Статья Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста на занятиях бисероплетением

Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста на занятиях бисероплетением.
Педагог дополнительного образования Старикова Лариса Алексеевна

Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду красивыми изделиями, сделанными своими руками. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов : ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку .
Со временем их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия – бисер.
Бисер находят во всем мире и во всех культурах. Были времена, когда бисер использовали не только для изготовления изделий, но и как средство платежа. Он служил талисманом, а также материалом для изготовления четок в христианстве и буддизме .
Украшения из бисера присутствуют в национальном костюме многих народов. Изделия, снизанные из мелких бус, известны еще в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии.
В разных странах эти изделия из бисера называются по-разному : в Индии-хар, в Эфиопии – чале, на Кубе – кояр, в Анголе –миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове –гарданы, эгарды, в Литве каролинес, в Узбекистане –зебигардан, в Белоруссии –пляценки и горлячки, в России – ожерелки, цепочки, гайтаны и фенечки.
Словом, где их только не носят, как их только не называют, но везде они любимы и радуют глаз людей.
Бисероплетение - один из старинных и достаточно распространенных видов народного творчества. Изделия, изготовленные из бисера вручную, высоко ценятся в России и за рубежом.
Техника бисероплетения требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и, конечно, мастерства.
Бисероплетение - достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует от учащегося большого внимания, аккуратности. Только навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, обеспечивают положительный результат данного вида декоративно - прикладного искусства. Это неиссякаемый источник новых идей и вдохновения что благоприятствует развитию творческой личности.
Нужно сказать, что занятие это не простое и сопряжено с великим преодолением трудностей - бисер легко рассыпается, руки дрожат при надевании его на проволоку, проволока не пролезает в отверстие, да мало ли трудностей - всего не перечислишь! Но какое наслаждение и удовлетворение от работы получают дети , когда они сами , своими руками изготавливают изделия из бисера. В их руках появляются фигурки из бисера - сумочки , флакончики для духов, помада, грибки, бантики, стрекозы.
Работа с бисером помогает творчески мыслить, можно самим, работая по схеме, изменить ее: добавить бисеринки или наоборот, убавить их, можно проволоку изогнуть, придать изделию форму. Кроме этого, закрепляются навыки счета, цветового сочетания, поскольку дети учатся подбирать цвета бисера, сочетая их между собой.
Занятия бисероплетением создают благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Главными задачами педагога при организации занятия является обсуждение проблемы изделия, демонстрация возможных работ, разработка эскизов для плетения из бисера, помощь детям в технике плетения, зарисовка эскиза, обсуждение безопасных приемов работы с бисером. В свою очередь учащиеся должны рассмотреть варианты изготовления изделия, выбрать лучший, изучить технику, выбрать схемы для плетения, зарисовать эскиз и начать выполнять работу. Для работы выбираются следующие варианты: детям предлагается видоизменить предложенный образец изделия, используя данные или добавляя новые детали. Один и тот же способ выполнения работы можно использовать на разных уровнях сложности. Можно просто повторить образец, предлагаемый педагогом, а можно с учетом творческого подхода, изменить первоначальный вариант и выполнить по-своему способ изготовления, применив изобретательность и находчивость. Учащемуся также предлагается подумать над практическим применением работы или предложить варианты использования поделки.
Один из важнейших элементов методики преподавания данного занятия – дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием. «Это открытие руками» носит прикладной характер. В случае затруднения педагог может помочь наводящими вопросами, но, не раскрывая при этом способы выполнения до конца. Вариантов открытия может быть несколько и ребенок не должен быть скован определенным и единственным способом и приемом выполнения задания. Иногда он приходит к совершенно неожиданному и оригинальному решению. Это нужно всячески поощрять, т. к. это и есть развитие его творческого потенциала.
Таким образом, благодаря разнообразию форм проведения кружковых занятий у детей имеется множество возможностей для развития творческого потенциала. Они позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяют круг их деятельности; выступают как эффективные средства создания мотива к созданию чего-то нового; способствуют реализации творческого подхода в обучении технологии, когда в центре внимания находятся учащиеся со своими интересами и потребностями.




Литература

Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников: Книга для учителя. - М.:1 сентября, 2000.- 256 с.: ил.
Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма АСТ., 2000.
htpp: // www. muhomor. com / abt. htm
htpp: // www. nisrevue. ru / comm.
htpp: // www. schoois. kz / shart












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15