Технологическая карта урока по трудовому обучению для 3 класса «Моделирование и конструирование на плоскости. Мозаика из элементов овала.»


Технологическая карта урока по трудовому обучению, 3-й «А»класс ( по системе Л.В. Занкова)
Учитель: Комарова Екатерина Витальевна
Тема: Моделирование и конструирование на плоскости. Мозаика из элементов овала.Форма урока: урок-практикум.
Цели:
познакомить с техникой мозаики из частей овала;
научить самостоятельно составлять фигуры из этой мозаики.
Задачи:
Образовательные:
упражняться в составлении фигуры из частей квадрата;
научить выполнять разметку овала с помощью кальки, карандаша и копировальной бумаги;
научить составлять фигуры из частей овала.
Развивающие:
развивать воображение и логическое мышление;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать умения работать по рисунку-схеме.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к предмету;
воспитывать у учащихся усидчивость, аккуратность, внимательность, терпение;
воспитывать уважение к своему и чужому труду.
Оборудование:
для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, копировальная бумага, калька, картон, линейка, карандаш;
для учителя: образец, готовой работы, образцы деталей овала в увеличенном виде и в натуральном, конверты с наборами элементов мозаики «танграм», рисунки-схемы деления овала увеличенного размера для демонстрации, схемы изделий в увеличенном виде для демонстрации в плане работы, ножницы, калька, копировальная бумага, карандаш, линейка.
Этапы урока Оборудование Деятельностьучителя Деятельность учащихся Вывод (примечание)
1. Эмоциональный настрой.   – Все сели, настроились на работу. Успокаиваются после перемены, садятся.  
2. Актуализация знаний. Целепологание   – Ребята, чтобы узнать, какое мы будем выполнять изделие, нам нужно вспомнить одну игру под названием  «Танграм»

– Что вы знаете об этой игре?– Как вы считаете, для чего она нужна, чем она полезна? Ответы учащихся. (Это японская игра, смысл которой заключается в том, чтобы из частей квадрата собрать фигурку)
Развивает воображение, фантазию, учит ориентироваться на листе. Подготовка к конструированию из частей квадрата.(используется метод – беседа)
3. Упражнения в конструировании Конверты с нарезанными частями квадрата «Танграм» для каждого ученика. Дежурным необходимо раздать конверты для тренировочного упражнения
– Выложить на столе из деталей «Танграма»  гуся и зайца по предлагаемому техническому рисунку, вывешенному на доску.

Просматривает выполненную работу.
– А теперь уберём тренировочные детали в конверт и дежурные их соберут Дежурные раздают конверты для тренировочного упражнения.Выполнение работы на столах.
 
 
 
 
 
 
Дежурные собирают конверты. Метод – тренировочное упражнение
4. Анализ конструкции На доске прикреплён образец изделия в увеличенном виде.
На доске вывешивается технологический рисунок(учебник Н.А.Цирулик, С.И. Хлебникова. 3 класс, 2007 г., стр. 56.) Прикрепляет на доску образец изделия.
– Как можно назвать данное изделие?– Каким способом получили изделие?– Для чего оно нужно?– Из скольких деталей состоит?– Что можно сказать о размере деталей? – Что использовали для его изготовления?
Вводится новое название «Колумбово яйцо». Почему так назвали?

– Есть среди них известные вам геометрические фигуры?– Есть ли среди них фигуры, симметричные друг другу?– Каким способом соединили детали? Отвечают на вопросы.Мозаика.Путём соединения деталей, конструированием.Для развития внимания, фантазии, аккуратности.По размеру разные детали.Похоже по форме на яйцо.Да, треугольники.Да, 1 и 2, 4 и 5, 6 и 7, 8 и 9. №3Если поделили на 2 части.Наклеили детали, конструируя по техническому рисунку способом приклеивания за всю поверхность. Учить наблюдать, анализировать, воспитывать внимательность.Введение нового термина.Подготовка базы к составлению плана действий.Методы используемые (беседа, анализ конструкции, межпредметная связь).
5. Анализ технологической последовательности изготовления изделия. На доске вывешиваются или записываются пункты плана. – Обсудим  план нашей предстоящей работы (с чего начнём и как продолжим?).Этапы плана будем выносить на доску, а затем сравним с предложенным пояснением работы в наших учебниках.– Из какого материала будет изделие?– Какого цвета должны быть само изделие и фон?– Каким образом будем выполнять разметку?– Как будем выполнять разметку на цветной бумаге?– Какими правилами безопасности будем пользоваться при работе с ножницами? С клеем?– Что будем использовать при сборке изделия на картоне?– Каким способом будем приклеивать детали изделия?

