Выступление на тему Развитие творческих способностей учащихся на уроке родного языка


Развитие творческих способностей учащихся на уроке родной литературы и во внеурочной деятельности
"Самая глубокая и возвышенная потребность – это потребность в творческом развитии".
К.Маркс
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к современной жизни. Сегодня очень важно, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя.
Я в школе работаю с 1999 года. Работаю учителем начальных классов, а с 1999 года преподала татарский язык и литературу. Я работаю над развитием творческих способностей учащихся на уроках родной литературы и во внеурочной деятельности. При этом в своей работе я использую элементы технологий: личностно-ориентированного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, игровые. Я опираюсь на идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, опыта учителя-новатора Ильина Е.Н., методику «Проблемное обучение» М. Махмутова, развивающее обучение А.З. Рахимова. Я считаю, что каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, для этого на уроках стараюсь создать условия для их проявления и развития, стимулирую их интерес к самостоятельной творческой деятельности. Основным стимулом к учебе должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя. Чтобы воспитать творческую личность, способную реализовать самого себя, выработать литературный вкус, сформировать умение работать с художественным текстом и вызвать устойчивый интерес к своему предмету, использую нестандартные формы уроков. Такие, как урок - исследование, урок - размышление, урок - путешествие, урок - творчество, урок - открытие, урок- турнир (викторина, конкурс), урок-литературная гостиная, интегрированный урок и т.д.
Особое место на уроке отвожу игровым технологиям. Использование на уроках этой технологии пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности. На уроках родной литературы я использую игры различного типа, а жанр произведения, конкретное содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры. Например, тема «Загадки» в 5 классе. Загадывание – игра-шутка, рассчитанная на смекалку и догадливость. Разгадывая загадки, школьники узнают об их своеобразии, о том, с помощью каких языковых средств они создаются. Даю задание -сочинять свои загадки.
Некоторые игры помогают дать первоначальное понятие о строении произведения: это игра с деформированным текстом и игра с рассыпанными иллюстрациями. Используя набор иллюстраций по татарским народным сказкам, даю такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить сказку, подобрать рассыпанные иллюстрации в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. На уроках литературы провожу и КВН, и литературные викторины, конкурсы, аукционы и т.д. Задачи моих уроков - побудить интерес к чтению. Содержание любой игры определяется особенностями произведения. Так, изучение произведения, в котором встречается много новых слов, начинаю со словарной игры, « на лучшего толкователя слов» или сама даю толкование новых слов, а учащиеся отгадывают слово. Обогащению словарного запаса способствует изучение темы в 7-м классе « Пословицы и поговорки». Самое главное для меня здесь - научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Часто даю задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы провожу такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов» и т.д.
На своих уроках я практикую групповую работу. В группы учащиеся объединены с разным уровнем знаний: и сильные, и слабые. И задания им даю разной сложности, чтобы в группе работал каждый ученик. Эти группы на одних уроках занимаются поиском, на других они исследователи, на третьих – критики. Именно на таких уроках у детей развиваются творческие способности, ребята учатся высказывать свое мнение, общаются друг с другом и критически относятся к самому себе.
Развитию творческих способностей детей способствуют уроки, когда готовимся и пишем сочинения. Сочинение является для ученика доступным средством самовыражения. Вот почему так важно для меня, чтобы сочинение носило творческий характер. Учащиеся легко ориентируются в разных жанрах сочинения. Им особенно интересны сочинения-рассуждения, сочинения-эссе, сочинения – рекламы. Чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, я нахожу хорошие формулировки тем сочинения. Продумываю её так, чтобы мой ученик, работая над ней, мог выразить своё мнение, личное отношение к проблеме. И почти всегда ребята в своих сочинениях делятся впечатлениями, переживаниями. Ценность детского сочинения определяю по тому, насколько в нем нашлись отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. На мой взгляд, яркую эмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время использую часто и на уроках родного языка , и на уроках литературы. Я предлагаю детям самые разные темы : «Моя школа», «Урок татарского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Моя мама» и другие. Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся ребятам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких сочинениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чём они пишут.
А во внеурочной деятельности по татарской литературе одна из эффективных форм – литературные гостиные. Каждый ребёнок – это чудо! В детях таится неиссякаемый потенциал фантазии и творчества. Для меня важно, чтобы каждый мог проявить себя и как исполнитель, и как организатор. Поэтому я очень люблю эту форму внеклассной работы, при подготовке к которой развиваются способности, формирующие организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, создаются благоприятные условия для дружного коллектива. Моя главная задача – раскрыть в полной мере таланты и способности ребят, вселить уверенность свои силы. Подготовка к литературной гостиной начинается задолго до выступления: ищем с ребятами нужный материал, продумываем оформление, готовим костюмы, составляем сценарий и подбираем музыку, распределяем роли. А затем репетиции, репетиции, в ходе которых много спорим, иногда что-то меняем. Мои ребята выступают перед сверстниками. И, конечно же, организую выступление перед родителями, чтобы родители видели своих детей не только в процессе обучения, но и в творчестве. Мы приготовили и провели гостиные по творчеству: Г.Тукая, А. Алиша, Р.Миннуллина, Ш.Галиева. Некоторые ученики сами «пробуют перо». Их стихи, заметки получаются довольно удачными
В результате систематической работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности, а так же самостоятельной работы учащихся учебная и творческая деятельность моих учеников активизировалась. Заметно повысилось качество их знаний. Урок и внеурочная деятельность – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей, когда стремлюсь развивать творческие способности, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для меня, как педагога.