Проблемное обучение на уроках информатики в свете современных требований к результатам освоения основной образовательной программы

Проблемное обучение на уроках информатики в свете современных требований к результатам освоения основной образовательной программы
Теоретические основы проблемного обучения:
Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. 
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления.
Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность  что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоразумения, с противоречия.
Сама проблема  идет впереди  знаний учащихся, она принуждает их искать и находить нужную информацию, получать знания из различных источников информации. Причем очень часто эти знания носят междисциплинарный характер.
По степени проблемности различают три основных уровня проблемных ситуаций:
проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находи ее решение;
проблемная ситуация, при которой преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися;
творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиска ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно – исследовательских работ и научных работ.
Проблемное обучение реализуется с помощью систем проблемных учебных заданий, которые используются преподавателями в процессе обучения.
К сожалению, в практике еще нередко бывает, что процесс проблемного обучения на уроке идет с существенными “пробелами”. Создана проблемная ситуация, поставлена учебная проблема, рассмотрены новые понятия, раскрыт смысл изучаемых понятий, явлений Казалось бы, все в порядке, однако не всегда организация проблемного обучения приводит к развитию у учащихся составляющих интеллектуальной сферы.
В чем причина? Дело в том, что процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам: создание проблемной ситуации – высказывание предположения в ответ на проблемный вопрос – постановка учебной проблемы – выбор способа ее решения – решение проблемы – проверка правильности решения.
Учащиеся при постановке проблемы сначала обсуждают, что они уже знают. Дальше пытаются понять, что они еще не знают и что им нужно узнать и чему научиться, чтобы решить проблему.
В проблемной ситуации важно четко сформулировать цели, конкретный результат. При продвижении к нему на каждом этапе также ясно представляется  промежуточный результат. Если некоторый промежуточный результат не совпал с продвижением к конечному результату, то переосмысливается цель деятельности на этом промежутке. Если она не отвергается при сопоставлении с полученным результатом, то корректируется общая цель и соответственно ожидается иной конечный результат.
Если корректировка общей цели неприемлема, то деятельность на этом промежутке признается ошибочной и выправляется на первый шаг продвижения к конечному результату.
Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
определяет проблемные теоретические и практические задания;
ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.
Общим условием успешности проблемного обучения является высокое профессиональное мастерство учителя, при котором он создает такую проблемную ситуацию и такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям учащихся и организации познавательной активности каждого ученика.
Для достижения поставленной цели развития учащихся, вооружения их глубокими и прочными знаниями через проблемное  обучение учитель должен применять эту технологию целенаправленно и систематически.
Проблемное обучение – более трудная деятельность для учителя и учеников, чем работа с готовыми заданиями, материалами. Но если эта система, система проблемного обучения, выстроена, то она окупит себя многократно.
Учитель, применяя проблемное обучение, видит, как меняется учебная обстановка на уроке, как дети заинтересованно работают при поиске решения, начинают учиться рассуждать самостоятельно, саморазвиваются.
Имеются результаты работы исследований психологов, где детей обучали разными методами: методами с готовыми материалами, заданиями, с одной стороны, и методами проблемного обучения – с другой.
Результаты таковы:
На начальном этапе усвоение знаний, умений и навыков происходит быстрее, если даются готовые задания и готовые приемы работы с ними;
На последующих этапах, когда приходится решать новые задачи и от ученика требуется умение переноса знаний, умений и навыков, то преимущество переходит на ту сторону, где детей обучали с помощью технологии проблемного обучения.
Применение проблемного обучения при изучении информатики
Тема: Простые таблицы. 7 класс
Цели: Дается понятие «Простая таблица» Рассматриваются виды простых таблиц: ОС (объект-свойство), ОО (объект-объект) Закрепляются навыки создания таблиц.
Проблемную ситуацию здесь можно создать следующим образом: предложить учащимся словесное описание некоторого класса объектов и предложить им придумать способ конспективно записать эту информацию в тетрадь или напечатать в текстовом процессоре.
«Город Владимир основан в 1108 году князем Владимиром Мономахом. Главной достопримечательностью Владимира является церковь Покрова на Нерли. Достопримечательностью Суздаля, основанного в 1024 году, является Кремль. Кострому основал князь Юрий Долгорукий в 1152 году. Путешествуя по городам Золотого кольца России, в Костроме вы можете посетить Ипатьев Троицкий монастырь. В Переславль-Залесском вы запомните Плещеево озеро. Год основания Переславль-Залесского и его основатель не известны.» Здесь приведено описание некоторых древнерусских городов, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России.

Проблемная ситуация – быстро такой текст не запишешь.
Заслушиваются предположения учащихся
Предлагается создать таблицу, так как в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
Обсуждается вопрос о структуре таблицы: заголовок, наименование граф, наименование строк, какие данные будем заносить в ячейки (выбор способа решения проблемы).
Составление таблицы (решение проблемы)
Сверяем с учебником (проверка правильности решения).

Ожидаемые результаты освоения темы

Личностные
Метапредметные
Предметные

Самоопределение
Регулятивные
Основы системы научных знаний

Внутренняя позиция школьника – должно понравиться предложение, записать информацию быстро и кратко.
Самоидентификация; самоуважение и самооценка – всегда присутствует в самостоятельной деятельности – оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Управление своей деятельностью – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, привлечение личного опыта, проявление инициативы и самостоятельности.
Контроль и коррекция – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона – сравнение с материалом в учебнике.
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта – внесение дополнений и исправлений в свою таблицу.
Понятие «простая таблица»
Типы таблиц

Смыслообразование
Коммуникативные
Опыт «предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

Повышается учебная мотивация (хочу сам сделать), соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимся, попытка его применить и обнаружение того, что еще неизвестно.
Речевая деятельность – предлагают свои варианты решения проблемы.
Заслушивают предложения других учащихся.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Должны применить знания, полученные на предыдущем уроке о табличных моделях и структуре таблицы.

Ценностная и морально-этическая ориентация
Познавательные
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Оценка своих поступков:
Я молодец, я что-то сумел предложить.
Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий.
Формирование представления о важности информационной деятельности человека
Работа с информацией (разного вида);
Работа с учебными моделями;
Использование знако-символических средств.
Выполнение логических операций – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
знаково-символические действия –моделирование (выделение существенных характеристик объекта и преобразование модели из словесной в табличную);
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели – развитие умения правильного чтения информационных моделей разного вида (текст, таблица);
извлечение необходимой информации – это необходимо сделать для составления таблицы;
определение основной и второстепенной информации – записывать будем только основную;
умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста – в виде таблицы;
умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.) – развитие умения правильной передачи смысла информационных моделей разного вида (текст, таблица);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);