Мастер-класс «Развитие творческих способностей учащихся на уроке самопознание

















«Развитие творческих способностей
учащихся на уроке самопознание


































СОДЕРЖАНИЕ:


Введение
Глава 1. Психологическое обоснование.
Глава 2. Теоретические основы развития креативности детей младшего школьного возраста
Глава 3. Организация творческой деятельности учащихся на уроках «Самопознания»
Заключение
Литература
Приложения.









Введение
Как найти себя в огромном мире? Как узнать хрустальный свой родник? Руки распахнуть как можно шире, Чтобы солнца луч в меня проник? Сто вопросов, мыслей, откровений. Сто минуток нежной тишины, Путешествий, трепетных волнений, Кто же, кто же в этом мире ты?!
Человек всегда осознанно или неосознанно стремится созидать. В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, ребёнок, непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста детей. С введением в программу курса самопознания появилась уникальная возможность сочетать в занятии множество методических форм, приёмов и методов, позволяющих решить целый ряд актуальных задач, способствующих становлению личности ребенка. Вот некоторые из них: - раскрывать способности ребёнка и развивать его как индивида, как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность, с учетом его темперамента, характера, направленности личности и способностей; - формировать основы нравственного поведения детей, социально значимых ориентаций, обусловливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом; - формировать систему ценностей личности, обеспечивающей применение практических навыков творческого приложения знаний в решении проблем различного уровня. Творческое мышление ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно открывает широкие возможности для самореализации. Так с чего же начать? Некоторые считают, что творческие способности это лишь умение рисовать, сочинять стихи или музыку. Это представление в корне неверно, потому что от степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира и то, как мы себя в нем ощущаем. Именно занятия курса «Самопознание» являются идеальным сочетанием правильной организации педагогической деятельности, способствующей развитию общих способностей детей, наряду с эффективным осуществлением воспитательного процесса.
Творческая работа» на уроках «Самопознания» - важная часть групповой и индивидуальной деятельности детей, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения, рисование и театрализованные представления, изготовление макетов, плакатов и коллажей. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует уверенность в своих силах, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания. Практически все задания на уроках «Самопознания» носят творческий характер. Учащимся предлагается, например, ответить на письмо сверстника, проиллюстрировать свое настроение, открыть формулу успеха, составить правила поведения на природе, создать рецепт хорошего настроения, разработать проект по оказанию помощи одиноким людям, написать сценарий телевизионной передачи на актуальную тему, дать добрые советы одноклассникам о ведении здорового образа жизни, выступить с обращением о бережном отношении к природе, разыграть сценку о проведении семейного вечера, домыслить окончание истории, участники которой не могут достичь взаимопонимания, предложить несколько путей выхода из создавшейся ситуации, исследовать состояние окружающей среды своего села, района и предложить способ решения проблемы... Для чего это делается? Чтобы помочь растущему человеку выбрать верные жизненные ориентиры, основанные на высоких ценностях, эмоционально прочувствовать красоту добра, научиться быть отзывчивыми, добросердечными, понять смысл жизнетворчества.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.
Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках и во время внеклассных мероприятий
Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.
Актуальность: в опыте разрешаются противоречия:
- между наличием негативно-пассивного отношения к предмету и необходимостью осознания значимости занятий;
- между системой знаний, умений и навыков, полученных учащимися, и неспособностью применить их в нестандартной ситуации;
- между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами, ориентированными на передачу готовых знаний.
Целью моей педагогической проблемы является–развитие творческих способностей учащихся на уроках самопознания. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. Тем самым наши уроки самопознания с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной деятельности, способствуют адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. В ходе своей работы на уроках самопознания я столкнулась с проблемами: - отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); - ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как применить свои знания в творчестве ); - испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается). Решая данные проблемы, я вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих успех. Во-первых, творчество не рождается на пустом месте. Я работаю с детьми с 1-х по 9-й класс. Здесь важно сформировать желание работы с интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя
Во-вторых, важно создать условия уютной атмосферы в кабинете.
В-третьих, обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Использую эффект «синдрома справедливости»: класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов поддержать творческие проявления, а не критикует необычные идеи, помогает ему избежать неодобрительной оценки со стороны одноклассников. Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил: Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы. Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения. Разрешать делать ошибки. Ученик не должен боятся рисковать, боятся думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал. Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
 При этом соблюдаю следующие условия: - Учитель самопознания должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков самопознания. - Стержнем каждого урока самопознания должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на креативность. перед собой славлю следующие задачи: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме. 2. Применение форм уроков для развития креативности детей. 3.Созданиетворческих проектов
4. Разработка и составление брошюры с творческими приемами по развитию креативности детей на уроках самопознания.


