Доклад на теме: Особенности обучения аутичных детей


Особенности обучения аутичных детей в начальной школе.
Свое выступление хотелось бы начать с цитаты известного аутиста Джима Синклера: «Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас ", так писал он в своей статье «Не надо нас оплакивать». В этой статье он попытался раскрыть внутренний мир аутиста, его чувства, эмоции, желания.
Вся статья пронизана одной мыслью: « Чего я у Вас прошу, на что уповаю, чего от вас жду, - это доверия, это безоговорочной готовности быть на моей стороне наперекор миру, даже наперекор миру, даже наперекор мне самому…" (Джим Синклэр - активист движения за права аутистов и движения в защиту животных. Диагноз "аутизм" был поставлен ему в раннем детстве. Джим совсем не говорил до 12 лет, но понимал конкретную речь и любые факты, при этом абстрактные понятия оставались ему полностью недоступными. В дальнейшем смог окончить не только школу, но и университет. В 1992 году вместе с другими аутистами основал Международную сеть аутизма.) Проблема реабилитации детей аутистов очень актуальна в настоящее время. Учитывая, что при отсутствии лечебно-коррекционной работы более чем в 70 % случаев РДА наблюдается глубокая инвалидность, то это положение не требует особых доказательств.
У нас в стране до настоящего времени для детей-аутистов ведущими остаются лечебные виды помощи в системе больниц (в системе Здравоохранения). Однако, по мнению ведущих специалистов в этом вопросе для целей абилитации детей с РДА необходимы нестандартные учреждения, в которых бы можно было сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь. Реабилитационные подходы прежде всего базируются на том, что в клинике РДА основное место принадлежит аутистическим нарушениям поведения, речи, моторики, задержкам психического развития.
Учитывая актуальные проблемы реабилитации аутичных детей в настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития такой системы обусловлена высокой частотой данной патологии развития. Учитывая то обстоятельство, что пока общепринятого подхода к коррекции раннего детского аутизма в России не существует, следует пользоваться действующим законодательством и существующими нормативными актами, принимая во внимание положительные стороны наработанных методик, возможности их комбинирования и совмещения. Пока мало кто в государственной системе образования берется за обучение ребенка с серьезным нарушением развития, с РДА. Из-за ограниченной государственной реабилитационно-образовательной инфраструктуры для ребенка с РДА выбор возможных способов и форм обучения весьма ограничен.
Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ, имеют равные со всеми права на образование. Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ОВЗ должен иметь право воспитываться и развиваться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного воспитанника с ОВЗ.
Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ, выбор формы получения детьми образования, образовательного учреждения, защита законных прав и интересов детей.Многие семьи узнают о том, что у их ребенка аутизм, только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим. Но в детском саду обнаруживаются новые трудности. Новый режим дня, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с аутизмом.
Услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работа с родителями этой категории детей, выходит на первый план. Необходимо познакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы. Каковы симптомы раннего детского аутизма? В основном их три - нарушения в общении, в поведении и эмоциональной сфере. Проявляется это во всем, вплоть до двигательной активности. С одной стороны, ауты медлительны, неуклюжи, движения их дисгармоничны, а с другой - они бывают невероятно подвижны, могут мгновенно забраться на шкаф, «взлететь» на подоконник. В эмоциональном плане ауты, как правило, холодны и равнодушны, порой производят впечатление жестоких, бездушно обращаются с близкими, сверстниками, животными, игрушками. При этом они крайне ранимы, обидчивы. Для них типична повышенная чувствительность ко всему - к свету, звукам, физическим контактам, к любому взаимодействию с окружающим миром. Эта гиперчувствительность в определенной степени и определяет их аутичное поведение. Серьезной проблемой воспитания и обучения аута является нестабильность его эмоционального состояния, непредсказуемость, неадекватные невротические реакции. Его психоэмоциональное состояние зависит от перепадов атмосферного давления, посторонних раздражителей, от эмоционального состояния и настроения взрослых. От ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы невозможно ожидать быстрого результата, у него нет оперативного реагирования. Они длительное время поглощают информацию. Иногда результат работы может проявиться через несколько месяцев, а может через год-два. Эта особенность восприятия ребенка с ранним детским аутизмом не должна настораживать или пугать педагогов. 
