Статья Развитие творческих способностей в начальной школе на уроке окружающего мира


Развитие творческих способностей в начальной школе на уроке окружающего мира
Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для развития индивидуальности ребенка, учитывая его возрастные особенности. Все чаще в наше время существует потребность в людях творческих, нестандартного мышления. Сегодня, как никогда повышается внимание к процессу формирования личности, когда перестраивается мышление, дать возможность свободного творческого развития.
Современным школьникам не нравится выступать в роли пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски. Каждый хочет выделиться, показать свои способности, уникальность. Следовательно, возникают противоречия между стремлением личности к творческому самовыражению и репродуктивным характером обучения. Назревает вопрос о применении традиционных методах и приемах обучения младших школьников или необходимо внедрение новой, прогрессивной системы обучения, действительно необходимой на современном этапе развития общества. Для решения данного вопроса, при планировании урока я ставлю цель раскрыть творческие способности младших школьников на уроках окружающего мира. Методом развития интереса к творчеству, поиску, учению мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать. Основной частью урока является получение новых знаний, методом раскрытия индивидуальных особенностей учащихся и их творческого потенциала. Понятия «творчество» и «творческая деятельность» близки.
Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Наряду с традиционными формами уроков окружающего мира, необходимо применять и нетрадиционные формы: урок-путешествие, урок-исследование, урок-экспедиция, проблемный урок, экскурсии, урок-викторина, урок-встреча, урок- «Эврика», урок-конференция и другие.
В настоящее время существует множество различных классификаций методов обучения. Для реализации творческих задач, необходимы творческие методы.
На уроках окружающего мира я применяю такие методы как:
инструктаж;
практическая тренировка;
методы иллюстрации, демонстрации, показа и др.
метод алгоритмов;
метод аналогий;
проведение опытов, исследований, лабораторных работ и др.
каждодневного применения самостоятельной работы;
Методы самооценки и самоконтроля
Метод работы в группах
Метод проектов.

Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие способности учащихся, повышается интерес к теме урока, формируется умение самостоятельно ставить цель на основе того, что уже известно, умение планировать, определять последовательность выполнения работы, делать выводы, а также учитывать мнение других участников группы. Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, обобщение, формируется умение адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха, связывая усилия со стараниями, трудолюбием.
Подводя итог, можно сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Необходимо верно определить способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.