Глава 1. Психологическое обоснование.

Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах психологов – Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, А.Н.Лука, Я.А.Пономарева, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленской, М.А.Холодной и других. Творчество – далеко не новый предмет для изучения.
В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.
Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.
Что же такое способности? Сегодня способности психологами понимаются как свойства или качества индивидуальности, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности. В книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» под редакцией Д.Б.Богоявленской дается такое определение: «Способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности».
Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей:
Способности синтетические - это способность произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося, это способность генерировать необычные, интересные идеи.
Второй тип способностей – аналитические, под которыми понимается умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать.
Третий вид способностей обычно соотносится с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.
Рассматривая развитие способностей, психологи отмечают, что оно обусловлено 3 фактами:
- средой жизнедеятельности;
- социальными формами деятельности;
- индивидуальными особенностями личности.
Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Наша психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях. Выделяются творческие способности 2 типов: актуальные (те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы) и потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты).
Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:
Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю это ребятам на уроках самопознания.
Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял текст или задание, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, я поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы.
Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:
- представьте, что;
- сочините;
- изобретите;
- предложите гипотезу;
- порассуждайте.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняю, что жду от них не только банальных ответов, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.
Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Я убеждена, что для творчества необходимо наличие 6 источников:
- интеллектуальных способностей; знаний; личностных характеристик;
мотивации; окружения; стилей мышления.
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная),и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель.
Глава 2. Теоретические основы развития креативности детей младшего школьного возраста
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети  легко принимают ценности лживые, мнимые. Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям. Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Урок самопознания здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Творчество, искусство, пожалуй, самое универсальное средство  эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. Издавна творчество признавалось важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что творческое развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера , совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных творческих -эстетических  задатков в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Творческие задания на уроках самопознания способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
Уроки самопознания, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. На уроках самопознания необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета, а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.
Т.И.Тамбовкина, рассматривая возможности развития творческой активности, отмечает, что одним из видов психической деятельности является наблюдательность. Она не возникает сама по себе, её нужно кропотливо и систематически развивать. Целенаправленно организованное наблюдение на уроках побуждает учеников к творческой активности.
Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Уроки самопознания прежде всего требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создаётся новое, личностное, преображенное, своё.
Творчество детей на занятии «Самопознание» обладает одной особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при работе с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребенка важен сам творческий акт, деятельность преобразования, создания чего-то нового. А вопрос о том, создается ли при этом настоящее произведение искусства, оригинальное и самобытное не является первостепенным. Приоритетным в данном случае становится познание ребенка самого себя и мира вокруг. Существует ряд факторов, которые могут повлиять на развитие творческих способностей у детей на занятии «Самопознание». Во-первых, для развития самовыражения необходима определенная свобода от ограничений. Ребенок должен иметь возможность творить, не подчиняясь устойчивым схемам. Во-вторых, крайне важен психологический комфорт и творческая обстановка. Точка зрения ребенка должна уважаться, над его творениями никто не должен смеяться и во время занятий среди учеников должна поддерживаться позитивная дружественная атмосфера. На занятиях по Самопознанию такая возможность предоставляется в полном объёме. Занятие построено в доброжелательной, непринужденной форме (в кругу на стульчиках, сидя на ковре), где ребёнок может не только легко излагать свою мысль, где можно ненавязчиво направить ребёнка, к более раскрытым рассуждениям, коллективному творению. Творчество обязательный элемент гармоничной и счастливой жизни ребенка. В плане становления личности оно оказывает влияние сначала как средство саморазвития, а затем, возможно, станет инструментом самореализации. Развитие детских творческих способностей будет проходить правильно только в том случае, если оно организовано оптимально, без резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха. Творчество детей существенный элемент развития их самосознания и само понимания. Они как бы преобразовывают окружающий мир под себя, и это помогает лучше понять его устройство.
В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся: эвристический; проблемный; проектный.
Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Глава 3. Организация творческой деятельности учащихся на уроках «Самопознания»

