Разработка урока по Основам православной культуры на тему Православный храм (4 класс)


Разработка урока по предмету «Основы православной культуры»
( учебник Л.Л.Шевченко) 4 класс
Разработала:
Луганская Наталья Владимировна,
учитель начальных классов, учитель
высшей категории, старший учитель
ГУ «ЛШ І-ІІІ ступеней № 27»


Тема:  Православный храм (второй урок)
Цель: знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нём.
Планируемые результаты образования:
Предметные: формирование умения выделять части храма;  формирование умений сравнивать, обобщать,   группировать, анализировать высказанные в слух мысли;
Метапредметные:  
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Коммуникативные: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с иллюстративным материалом.Личностные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному.
Основные термины и понятия: паперть, притвор, иконостас, алтарь, Царские врата, клирос, престол.
Оборудование:
Компьютер, телевизор;
Тетрадь;
Храм (построенный учащимися на прошлом уроке);
У каждого ученика лист бумаги с фигурами детей/для раскрашивания/;
Индивидуальные схемы внутреннего строения храма;
Словарик по теме урока;
Слова-понятия на отдельных листах;
Карточки-пазлы для групповой работы;
Наборы карточек с цифрами «1», «2», «3»,… для участия в игре (по количеству групп);
Набор фотографий с изображением внутренних частей храма;
Жетоны для оценивания .
Рекомендации по проведению урока: парты расставлены для деления
класса на 5 групп.
Ход урока
Орг момент.
- Приветствие. Инструктаж по оцениванию.
Пр.вопр.:- Что автор этого стихотворения просит восстановить?
- Внимательно послушайте …
Пусть над Россией чистым будет небо
Твои глаза пусть смотрят к нам с небес.
Пусть в каждом доме много будет хлеба,
И чтобы нас не путал больше бес.
Восстановить в России надо храмы,
Чтоб возродить святую прежде Русь,
И раны нашей пережитой драмы,
Все зарастут травой и былью пусть.
- Так что автор стихотворения просит восстановить? (Храмы)
Актуализация знаний.
(на доске тема урока «Православный храм»)
- Ребята. а давайте вспомним, что нам уже известно о храме?(Фронтальный опрос )
Что такое храм?
Как называли тех, кто строил храм?
Как назывался первый храм?
Каким он был?
Из чего строят храмы в наше время?
Важен ли цвет стен храма? /Презентация/
7. Что можете сказать о куполах? Об их количестве? /Презентация/
3. Постановка проблемы
- Ребята, как выдумаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке, что узнать? Определите цель нашего урока. Что хотели бы ещё узнать о храме? (ответы детей)
- Обо всем этом мы сегодня и поговорим.
Изучение нового
1) О внешнем виде людей, посещающих храм.
- Представьте, что мы сегодня идем в гости. Когда вы ходите в гости – вы готовитесь: одеваете красивые праздничные одежды и причёсываетесь, ведь так принято. Посещая храм , надо знать определенные правила. Давайте поиграем в игру «Нельзя – можно» / Учитель озвучивает фразу, а учащиеся соотносят её к категории «МОЖНО» или «НЕЛЬЗЯ», объясняя свой выбор. На доску крепить только то, что можно делать в храме./
? жевать жвачку, бутерброд,
? разговаривать тихо.
? заходить в храм спокойно,
? в храме не бегают.
? в храме разговаривать по сотовому телефону,
? одевают платок,
? ходят в шортах и босиком,
? носят одежду, закрывающую плечи,
? одевают топик и короткую юбку,
? в храме снимают головной убор,
? надевают юбку ниже колен.
- Вы молодцы. А теперь проверим, насколько вы были внимательны. У каждого из вас на парте есть листик с фигурой мальчика или девочки. Пожалуйста, помогите ребятам правильно одеться для посещения храма. Сделать вы это сможете с помощью цветных карандашей. /Взаимопроверка/
2) О внутреннем строении храма /усвоение понятий/
- Вы готовы? Тогда пошли. /Открывается доска, а на ней тот макет храма, который был построен на прошлом уроке./
- Поднявшись по ступенькам, мы останавливаемся на ПАПЕРТИ /учитель крепит картинку возле схемы./
- Посмотрите в словарики и найдите толкование слова «ПАПЕРТЬ»
/Та группа, которая первая нашла толкование слова, выбирает представителя, который крепит слово-табличку к схеме на доске. А все ученики делают запись на своих индивидуальных схемах/
- Двери храмов всегда открыты для прихожан и наш не исключение./Раскрыть дверь и развернуть схему внутреннего строения храма/
- Продолжаем наше путешествие. Но прежде чем зайти в храм, ненужные и злые мысли нужно оставить перед входом.
*ФИЗКУЛЬТМИНУТКА*
Оглянись вокруг себя, зло на сердце не тая,
Крылья – руки распахни и с усердьем разомни.
Чтоб на благо всех трудиться с радостью и не лениться,
К небесам душой тянись, а пред храмом – поклонись.
Переступаем порог и попадаем в ПРИТВОР./картинка возле схемы/
- Что такое «ПРИТВОР»? /Ответ детей и появляется слово-табличка на доске и на
схемах детей/
- Купили свечки и теперь можем двигаться дальше. Мы попадаем в ЧЕТВЕРИК
- среднюю часть храма, которая символизирует собой земной мир. Здесь находятся
все молящиеся люди.
Дальше нам идти нельзя, но можно рассмотреть всё вокруг внимательно.
-В передней части четверика находится перегородка –ИКОНОСТАС
/толкование слова/
- Слева и справа находится КЛИРОС. Что это? /ответы детей/
- Давайте послушаем как поют певчие./ фрагмент «Херувимской песни»/
- За иконостасом расположен АЛТАРЬ /толкование/ -А как туда попасть?
- В алтарь могут входить только священники. Если присмотреться к иконостасу, то можно заметить двери. Это ЦАРСКИЕ ВРАТА./Толкование/
- А что находится в самом алтаре? Хотите заглянуть?
Там ПРЕСТОЛ /толкование/
5. Повторение изученного материала
1) Молодцы. А теперь я хочу проверить ваше внимание и память.
Игра «Пазлы» /работа в группах/
-наклеить правильно части пазла;
-определиться, что изображено;
-подумать, какая группа будет находить место картинки на схеме храма.
2) Повторение правил поведения в храме в стихах. /Каждая группа зачитывает своё правило и определяет цифрой, где в храме оно может выполняться./
2 Пежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.

