Развитие творческих способностей учащихся на уроке английского языка и во внеурочное время.


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Щелковского муниципального района
Московской области

Развитие творческих способностей учащихся
на уроках английского языка и во внеурочное время
Составитель: Еловенко Татьяна
Дмитриевна
учитель английского языка
Сообщение сделано на заседании ШМО учителей ИЯ
2015 уч. г.
В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.
Английский язык как одно из средств диалога и знаний во всем мире занимает особое место в системе современных информационных и развивающихся функций. Процесс изучения иностранного языка способствует формированию творческой самостоятельности, поскольку есть возможность использования творческих знаний и упражнений в рамках данного предмета, который требует самостоятельной работы с учащимися. Их учат использовать языковой материал для выражения своих мыслей в диалогической и монологической речи.
Преподавание английского языка может и должно обеспечить достижение практических, образовательных и развивающихся целей. Развитие творческих способностей школьников невозможно без обобщения опыта использования занятий по английскому языку в системе обучения и воспитания. Изучение английского языка, истории его развития, народной культуры и быта необходимо рассматривать не только как деятельность учащегося, направленную на изучение английского языка, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание иностранного языка и развитие творческих способностей школьников на конкретном жизненном материале.
Формирование творческих способностей у подростков опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов как:
Аналитические компоненты – соответственно понятийно-логическое мышление - логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать и т.д.Эмоциональные компоненты – (чувственно-образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т. д.
Созидательные компоненты - (наглядно-действенное мышление): поиск рациональных путей решения, нестандартность, проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора. Развитие творческих способностей на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:
- необходимость профессионального мастерства, компетентности преподавателя;
- наличие высокой материально-технической базы школы и хорошее взаимодействие методической и социально-педагогической служб;
- наличие благоприятного психологического микроклимата в школе, доверительные отношения;
- занятия проводятся систематически, осуществляется квалифицированное научно-обоснованное руководство творческой деятельностью детей;
- процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
- педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям подростков, реализуя общение с детьми через игру;
- использование системы личностно и социально значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности; отказ от административно-командных форм и методов работы;
- формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к Родине, любовь к родному языку и др. языкам, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется в том числе и на основе изучения английского языка;
- использование внеклассной работы;
Учитель должен направлять учеников, способствовать развитию их творческих умений на каждом уроке. Только в процессе целенаправленной упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиваться заинтересованности на уроках. Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок учащихся, увеличивается объем времени, затрачиваемый на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты. Чем интереснее задания подбирает учитель, тем интереснее и больше развивается творческая направленность мышления у детей.
Можно выделить следующие формы работы над развитием творческих умений:
- практические занятия;
- использование песен и стихов;
- домашние задания;
- ведение дневников;
- применение компьютерных программ;
- защита рефератов и проектов;
- деловые игры, конференции;
- работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.
В настоящее время в практике обучения иностранных языков в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует обще учебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета. При работе над проектом можно выделить следующие этапы:
1.Стимулирование, презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике, учитель провоцирует учащихся на проектную работу.
2. Choose the topic of the project. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой шторм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез. На этапе идет работа со всем классом, дети высказывают пожелания, спорят, предлагают что-то (формы ведения дискуссии).
3. Practicing Language skills. Учитель помогает учащимся с подбором лексики (постановка вопросов, косвенная речь).
4. Designing the written material. Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах ( в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутых гипотез. Обсуждение оформления результатов.
5. Учащиеся работают в группах, составляя вопросники, surveys для охвата темы проекта (письмо, говорение).
6. Сбор информации анкитированием, интервьюированием (говорение/письмо +чтение/слушание).
7. Коллажирование информации. При этом учащиеся могут работать индивидуально и в группах, рисуют диаграммы, схемы, суммируют полученную информацию.
8. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих. Организация и дисплей материала: объединение всего материала в единое целое и получение конечного продукта. Это может быть стенгазета, путеводитель по городу, книга-раскладушка, небольшая презентация, конференция, журнал и т.д.
Все эти технологии позволяют сделать занятия эмоционально насыщенным, сочетать игры и неигровые приемы обучения. При этом не упускается из виду развитие речи учащихся не только на английском, но и на родном языке.
Внеклассную работу можно разделить на несколько этапов, при этом каждому этапу соответствует определенный возраст учащихся. Содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении досуговых мероприятий должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании.
Первый этап – начальный уровень обучения (1-4 классы). На данном этапе у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они отлично помнят речевые образцы и лексические единицы. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль. Дети легко включаются во внеурочную деятельность, примеряя на себя роли Винни-Пуха, Колобка, Красной шапочки, Мухи-Цокотухи.
На начальном этапе постановочные мероприятия могут проводиться на уроках-повторения, уроках-обобщениях, в виде инсценировок и праздников. Дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик.
Второй этап – средний уровень обучения (5-8 классы). Учащиеся на данном этапе уже достигли определенного уровня владения иностранным языком. Внеурочная работа в 5-8 классах может быть представлена всевозможными соревновательными мероприятиями типа КВНа «Звездного часа», игры «Самый умный», а также постановками сказок и произведений зарубежных писателей. Данный этап характеризуется имитационными способностями учащихся, их любознательностью, потребностью в познании нового, необычного. Познание ребенком окружающего мира через иностранный язык, через его культуру помогает на этом этапе сформировать положительную мотивацию к освоению иностранного языка и создать хорошую базу для дальнейшего овладения умениями общения на этом языке.
Третий этап – продвинутый уровень обучения (9-11 классы). Этап имеет огромное воспитательное значение. Данный этап предполагает проведение научно-практических конференций, олимпиад, творческих вечеров, постановок спектаклей и фестивалей. Учащиеся данного уровня обучения могут быть организаторами общешкольных мероприятий, таких как Рождество, День Святого Валентина.
На всех этапах обучения, готовясь к внеурочным мероприятиям, огромное внимание следует уделять изучению песен и стихов, рифмованный текст которых помогает легко и быстро усваивать незнакомые слова, позволяет отрабатывать некоторые грамматические структуры, снимает фонетические трудности.
Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативе школьников. Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также откроет широкие возможности для индивидуальной работы школьников.
Преподавание иностранного языка способствует развитию детей. Однако для того, чтобы осуществлять более эффективное развитие учащихся в процессе обучения любому предмету, необходимо включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные и мотивационные сферы. Развитие связано не только с мышлением, но и с эмоциями, и других сфер личности.