Анализ требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования


Анализ требований
к предметным результатам освоения
основной образовательной программы
основного общего образования
Москва - 2014
«Анализ требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования»

Задание:
Проанализировать требования к предметным результатам.
Что нового, по сравнению с тем, что было 1год, 5-10 лет назад?
Какие могут быть решения?
Представить свои выводы и решения.
Сравнительный анализ предметных требований в ФК ГОС ООО (2004г.) и ФГОС ООО (2010г.)
Предмет: БИОЛОГИЯ
Федеральный компонент государственного стандарта
основного общего образования (2004 год)
Стандарт основного общего образования по биологии
Федеральный государственный образовательный стандарт ООО
(2010 год)
Предметная область 11.5. «Естественно-научные предметы»
(физика, биология, химия)
Образовательные стандарты первого поколения по учебному
предмету включают:
Цели изучения учебного предмета;
Требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету, включающие систему ЗУН и опыта осуществления разнообразных видов деятельности (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Предметные результаты освоения ООП ООО отражают:
Цели изучения предметной области 11.5. «Естественно-научные предметы» (физика, биология, химия);
систему Требований к результатам, которая показывает,
какими именно действиями (познавательными, личностными,
регулятивными, коммуникативными), преломленными через
специфику содержания данного предмета, овладеют
учащиеся в ходе образовательного процесса.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Предметные результаты изучения предметной области «Естественно-научные  предметы»  должны отражать:
Предмет Биология:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
(п.8) Предметные результаты по ФГОС должны включать освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета:
умения, специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
(п.11.5) Изучение предметной области «Естественно-научные предметы»  должно обеспечить:
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
овладение  научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
овладение  экосистемной познавательной моделью  и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
2. Что нового по сравнению с тем, что было 1год, 5-10 лет назад?
А) ФК ГОС (2004 г) направлен на формирование у учащихся предметных знаний, умений и навыков по отдельным предметам (рус.яз, матем., биологии, химии и т.д.)
Но дети, которые родились 5-7 и более лет назад, растут в эпоху огромных потоков информации, стремительно развивающемся обществе, они уже с ранних лет умеют пользоваться компьютером и современными гаджетами. И узкоспециальные знания перестали быть основой успешности ребенка в жизни.
Поэтому появилась необходимость эти знания интегрировать, сделать их метапредметными, надпредметными, т.е. сформировать у детей общую картину мира, умение ориентироваться в разных ситуациях. Это предусматривает новый ФГОС (2010 г.)
Предметы объединены в Предметные области. Предметная область 11.5. «Естественно-научные предметы» (физика, биология, химия) отражает планируемые результаты обучения. Предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Б) Предметные результаты по ФГОС должны включать освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета:
умения, специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
Определяющим является овладение видами универсальной учебной деятельности (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными УУД), преломленными через специфику содержания данного предмета. Что отражается в метапредметных требованиях к результатам освоения ООП ООО. Изменяются подходы к методике преподавания, технологиям обучения.
В) В учебниках и учебных пособиях для учащихся авторских линий, работающих по ФГОС, нашли отражение следующие подходы к преподаванию биологии:
• усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания курса биологии за счет включения в него сведений прикладного характера; усиление внимания к методам познания природы и использование полученных знаний для решения практических проблем; раскрытие знаний, связанных с самопознанием, значимых для ученика и востребованных в повседневной жизни
• разгрузка содержания биологического образования за счет сокращения описательного, второстепенного или сложного материала, перенесения сложных теоретических понятий из основной в старшую школу
• реализация деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности, выдвижение на первый план умения применять общебиологические знания для анализа и интерпретации частных фактов
• формирование информационной компетенции, умений работать с различными источниками информации
• повышение воспитательного потенциала биологического образования, отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности, нравственности и морали.
Выводы:
В Стандарте 2004 г. детально описывается содержание образования – темы, дидактические единицы. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным)
Принципиальное отличие ФГОС заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании.Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В ФГОС есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности.
Стандарт 2004 года не учитывал желания и предпочтения населения к получению общего образования. ФГОС подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков.
Центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.
отличие ФГОС– это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии, что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества.
Решения:
Повышение квалификации, самообразование учителя по ФГОС (КПК, мастер-классы, социальные сети учителей, новости образования и пр.)
Уход от традиционной деятельности учителя. (По ФГОС: я (учитель) даю знания и (Главное!) организую действия).
Совершенствовать не столько предметное содержание обучения, сколько методы обучения, технологии обучения. От них напрямую зависит формирование познавательных, организационных и коммуникативных компетенций.
Профессиональные задачи для учителя, готового работать по ФГОС:
- разрабатывать программы учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ООО
- конструировать учебные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий;
- создавать и использовать контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценивать предметные и метапредметные умения
учащихся;- разрабатывать оценочные процедуры, позволяющие диагностировать личностные достижения учащихся;
- проектировать учебный процесс в современной информационной образовательной среде, направленной на достижение планируемых
образовательных результатов.
Содержание биологического образования должно, помимо традиционных функций - обучающей, развивающей и воспитательной, выполнять такие методологические функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая. Усиление воспитательной функции предмета.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем, т.е. практико-ориентированный характер образования.
Учащиеся должны быть шире вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, прикладные секции, экскурсии, мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Укреплять взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (по предметному направлению) с целью расширения внеурочной деятельности по предмету.
Создание условий для реализации ФГОС в учебном заведении (материально-техническое и информационно-методическое оснащение учебного процесса).
Ориентироваться на желания и потребности учащихся и их родителей, вовлекать родителей в образовательный процесс (например: проведение экскурсий, творческих встреч, предметных недель и пр.)