Уроки самопознания – это уроки жизни. Этот предмет дает ребятам необходимые знания, которые необходимы каждый день, все разделы и темы идеально подходят для творческой деятельности.
«Творческая работа» – важная часть групповой деятельности детей на занятиях по самопознанию, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения; рисование и театрализованное представление; изготовление макетов, плакатов и коллажей. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует осознанию учащихся таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого; формирует у детей уверенность, упрочивает веру в свои способности и творческие возможности; воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.
Задача учителя создать у учащихся положительный мотивационный настрой и помочь на основе предложенной темы определить конечный результат, сформулировать задачи, разработать план действий, согласовать способы совместной деятельности. Важно помочь ученикам определить для себя цель исследования, то есть понять, для чего необходим такого рода поиск. Практически все задания на уроках носят творческий характер. Учащимся предлагается, например, ответить на письмо сверстника, проиллюстрировать свое настроение, открыть формулу успеха, составить правила поведения на природе, создать рецепт хорошего настроения, разработать проект по оказанию помощи одиноким людям, написать сценарий телевизионной передачи на актуальную тему, дать добрые советы одноклассникам о ведении здорового образа жизни, выступить с обращением о бережном отношении к природе, разыграть сценку о проведении семейного вечера, домыслить окончание истории, участники которой не могут достичь взаимопонимания, предложить несколько путей выхода из создавшейся ситуации, исследовать состояние окружающей среды своего города, района и предложить способ решения проблемы
Для чего это делается? Чтобы помочь растущему человеку выбрать верные жизненные ориентиры, основанные на высоких ценностях, эмоционально прочувствовать красоту добра, научиться быть отзывчивыми, добросердечными, понять смысл жизнетворчества.
Особую роль в постижении программного материала играет проектная деятельность. Ее элементы вводятся уже в начальной школе и в классах основной ступени.
Образовательный потенциал проектной деятельности создаёт у учащихся образ целостного знания, повышает мотивацию к получению дополнительных сведений, развивает исследовательские и творческие способности личности, воспитывает чувство ответственности, самодисциплины, стремление следовать в жизни гуманистическим ценностям.
Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как метод проектов, работа с коллажами, инсцинирование, рисунок. В своей работе я сначала использую упражнения на развитие навыков проектирования. Выполнение тематических упражнений представляет собой деятельность учащихся, цель которой раскрыть определенные знания, навыки и умения через творчество. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания работы, но, как правило, они небольшие по объему.

Все выполненные упражнения, а это есть творческие работы, поступают и пополняют копилку работ, которые со временем можно использовать: на выставках, в презентациях Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления работ, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, другими словами: "Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других". Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества. Проекты выполняем по наиболее оптимальному и отработанному плану: 1. Определение потребности и краткая формулировка задач. 2. Набор первоначальных идей. 3. Проработка одной или нескольких идей 4. Изготовление проекта 5. Защита и оценка. В процессе реализации проекта, то есть собирания материала, его осмысления, классификации, учитель выступает координатором, наблюдателем, консультантом, а возможно, и непосредственным участником.
На практике проектная деятельность помогает учителю использовать деятельностно - ценностный и личностно - ориентированный подходы к обучению, вместе с учащимися смоделировать принципиально новый образовательный процесс. Но самое главное раскрыть творческий потенциал учеников, которые смогут увидеть новые пути познания себя. "Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
Проектная деятельность: 1 класс МОЙ ДОМ (приложение 1)
Цель: формирование начальных представлений о понятиях «дом», «семья», о взаимоотношениях в семье. Задачи: - раскрыть смысл понятий «дом», «семья»; - развитие творческих способностей ; - воспитывать бережное отношение к дому, семье.
«Совместная творческая работа с родителями» Придумать дом своей мечты и построить его, дом в котором живут такие качества как: любовь, уважение, взаимопонимание. В дальнейшем организовать праздник для детей и родителей «Объединим семью», сделать выставку «Дом моей мечты».
5-9 класс «Прекрасные моменты, окружают меня» (приложение 2)
Долгосрочный проект (1 год). Цель: Показать красоту окружающего мира, донести до людей ценность и неповторимость каждого элемента нашей природы.
1 часть. Открыть в себе яркую индивидуальность. (попробовать себя в роли фотографа 2 часть. Проба пера сочинение, стихотворение на тему «Как прекрасен мир вокруг»
3 часть. Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов. Г.Гейне открыть в себе художественные таланты. Рисунок на тему «Прекрасные моменты моей жизни»
Зашита проектов. При защите творческих проектов создать праздничную атмосферу, пригласить гостей: учителей, родителей, друзей учеников. Оформить выставку творческих работ учащихся: коллажей, рисунков, сочинений, мини-проектов, которые они выполняли в течение года. конкурс фотографий «Как прекрасен этот мир-посмотри»
8 класс Проект «Люблю тебя мой край родной» (приложение 3)
Цель проекта: воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.
Задачи:
 - развивать интерес к своему поселку, его достопримечательностям;
-знакомить с наиболее значимыми объектами, односельчанами;
- учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции;
-повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.
Ожидаемые результаты: через систему разнообразных мероприятий у детей повысится интерес к родному краю, достопримечательностям, ярким событиям, культуре и традициям своего народа;
  Данный проект рассчитан на один год. Проект включает в себя пять основных блоков. Первый блок «Мой родной поселок», мы знакомились с основными объектами своего поселка. Второй блок «История родного края», где детям даются начальные сведения о прошлом Бурабайского района, как образовалось село Златополье . Третий блок «Достопримечательности Бурабайского района», здесь дети знакомятся с историческими объектами родного края. Четвертый блок «Люди, прославившие свой край» знакомит детей с поэтессой села Жуковой Любовь Викторовной и ее книгой «Благодарю судьбу за то, что здесь живу». Пятый блок «Создание видеофильма «Люблю тебя мой край родно!»
Для более успешной реализации проекта использовались  различные виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями.
Результат проекта:
- В результате мы создали видео презентацию «Люблю тебя мой край родной» с которой участвовали в олимпиаде по самопознанию и заняли третье место
- у детей повысился рост познавательной активности.   Дети стали проявлять интерес к малой родине, к ее истории, достопримечательностям, с удовольствием включаются в различную деятельность, связанную с познанием малой родины, отражают свои впечатления о малой родине в различных видах деятельности. Родители пересмотрели свои взгляды на нравственно патриотическое воспитание и стали активными участниками процесса.
Каждый ученик, приходя в школу, получает новые знания, старается поделиться своим внутренним миром с окружающими, показать свои творческие способности, пытается раскрыть в себе уверенность и стремление в жизни. Именно на уроке самопознания, учащие представляют свои творческие работы на различные темы, создавая шедевр своими руками



