастерству World Skills Russia.

Список литературы
Алексеев В.А. Организация технического творчества учащихся: Учеб. пособие – М. Высш. шк., 1984 – 46 с.
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. – Респекс, 1996Дружинин. Психология общих способносей. 21 изд. Санкт-Петербург, 1999
Жиделев М.А. Современные методы обучения. – М.: Высш. шк.; 1985-72 с.
Информационное, педагогическое, научно-методическое издание: Профессионально образование 2002-2004 г.
Леветес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М., - Воронеж, 1998
Левин В.А. Воспитание творчества. 1998
Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. – М., 1997