Главная задача - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применяются в работе с ним разнообразные формы взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Аутичному ребенку трудно осваивать любой новый вид деятельности, но он всегда стремится выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы мы подбирали такие задания, с которыми он обязательно справится.
Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой, что и обеспечивает среда нашей группы. Ребенку с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения отвлекали от стереотипного ритма. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые ему предлагали, то не навязывают их насильно.
Люди, работающие с такими детьми, должны обладать «особыми» качествами. Конечно, это колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, психологическая гибкость, выдумка – черты, которые способствуют успеху в трудной, но очень важной работе, благодаря которой такой ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем его мире.http://www.maam.ru/detskijsad/rabota-pedagoga-s-rebenkom-s-ovz-v-obscherazvivayuschei-grupe.html
Что же такое аутизм? Каковы особенности обучения аутичных детей?
АУТИЗМ: болезнь или гениальность? Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя справедливости ради стоит отметить, что у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.
К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - аутисты.
Аутизм - тяжелое нервное заболевание, часто характеризующееся неспособностью формировать эмоциональные привязанности и строить общение с людьми. Причины его до конца не выяснены. Очевидно лишь одно - оно может быть вызвано недоразвитием определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей. Еще одна возможная причина - аномальный химический состав мозга.
Трудности обучения навыкам социально-бытового поведения связаны в большей степени с нарушениями коммуникации и произвольного сосредоточения, а также страхами аутичных детей. Характерно, что многому аутичный ребенок может научиться самостоятельно при случайных обстоятельствах, но не через подражание другому человеку. При этом овладение навыком бывает сцеплено с конкретной ситуацией и крайне затруднен перенос сформированного навыка в другую ситуацию. Поведение отмечается крайней стереотипностью.
Считается, что существуют четыре степени аутизма. Тех, кто болен самой тяжелой из них, невозможно вывести в мир. Следующая степень - человека можно чем-то заинтересовать. И две другие формы - аутист относительно адаптируется в обществе, если с ним заниматься. Во всем мире считается, что аутизм лучше всего преодолевается, если ребенок посещает обычные детские учреждения. И научить детей данной категории общению можно, как второму языку, хотя они все равно навсегда останутся в себе.
Чтобы обеспечить формирование более гибкой системы стереотипов взаимодействия с окружающим миром, необходимо более раннее начало коррекционного обучения таких детей. Для большинства аутичных детей помощь должна осуществляться на протяжении всей жизни, так как новые условия и меняющиеся требования влекут за собой в большей или меньшей степени их социальную дезадаптацию. Поэтому, и учебная и коррекционная работа должна быть направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействия ребенка со взрослыми и со средой, аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что в свою очередь, повышает общую социальную адаптацию аутичного ребенка.
В связи с нарушениями социального поведения очень трудно организовать ситуацию обучения. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого, или делая все наоборот. Некоторые особенности аутисты сохраняют всю жизнь: педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок. Именно страсть к упорядочиванию роднит аутистов с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо.
Даже аутичные дети с нарушением интеллекта быстро учатся пользоваться клавиатурой и мышью. Существует масса развивающих компьютерных программ, с помощью которых можно повысить эффективность учебного процесса.
Трудности овладения письмом для таких детей могут быть разрешены с помощью программы Word. Здесь ребенок учится печатать, проверять орфографические ошибки.
 
Основные этапы работы с аутичными детьми
Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, очень длительна и кропотлива. Большое значение на первом этапе имеет первичный контакт учителя и ученика. Адаптационный период работы с ребенком чаще всего растягивается на несколько месяцев, поэтому к формированию взаимодействия ученика с педагогом можно приступить на 2-3 занятии, после установления формального контакта с ребенком. Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. За это время определяются средства, способные привлечь внимание ребенка (вестибулярные - раскачивание на качелях, тактильные - щекотка, сенсорные - трещотки и пищевые). Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.
На втором этапе работы формируются учебные навыки. В случае, когда у ребенка имеется выраженная отрицательная реакция на занятия за столом, лучше сначала раскладывать приготовленный для урока материал (мозаика, бусы, пазлы, картинки, пластилин, краски, карандаши и т.п.) там, где он чувствует себя комфортно, например, на полу. Картинку или игрушку, на которую ребенок обратил внимание, нужно переложить на столе, как бы забыть о ней. Вероятнее всего, ребенок будет невзначай подходить к столу, и брать в руки уже знакомые предметы. Постепенно страх исчезнет, и можно будет проводить занятия за столом.