V. Заключение
Ребенок не кувшин,
который надо наполнить,
а лампада, которую
надо зажечь.
Средневековые гуманисты
Многие считают, что главная задача образовательного учреждения – обучающая, т. е. передача ученику определённого набора знаний, умений и навыков. Но это далеко не так! В последнее десятилетие в педагогическом сознании произошёл сдвиг в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием. Мы наблюдали, как происходит смена рецептивно-отражательного подхода к мышлению и образованию на конструктивно-деятельный. Всё больше актуализируется лично-ориентированное образование, связанное с освобождением творческой энергии каждого человека, находящегося в системе педагогических отношений.
Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложившихся ситуаций, способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, дающей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке. Творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения. Задача педагога - организовать педагогический процесс таким образом, чтобы у учащегося, повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение.
Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования, для новых проектов, внеклассных мероприятий и т.д.
Сущность работы: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.
Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает интерес к самопознанию, а также другим предметам.
Трудоемкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся.

На практике творческая работа поможет учителю использовать деятельностно-ценностный и личностно ориентированный подходы к обучению, вместе с учащимися смоделировать принципиально новый образовательный процесс. Но самое главное – раскрыть творческий потенциал учеников, которые смогут увидеть новые пути познания себя
Развитие творческой потенции ученика можно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Согласимся с русским классиком Л.Н. Толстым, который считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Эти слова актуальны и сейчас.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. М: Научное творчество, 1969.
Бернштейн С.М. Психология научного творчества. // «Вопросы психологии», № 3 1965г.
Бехтерев В.Л. Объективная психология. – М., 1991.
Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
Брумлинский А.В. Воображение и творчество. // Проблемы научного и технического творчества. Материал к симпозиуму. – М., 1967.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
Грузенберг С.О. Гений и творчество, Л., 1924.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи. – ВФ., 1971, №7
Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // «Народное творчество» под редакцией С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, - М., 1969.
Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.
Лук А. Н. Психология творчества – М., 1978.
Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.
Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика. 1976.
Рычкова В.В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. – Чита, 2000.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.
Тихомиров О. К. Творчество человека и машины. // Проблемы научного и технического творчества. – М., 1967.
Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».// Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.
Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.




















Приложение
















PAGE 15


13PAGE 15


13PAGE 14215






Заголовок 115