Доклад на тему: Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы при использовании современных ИКТ.


Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы при использовании современных ИКТ.
Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
В настоящее время для достижения высот в развитии творческого потенциала детей необходимым условием является использование на уроках ИКТ-технологий.
К. Д. Ушинский заметил:
«Детская природа требует наглядности».
Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе научно — познавательная игра. Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудио — эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении . Мультимедиа технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Они позволяют повысить эффективность обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого Мультимедиа — это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент — компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала . Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в творческом развитии — наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Правильно созданные и разработанные уроки с применением мультимедиа приложения, естественно лучше любой текстовой информации помогают ученикам войти в курс дела, построить модель преподаваемых знаний. Преимущества мультимедиа: интерактивность учеников, ускоренное обучение в сравнении с текстовой информацией, лучшее запоминание и применение знаний, возможность отработки практических приемов, доступность информации. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в творческом развитии — наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. .  Применение средств информационных технологий  на уроках служит не только формированию элементарной компьютерной грамотности учащихся, но и способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, воображения и  творческого мышления .Правильно созданные и разработанные уроки с применением мультимедиа приложения, естественно лучше любой текстовой информации помогают ученикам войти в курс дела, построить модель преподаваемых знаний. Преимущества мультимедиа: интерактивность учеников, ускоренное обучение в сравнении с текстовой информацией, лучшее запоминание и применение знаний, возможность отработки практических приемов, доступность информации. Уроки с применением мультимедиа помогают решить такие дидактические задачи, как усвоение базовых знаний по предмету; систематизирование усвоенных знаний; формирование навыков самоконтроля; формирование мотивации к учению в целом и к определённому предмету в частности. При этом внедрение современных технологий в педагогическую деятельность должно быть не просто необходимостью, а быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании учителя в этой области.
. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе
 
 В тематическое планирование по русскому языку можно включить следующие виды работ с компьютерной поддержкой:
 1) работа с текстом и предложением (один из сложных видов работы, дети с трудом членят речь на предложения);
 2) работа со словарными словами (анализ ошибок контрольных работ на ММО указал на необходимость тщательной работы со словами с непроверяемыми написаниями);
 3) работа со скороговоркой (данный жанр способствует формированию и развитию правильной чистой речи, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость);
 4) сочинение с использованием аудио-видео средств;
 5) помощь компьютера при различных видах разбора;
 6) задания занимательного характера (загадки, ребусы, кроссворды, «Найди лишнее слово», «Составь пословицу» );
 7) контрольные задания (рабочие тесты, контрольные тесты),
 8) готовые программные продукты (программа «Семейный наставник». В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме (фиксированный контроль, помощь, контроль), ритме (выполнив 1 тест, он может перейти к следующему).
Материалы этого диска часто используются на этапе отработки знаний, умений и навыков или после контрольного диктанта для отработки типичных ошибок).
Направления модернизации образования должны определяться не столько наличием в школе компьютерной техники и программных средств, сколько готовностью учителей начальных классов к переменам в соответствии с запросами и проблемами общества.  Одним из таких видов работы может быть создание видеороликов. Их использование на уроках литературного чтения позволяет организовать работу над формированием всех универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Это может быть составление видеоряда к стихотворению (картинки и чтение учеником стихотворных строк); составление видеоряда на темы «Литературный герой на картинах известных художников», «Мой фантастический рассказ», «Небылицы по мотивам школьной жизни» запись исполнения собственных стихов, частушек, песен, экспромт- постановок басен, сказок, былин. Одним из занимательных для обучающихся вариантов задания является составление буктрейлера — небольшого видеоролика, снятого по книге для пробуждения интереса к прочтению этого произведения.
В основу буктрейлера может быть положено любое произведение: книги определенного жанра (фантастика, приключения, детективы), изучаемые на уроках внеклассного чтения, книги, написанные одним автором и т. д. При составлении буктрейлера надо помнить, чтобы удержать внимание смотрящего, ролик не должен превышать 3 минут.
Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Использование мультимедиа позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. За последние десятилетия произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В ближайшее время роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать и требования к компьютерной грамотности младших школьников. В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, действий постановки и решения проблемы. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием ИКТ позволяют сделать их более интересными, мобильными, насыщенными. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. На уроках применяю различные дидактические игры, анимационные презентации для устного счёта, материалы обучающих программно-методических комплексов. Дидактические игры активно включают учащихся в урок, повышают познавательную активность, улучшают эмоциональный настрой Яркость образов, перемещение по экрану тренирует зрение, что также является немаловажным фактором для здоровья детей. Ученики получают возможность проверить свои знания в более необычной для них форме, что повышает уровень успеваемости. Современное оборудование — модульные системы PROlog — внесли в процесс обучения исследовательскую направленность. Благодаря модулям ученики на уроках проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Анализируя данные исследований, они учатся делать выводы. На уроке математики эти модули помогают в изучении построения графиков, знакомят с физическими величинами для измерения температуры, освещённости, звука. Анализируя опыт использования информационно-коммуникативных технологий на уроках математики, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет: -                   обеспечить положительную мотивацию обучения; -                   проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
-                   обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
-                   усовершенствовать контроль знаний;
-                   рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;
-                   формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; -                   обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Рассмотрим некоторые пути и эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе с учащимися начальной школы.
1. Ежегодное участие школьников в дистанционных предметных олимпиадах.
2. Создание ученических проектов, презентаций, защита портфолио и т. 3.Использование материалов сети Интернет.
4. Самостоятельная работа учащихся с компьютерными программами на компакт-дисках.
Выполненные с использованием технологий мультмедиа , компьютерные программы на компакт-дисках имеют универсальный характер (энциклопедии, справочники) и хорошо приспособлены для самостоятельной работы школьников (под руководством учителя) во время подготовки к предметным олимпиадам.
Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ. Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:
для более глубокого восприятия учебного материала;
в проектной деятельности;
в презентационной деятельности;
при создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
при работе в локальной и глобальной сети.
на уроках учащиеся выполняют творческие проекты.
В начальной школе предусматривается выполнение учащимися творческих проектов. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:
I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по предмету, иллюстрированные каталоги и альбомы, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.
II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.
III этап – заключительный. Проводится защита проекта. В зависимости от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта
Во время поиска формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем. О высокой результативности применения электронных средств обучения и имеющими повышенный познавательный интерес детьми свидетельствуют успехи школьников - (грамоты за участие в олимпиадах). Комплексное использование всех методов и форм работы с компьютером создаст оптимальные условия для личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления школьников, их задав тему проекта, необходимо задавать домашние задания, связанные со сбором материала по теме проекта. По результатам подготовки домашнего задания можно устраивать дискуссии, создавая игровые ситуации. Презентации проекта следует готовить совместно с педагогом в программе PowerPoint, входящего в комплект интегрированного пакета Microsoft Office. Второе условие: создание мультимедийной игровой среды обучения иэмоционально-положительного тона общения. Младший школьник, за- нимающийся творческой деятельностью, нуждается в возможности созидать, не боясь негативного восприятия продукта деятельности. Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка -мультимедийно-игровая среда. Мультимедийная игровая среда обучения - учебно-информационное пространство, где осуществляется взаимодействие учащихся и педагогов через информационные системы (всемирная сеть Интернет, учебноинформационные среды, обучающие системы для создания Интернет-проектов, дистанционные образовательные курсы и т. д.), основанные на мультимедийных и игровых технологиях. При организации мультимедийной игровой среды обучения важно систематическое и регулярное использование мультимедийных технологий в учебном процессе. Мультимедийная игровая среда обучения является полифункциональным средством обучения, положительно воздействующим на результативный, личностный и процессуальные аспекты мотивационной сферы обучаемых. Игре, как феномену человеческого явления, в педагогике и методике преподавания уделяется большое внимание. Педагоги рассматривают игру как важный метод обучения младших школьников (Ф. К. Блехер, А. С. Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т. Салихова и др.). Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным творческо-поисковую деятельность учащихся. Использование мультимедийных игр в учебном процессе обеспечит достаточную мотивацию, способную вызвать интерес к содержанию проблемы и достижению успеха. Рефлексивная, поисковая, мыслительная и организационная направленность мультимедийной игровой среды обучения сформирует у учащихся творческое отношение к действительности. 
Заключение
Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения
Результативность применения ИКТ и ожидаемые результаты.
положительная мотивация на уроках с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
повышение уровня использования наглядности на уроке,
повышение производительности урока.
появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.
создавая или используя информационные технологии, вынуждена обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.
применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует:
Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;
Стимулированию активности и креативности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;
Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.
Компьютеры позволяют сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.Информационно-коммуникационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Мультимедийные уроки поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Они чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Использование компьютера на уроке повышает эффективность усвоения материала и развитию творческого мышления.
 Здоровьесберегающие требования к учебным занятимс использованием компьютерных средств в начальной школе
В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы [4].
 Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).
 Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta#ixzz4WtUhcAUVБредихин А. Н., Савоненко М. Н. Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий
[Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 66-67.
Подоляк Д. О., Зайцева А. С. Развитие творческих способностей учащихся начальной школы посредством использования мультимедиа проектора [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 10-