В классе у ребенка должно быть только его рабочее место. Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы.
Часто аутичные дети не смотрят в глаза. Отводят глаза в сторону, опускают голову. Как замена взгляда «глаза в глаза» вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. На данном этапе используется минимальное количество речевых инструкций: « Возьми», « Положи». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. Поэтому возможно пищевое подкрепление (печенье, долька яблока, конфета).
Третий этап. Работа над указательным жестом и жестами «ДА», «НЕТ».Спонтанное применение жестов детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми.
Четвертый этап работы – Обучение чтению.
Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям.
- аналитико-синтетическое (побуквенное)
- послоговое- глобальное чтение
Занятия строятся по принципу чередования всех трех направлений, т.к. каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы побуквенного чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятна ему, т.к. графический образ слова сразу связывается с реальным объектом. Однако, если обучать ребенка только приемам глобального чтения, довольно скоро наступает момент, когда механическая память перестает удерживать накапливающийся объем слов.
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.(слова пишутся па картонных карточках).Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.
Вся работа по формированию речи аутичного ребенка носит длительный характер и продолжается на протяжении всего процесса обучения.
Практически у каждого аутичного ребенка существуют как зона ближайшего развития, так и резервы для ее успешного освоения. Залог успешной социализации в том, насколько способны измениться и избавиться от своих стереотипов окружающие люди.
Попасть в мир «другой стороны» (аутичного ребёнка) – важное условие для установления продуктивного контакта. Важное, но недостаточное.
Чтобы общение стало действительно ценным и для педагога, и для аутиста, учитель должен одновременно находиться в двух мирах – «аутичном» и «обычном». Если он будет только в «обычном» мире, то не сможет понять ребёнка, и он откажется с ним взаимодействовать.
А если застрянет в «аутичном» мире, то не сможет проводить клиента в «обычный» мир.
Вопрос – как этого достичь?
А вот это очень сложно. Работа с аутичными детьми – это искусство чувствовать и реагировать.
Очень тонко чувствовать и очень гибко реагировать. Причем чувствовать с опережением, иначе можно не успеть отреагировать.
Суть этого процесса – как я его понимаю – в том, чтобы улавливать и расшифровывать сигналы, которые посылает вам ребёнок из своего «аутичного» мира, и посылать в ответ сигналы из своего мира, «обычного». А форма сигнала может быть какая угодно, например, словесная. Или поведенческая. Любая. Это похоже на игру в настольный теннис, когда вы играете с новичком. Вы во что бы то ни стало пытаетесь отбить его подачи «в стенку» или слишком слабые, чтобы перелететь на вашу сторону. И отбить эти подачи вы стараетесь несильно, чтобы партнёр, в свою очередь, смог их отбить.
Для того, чтобы игра состоялась, вам нужно:
1. достаточно хорошо играть в настольный теннис.
2. уметь войти в положение партнёра, понять его трудности.
3. и хотеть играть, конечно.
Это возможно только если вы научились находиться в двух мирах одновременно, и еще немножко над.
Именно на этом уровне возможен «такой терапевтический альянс, когда возникает «бытие с клиентом» и «поле «мы».
И. Карвасарская пишет, что поле «мы» должно создаться при первичном контакте аутичного ребёнка и психолога.
Работа с семьей:
Успешная коррекционная работа с ребенком-аутистом невозможна без определённого специального образования родителей.
Главными принципами ведения этой работы являются:
- уважительный и демократический характер отношения педагога с семьей ребенка-инвалида;
- охват системой просвещения родителей;
- участие в педагогическом просвещении родителей всех специалистов школы;
- создание условий для посещения родителями занятий с целью ознакомления с программой и методами обучения детей и дальнейшего закрепления полученных ими знаний в условиях семейного воспитания.
Вся работа направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Это основная цель педагогического просвещения родителей.
Родители не менее детей нуждаются в реабилитации, им нужна помощь и поддержка, они живут под гнетом социальных и психологических проблем, сопутствующих воспитанию ребенка с особыми потребностями. Потому участие в совместных с детьми занятиях, тренингах, праздниках дает родителям возможность освободиться и от своих проблем, «вырасти» из них и перевести отношения в семье на иной уровень.Как указывалось ранее, реабилитационная работа должна проводиться комплексно, специалистами различного профиля. В ниже представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми.

Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.