Конспект урока Какими средствами воздействует искусство


9 класс
Дата________________
Тема урока: Какими средствами воздействует искусство
Цели урока: познакомить учащихся с разнообразием средств, которые воздействуют на человека, раскрыть содержательную смысловую основу каждого из них; развивать внимательность; воспитывать интерес к предмету
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, учебник, рабочая тетрадь, альбом, цветная бумага, клей, ножницыХод урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Желаю всем успешной, радостной работы
II. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы с вами познакомились с таким понятие как композиция.
Давайте вспомним, что такое композиция, какие виды композиции вы знаете (Пересказ учащихся стр. 108-111)
III. Сообщение темы и цели урока
IV. Изучение нового материала
Рассказ с элементами беседы
Еще одно средство художественной выразительности, универсальное для всех искусств – форма.
Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа.
В изобразительном искусстве форма – это контур, наружный вид предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, амебе.
Каждая форма имеет свой характер. Квадрат – устойчивая форма, выражает утверждающие образы. Треугольник – активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма, несет в себе возможность движения, может быть агрессивной. Круг – яркое выражение идеи природы – Земли, Солнца, Мироздания. Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией.
Рассмотрите современную скульптуру. Что подчеркивает стилизация форм? (ответы учащихся) Стилизация обостряет характер образа.
Рассмотрите персонажей мультфильмов. Что подчеркивает стилизация, трансформация форм животных? (ответы учащихся)
Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованы или трансформированы. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются.
Линия тоже имеет форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.
Для  усиления  художественного  образа  формы могут  быть  стилизованными  или  рансформированными.  В  них  подчеркиваются  или  изменяются характерные  черты  предмета, а  ненужные  детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются  в  плакатной  и  книжной  графике  и  в мультипликации,  а  также  в  современной  скульптуре.
В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала,  а  также жанровые обозначения, которые  авторы  дают  своим  произведениям,  например: песня,  романс,  баллада, прелюдия и  др. Формы-композиции  в  музыке  основаны  на  известных  вам принципах —  повтор  и  контраст.  Различают  двухчастные  и  трехчастные  музыкальные  формы,  вариации,  рондо,  сонатная  форма  и  др.
Масштабность  замысла  музыкального  произведения  определяет  его  форму-композицию.  Для песенных  жанров  характерны  простые  формы  (куплетные,  куплетно-вариационные);  произведения  танцевальных  жанров  нередко  написаны  в  трехчастной форме.  А  драматургия  таких  жанров,  как  симфония, концерт,  опера,  балет,  требует  более  развернутых форм,  построенных  на  сопоставлении  и  противопоставлении  контрастных  образов. Ритм – универсальное выразительное средство для всех искусств. Слово «ритм» означает «мерность».
Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, укачивания ребенка, речи, этапов работы. Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс, пение птиц, движение морских волн и т.п.
С помощью ритма можно выразить состояния покоя, величия, стабильности и суетливости, испуга.
В европейской культуре в Средние века вытянутые по вертикали пропорции соборов создавали образы, созвучные устремленной к небу в эмоциональном порыве душе человека.
В древнерусском искусстве выразительные пропорции архитектурных построек несли в себе образы, соединяющие человека с природой.
Анализ иллюстраций И. Билибина к русским народным сказкам и картины
А. Денеки «На катке».
-Посмотрите фрагменты  орнаментов  из  иллюстраций И. Билибина  к  русским  народным  сказ кам,  репродукцию  картины  «На  катке»  А. Дейнеки.  Какой  эффект  создает  ритмическая  организация  орнамента  и  композиции  картины?  
- Послушайте фрагменты  музыкальных  произведений. Определите,  какую  роль  играет  ритмическая  организация  в  музыке  разных  эпох.
Фактура  от  лат.  factura —  обработка,  строение. 
В  изобразительном  искусстве  фактура  —  это  характер  обработки  поверхности изделия  декоративно-прикладного  искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи  особенностей  реальных  предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами.  Это    и  совокупность  технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных  слоев,  удары  резца,  полировка.
В  музыке  под  фактурой  понимают  характер,  совокупность  средств  музыкального  изложения,  склад,  тип  взаимоотношений различных  голосов  музыкальной  ткани:  гармоническая  (аккордовая),  в  которой  голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая,  в  которой  каждый  голос  самостоятелен; гомофонно-гармоническая. -Рассмотрите изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации  вызывают  у  вас  пропорции  этих  архитектурных  сооружений?
- Послушайте  звучание  разных  колоколов  и  сопоставьте  их  ритмические формулы.  Как  изменение  ритма  влияет  на  эмоциональный  строй  колокольных  звонов?
V. Закрепление пройденного материала
Азбука искусства.
1. Какие из геометрических фигур более устойчивы, статичны, а какие — неустойчивы, динамичны?
(квадрат, прямоугольник — треугольник, круг)
2. Какие линии более статичны, какие — динамичны?
(прямые, горизонтальные — ломаные или волнистые, наклонные, диагональные)
3. Какие цвета более статичны, какие — динамичны?
(светлые, холодные — темные, теплые)
VI. Практическая работа
Создание двух изобразительных абстрактных композиций, динамическую и статическую (в технике аппликации). Аргументируйте особенности реализации своего замысла.
VII. Итог урока. Рефлексия
-Что запомнилось?
-Что понравилось?
Спасибо за урок! Вы - молодцы! ( оценивает работы)
VIII. Домашнее задание
Стр.112-115. Вспомнить виды храмовых построек.