– Что можно придумать для оформления?– А теперь сравним наш план с тем , что дан в учебнике. В чём отличие? Работа с технологическим рисунком.1. Определим цвет фона и цвет изделия.2. Приготовим кальку и карандаш, цв. бумагу, линейку.3. Наложим кальку на шаблон яйца, обведём его и линии внутри него.4. Скопируем изображение с кальки на цветную бумагу при помощи копировальной бумаги.5. Вспомним о правилах безопасности работы с ножницами, клеем.6. Вырежем.7. Используя технический рисунок Соберём изображение на картоне.8. Приклеим каждую деталь за всю поверхность.9. Если останется время, продумаем оформление.– Наш план подробнее. Беседа о предполагаемом ходе работы.Используем: демонстрацию готового изделия в увеличенном виде и в натуральном. Составление поэтапного плана действий.
6. Организация рабочего места Конверты с шаблонами яйца нужного размера для работы.Цветная бумага, калька, ножницы, клей, копировальная бумага карандаш, линейка. Сейчас мы проверим готовность к работе, дежурные и помощники по рядам раздадут нужные принадлежности. Дети – помощники раздают недостающие принадлежности.  
7. Физкульт пауза   – Изделие наше связано с птицами ,то и физминутка тоже сегодня о птицах.
Учитель говорит вместе с детьми слова и выполняются упражнения для разминки.
Цапля ходит по водеИ мечтает о еде.Ноги выше поднимай, Ты, как цапля, не зевай!Чтоб поймать еду в водице, Надо цапле наклониться.Ну-ка тоже наклонись,До носочка дотянись.А теперь назад нагнись,И до пятки дотянись.Выпрямись, и тихонечко садись. Дети выполняют упражнения вместе с учителем. Выполняются двигательные упражнения, чтобы снять усталость с мышц спины.
8. Постановка дидактических задач   – Что же мы сегодня должны успеть выполнить?Разметить овал, вырезать, расчленить его на части, составить по технологическому рисунку фигуру 2-х птиц: одну малого размера, другую большого, приклеить, если останется время придумать оформление к ним. Ответы учащихся, слушание. Метод – объяснение,  инструктаж.
9. Практическая работа   Фронтальный контроль без вмешательства в деятельность учащихся. Выполнение по плану. Осваивается учебная информация. Дети овладевают умениями составления мозаики из частей овала – «Колумбова яйца» по технологическому рисунку.Работа по развитию мелкой моторики рук, глазомера, пространственного воображения, самостоятельности; воспитание аккуратности.Методы: практическая работа, инструктирование
10. Организация прерывания работы и уборка рабочего места. Коробочки для отходов бумаги, папки для цветной бумаги и других принадлежностей учащихся. – Заканчиваем работу. Дежурные помогают убрать рабочие места. Дежурные помогают ученикам навести порядок на рабочих местах, оставляют только изделие. Воспитывается четкость в работе, исполнительность, организованность, дисциплинированность.
11. Рефлексия   Анализ работы:– Ребята, для чего мы сегодня изготавливали мозаику из овала? – Как назывался этот овал?– Почему именно из овала?– Что было нового в работе?
Оценка работ учащихся. Ответы учащихся на вопросы:– Для развития воображения, умения, чтобы ориентироваться в пространстве и на плоскости.– Т.к. из квадрата уже делали.– Деление овала на указанное количество частей по шаблону, через кальку и копировальную бумагу.
Ребята принимают участие в оценке работ. Можно устроить выставку. Используемые методы: беседа, синтез, анализ.Цель: актуализировать учебную информацию, упорядочить и вывести на уровень знаний.
В итоге урока (если будет достаточно времени) можно использовать кроссворд:

Вопросы:
По вертикали:
2.  Какую фигуру разделили на части? (Овал)3. Что нужно было сделать с изображением, чтобы разделить его на части? (Разрезать)
По горизонтали:
1. Название изделия, которое выполняли? (Мозаика)4. Как прикрепляли части на лист? (Приклеивали)5. Какую фигуру составили? (Птица)