Конспект урока Использование пятновой графики и силуэт в анималистическом жанре. «Чёрный кот»


Урок изобразительного искусства
Тема: "Использование пятновой графики и силуэт в анималистическом жанре. «Чёрный кот»"
Цель урока:
1.Нравственное и эстетическое воспитание учащихся по средствам изучения искусства силуэтной графики, получение знаний практических умений и навыков по выполнению изображений в анималистическом жанре, «чёрного кота».
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование знаний о силуэтной графики;- формирование умений и навыков выполнения изображения в анималистическом жанре, «чёрного кота».
Развивающие:
-развитие творческого воображения в технике работы силуэтной графики;
-развитие внимания, мышления, памяти;
-развитие познавательной и творческой активности;
-развитие интереса к искусству силуэта;
- развитие мелкой моторики и точности движения рук.
-развитие аккуратности и графических навыков.
Воспитательные:
-воспитание интереса к силуэтной графики;
-воспитание эстетического вкуса к искусству силуэтной графики.
Оборудование:
Для учителя: наглядные пособия, доска, мел, конспект урока
Для учащихся: карандаши, ластик, черная и белая гуашь, кисть, вода, цветной картон формата А4.
План:
Орг. Момент (2мин)
Объяснение темы (10)
Практическая часть (25мин)
Подведение итогов (3мин)
Оформление доски:
2. 1. 2.
1.Пед.рисунок, 2.Наглядные пособия.
Ход урока
I.Орг. момент
Приветствие. Проверка рабочих мест.
II.Объяснение темы
Ребята, сегодня мы будем рисовать домашнего животного. А какого именно, вы мне сами скажите, отгадав загадку:
Ночью он совсем не спит,Дом от мышек сторожит,Молоко из миски пьет,Ну конечно это – …
(Ответ: Кот)Это животное на Русь привезли мореходы, и удача странного пушистого зверя был легко ошеломительным! В ходу немедленно возникла пословица "Без кошек нет избы", а безопасность и жизнь животных было принято решение защитить на уровне законодательства. Для таких целей придумали правило, который, в том числе, предусматривал представительный штраф за кражу кошки. Странно, однако его сумма была даже более, чем размер штрафа, положенного за кражу коровы или угон вола.
С этими домашними животными были связаны много разных примет на Руси. Какие вы знаете приметы, связанные с кошками?
Славяне в старые времена верили, что трехцветная кошка всенепременно принесет радость собственным хозяевам, а семицветный кот и совсем будет гарантией благополучия.
В то же время зародилась и примета, касающаяся темных котов, которых считали приносящими неудачи, впрочем, в то же время, славяне верили и в то, что если завести темного кота в доме, он принесет неудачу в первую очередь ворам, которые решатся на этот дом посягнуть, а заодно убережет и от грозы.
Также, кошек считали предсказателями погоды или любых событий в семье: к примеру, славяне верили, что если кошка не дает проходу хозяйке, это принесет последней обновку.
Разведением кошек славяне начали по большей части в 7 столетии. При этом эта работа проводилась при поддержке церкви, которая охраняла таких животных и разрешала их селить при монастырях и церквях, и в сельских избах и даже в царских палатах. Тогда же возникла примета запускать кошку первой в новый дом - "на радость", а животным, как и в Древнем Египте, отвели роль хранителей домашнего очага.
На уроке мы с вами будем рисовать черного кота, а точнее только его силуэт.
Ребята, а вы знаете что такое силуэт?
Силуэт – это одноцветное контурное изображение человека, предмета на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное. (или Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предмето). Силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне.
Эти работы выполняют художники-графики. Они очень любят черный цвет, потому что он - главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней.
Историческая справка:
Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени.
У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.Такие изображения и стали называться “силуэтами”. Было это почти 200 лет назад.Много разных книг иллюстрированы силуэтными изображениями (показываю иллюстрированные страницы).Показываю силуэты животных и спрашиваю название животных, которые на них изображены.
Можно изобразить кота на заборе, на крыше, на лавочке, на поляне или в других местах. Фон можно сделать цветным, но только одного цвета. Важно помнить что бы силуэт кота был отличен от фона. То есть контраст между силуэтом кота и неба должен отличатся.
Что такое контраст, кто может сказать? ( лат. contrarius — лежащий напротив, противоположный) — степень различия между областями изображения, например белый мел на черной доске сильно выделяется (показываю)показываю несколько примеров с помощью контрастных предметов в классе.
Не делайте маленький силуэт кота. Но и слишком большой тоже будет не правильно.
С чего начинаем работу. Определяем композицию, вертикально возьмем лист или горизонтально.
После того как мы определились с замыслом и выбрали цвет неба, наносим рисунок, нам важны только контуры.
Мелкие детали не нужно прорисовывать. Аккуратно работайте карандашом, если вы сильно будете давить, то когда придется стирать лишние линии вы повредите цветную поверхность листа. На одной линии предметы не должны располагаться как по линейке.
Итак, мы придумали изображение, определили композицию, нанесли рисунок карандашом. Теперь берём черную гуашь ( у кого темный фон, берет белую гуашь) и начинаем закрывать нашу единую плоскость с силуэтом равномерно и одинаково.
Нам осталось добавить какие то элементы. Например можно луну сделать белой, если ночь, при общем черном силуэте. Добавить аккуратными маленькими мазочками или точками звезды. Если день, то можно добавить стаю птиц черной гуашью. Глаза нарисовать и усы тоненькой кисточкой, соответственно белой краской на черном силуэте. Работать гуашью нужно аккуратно, силуэт должен быть с четкими контурами, а не расплываться.
Дети приступают к работе.
Перед тем как приступить к выполнению в тоне (цвете) сначала покажите предварительный рисунок мне.
Анализ работ детей, показ детских работ (Выставка детских работ).
Творческие работы учащихся 7- «А» класса