Статья по теме Развитие творческих способностей учащихся при использовании развивающих технологий обучения в средней школе


Липартелиани О.Н.
учитель высшей категории
ГБСКОУ НСКОШ № 87
г. Набережные Челны
Развитие творческих способностей учащихся при использовании развивающих технологий обучения в средней школе
Вовлечение национальной системы образования в межгосударственные интеграционные процессы с сохранением национальной специфики привело к дифференциации образования, интеграции образовательного процесса, эволюции образовательных учреждений по «смешанным» линиям, возникновению системы непрерывного образования. Многообразные образовательные потребности населения порождают необходимость создания вариативных образовательных систем, вариативных технологий обучения в средней школе. В этих условиях важнейшей задачей методологов и специалистов образования выступает разработка в том числе технологий развивающего обучения.
Низкий уровень самовыражения учащихся в средней школе зачастую зависит от неумения педагога организовать учебное взаимодействие с учениками, однообразия форм обучения, отсутствия вариативности при организации учебно-познавательного процесса, несформированности у субъектов общения механизмов социальной перцепции (идентификации, эмпатии, рефлексии). Методологической позицией педагога в процессе обучения должно быть привитие учащимся потребности в самообразовании, самосовершенствовании знаний, умений и навыков как образовательного, так и развивающего характера.
Развивающие технологии обучения в средней школе позволяют учащимся справиться с барьерами развития диалоговой культуры, совершенствования коммуникативных умений, низкого уровня культуры общения, культуры речи и культуры личности в целом.
Задания без предварительно выдвигаемых вариантов ответа, которые использует учитель на уроках в средней школе, способствуют формированию у учащихся навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Предметы гуманитарного цикла влияют на эмоционально-волевую сферу личности учащихся сильнее, чем другие предметы школьного курса. От степени развитости именно этой сферы зависит наличие у школьника интереса к учению вообще и к изучению отдельных предметов (тех же гуманитарных).
На наш взгляд, основой социально-экономической подготовки школьников является ее непрерывность и преемственность. Непрерывность предусматривает постоянное движение от простого к сложному, сочетание изучения проблем с овладением знаниями других наук, культурой делового общения и поведения. Оно осуществляется за счет целесообразной совокупности путей, средств, способов и форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений, формирования креативного мышления, решений той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок смыслов внутри самой познавательной деятельности.
Развивающие технологии обучения подразумевают решение проблемных ситуаций, обеспечение возможности «открытия» усваиваемых знаний, применение различных форм и методов исследовательского характера.
Для развития образности, критичности и креативности мышления можно использовать следующие учебные задания:
задания для развития гибкости мышления (установить взаимосвязи между изучаемым материалом и конкретным заданием; установить сходство и различия, причинно-следственные связи; объяснить смысл явления с подтверждением закономерностей собственными примерами);
задания для развития оригинальности мышления (определить «правильность» условия задачи; придумать свою необычную задачу; предложить совершенно иной способ решения данной задачи);
задания для развития беглости (найти несколько возможных решений; выбрать лучший способ решения; установить сходство и различие; определить причинно-следственные связи);
задания для развития творческого мышления (сформулировать свои вопросы; определить, в чем заключается противоречие, сформулировать и конкретизировать его; высказать свои критические замечания; самостоятельно оценить ответы одноклассников; исправить ошибки);
задания для развития логического мышления (переформулировать задачу; выбрать рациональное решение и довести его до логического окончания; определить, все ли характеристики задачи использованы при решении; установить, приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче).
Современной России нужно молодое поколение, способное принимать нестандартные решения, умеющие творчески и критически мыслить, анализировать. Это позволяет учащимся не только адаптироваться к социуму, но и успешно самореализовываться.
Таким образом, развитие творческих способностей учащихся при использовании развивающих технологий обучения в средней школе идет в условиях решения эвристических задач, где и учитель, и ученик - субъекты обучения и они чувствуют себя творцами, обеспечивая прогресс общественного развития.