5 Я скажу вам от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
3 Каждый прихожанин знает –
В храме свечку нужно ставить.
Но об этом думать нужно
Прежде, чем начнётся служба.

4 Стой спокойно, не болтай,
На святой взирай алтарь,
Где Дух Божий обитает,
Благодатью нас питает.
1 Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
6.Подведение итогов
Молодцы, хорошо поработали. Сегодня наш поход в храм завершён. Мы уходим из храма до следующего урока/двери закрыть/, на котором познакомимся с православными таинствами.
7.Рефлексия
-А теперь я предлагаю обратить внимание на «Радуга успеха». Подумайте хорошо и решите , каким будет ваш цвет:
- мне было интересно ( красный)
- я всё понял ( жёлтый)
- мне было трудно (синий)
/дети «раскрашивают» радугу своими жетонами/
8. Оценивание детей /вербальное/
9. Домашнее задание
- рассказать родителям о том, что нового узнали и запомнили на уроке;
- подготовить памятку основных правил поведения в храме.
УРОК ЗАКОНЧЕН.
Словарик урока
*ПАПЕРТЬ – широкое открытое крыльцо перед входом в храм.
*ПРИТВОР – место, где в прежние времена стояли некрещёные люди.
А сейчас- место, где можно купить свечу, иконку, крестик.
*ИКОНОСТАС – перегородка, на которой размещены ряды икон.
*АЛТАРЬ – пространство за иконостасом, место пребывания
господа Иисуса Христа, символизирует собой Царство
Небесное.
*ЦАРСКИЕ ВРАТА - главные двери, через которые священники входят в
алтарь.
*КЛИРОС - специальное отдельное место для певцов (певчих)
*ПРЕСТОЛ- это четырехсторонний стол, стоящий посредине алтаря и
служащий местом совершения евхаристии(таинства).