Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий


Технологическая карта изучения темы.
Предмет ИЗО 20.09.2013
Класс 6
Тип урока Урок формирования первоначальных предметных навыков овладения предметными умениями
Тема "Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий"
Цель Образовательная.
Отследить выразительные свойства линии, виды и характер линии.
Показать условность и образность линейного изображения, роль ритма в создании художественного образа.
Сформировать навыки передачи настроения в рисунке с помощью цвета и линий.
Развивающая.
Развить эмоциональное восприятие природы через характер линий, показать разнообразие линий в природе.
Развивать исследовательские навыки учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная.
Воспитать у учащихся умение видеть красоту природы, любовь к родной природе.
Основные термины и понятия
Планируемый результат.
Предметные умения:
Личностные УУД: Смыслообразование,
Ценностное отношение к историческому прошлому
Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности
Регулятивные УУД:
Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка
Познавательные УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий
Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем
Выдвижение гипотез
Извлечение необходимой информации
Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,
Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации
Книгопечатная продукция: учебник Н. А. Горяева О.В. Островская Изобразительное искусство, Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.
ТСО
(технические средства обучения): компьютер, проектор, презентация
Организация пространства.
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Индивидуальная
Самостоятельная
Просмотр- анализ работ
ТСО:
компьютер, проектор, презентация
Технология изучения.

Этапы урока Формируемые умения Цели этапа Деятельность учителя Деятельность обучающегося
1.Организационный
(этап мотивации). Метапредметные УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
обобщения на тему урока
Познавательные УУД:
- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,
моделирование изучаемого материала;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Подготовка учащихся к работе на уроке:
выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований 1.Добрый день ребята!
Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место. 2. Актуализация опорных знаний и умений. Метапредметные УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
-обсуждать задание
-выражать в творческой работе своё отношение к
- находить в иллюстрациях и таблицах презентации ответы на заданные вопросы
Активизация мыслительных операций(ана-лиз,обобщение,классификация и т.д.) и познавательных процессов(внимание, память).
О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов, рассказов, слушая музыку, всматриваясь в живописные произведения.
- Послушайте отрывки из музыкальных и стихотворных произведений, прислушайтесь к их ритмам.
Звучит отрывок из произведения Чайковского “Времена года”
А.С.Пушкин очень любил осеннюю пору. Он писал:
… Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась.Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.
- Сравните, как перекликаются между собой ритмы музыки и стихотворения. (Звуки переливаются, текут быстрее или медленнее, стихи созвучны музыке)
Показ слайдов.
- Вспомните, что такое ритм, его значение в изобразительном искусстве.
- Какие еще средства художественной выразительности вы знаете (ритм пятен, цвета).
- Представьте, что вы находитесь в осеннем лесу.
- Что мы видим, что слышим, что представляем в лесу?
Отвечают, высказывают свое мнение.
3.Постановка учебной проблемы. Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,
моделированию изучаемого материала;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Метапредметные УУД
регулятивные:
- отличать различные виды объектов выполняемого задания;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
предметные:
- правильно владеть художественными терминами;
- сравнивать образцы;
-находить общее и разное;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.
Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися
Постановка цели и задач занятия.
Привлечение внимания к красоте родной природы. Выявление ритмов музыки и стихотворений.
Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.
Дети, под руководством учителя, анализирует задания, определяют их сложность, выделяют каждый уровень сложности карандашом определенного цвета.
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- определять правила работы по художественно- дидактической таблице;
- сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, декор, цветовое решение);
-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .
Личностные УУД
Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать здание;
-создание творческого и реалистичного объекта. Задания;
- уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач - Давайте почитаем любимые стихи об осенней поре.
Думают, высказывают мнения, обсуждают.
Формулируют тему, ставят цель.
5.Открытие нового знания познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
- ориентироваться в учебнике и тетради;
-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
-владеть опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;
-анализировать свою творческую деятельность;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений
, их коррекция. Рассказ учителя о ритме линий и цвета.
Каждый по-своему представляет себе то или иное явление природы. Вот и осень, в зависимости от настроения и погожих дней, всем кажется разной. В солнечные осенние дни “бабьего лета” человек часто думает о природе, с грустью вспоминая уходящее лето, одновременно, радуется последним теплым денечкам. В дождливые дни печалится в ожидании скорой зимы.
Дождевые капли, течение речки - быстрое или плавное движение воды, движение на ветру травы или веток деревьев передается ритмом линий: длинных или коротких, создавая тревожное или радостное настроение, пасмурную или солнечную погоду. Согласование ритма линий и цвета создает настроение. Ритмы могут быть быстрыми и плавными, спокойными и тревожными.
Звучит “Сентиментальный вальс” Чайковского. Под музыку учитель демонстрирует свои зарисовки по теме.
Иллюстрированное объяснение учителя: характер линий.
Итак, вы знаете, что деревья бывают могучими и сильными, а бывают нежными и ласковыми. У деревьев тоже может быть характер. Деревья, в зависимости от породы, климата и места, где они растут, бывают разными. Наблюдая за этим Рисуя деревья, художники используют свои специфические средства - разные линии, штрихи – тонкие и толстые, извилистые и прямые (учитель рисует на доске мелом деревья различных пород, применяя при этом разные линии, можно комментировать рисунок стихами и музыкой).

Делают зарисовки, слушают, смотрят, обсуждают.
6. Первичная проверка понимания регулятивные:
- определять и формулировать деятельность на уроке;
- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;
-проводить анализ творческой деятельности ;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений
, их коррекция. Исследовательское задание. Выявление художественных средств в поэзии и изобразительном искусстве.
Вы знаете, что у человека бывает злой и добрый характер, нежный и жесткий. Слушая стихотворение Роберта Рождественского (под чтение стихотворения идет показ слайдов с фотографиями различных деревьев и произведения художников), определите:
имеют ли свой характер разные деревья
какими художественными средствами изображает это поэт.
В земном пути, меняющем кочевья,Жилища, встречи, лица и края,Беседу с вами я веду, деревья.Ни в чём не изменившие друзья.И как мне было с вами не сродниться,Приветившими Родину мою,Когда живые образы и лицаЯ в ваших очертаньях узнаю!Вот старый дуб – листва из звонкой меди.Могучий стан в извилинах коры.Он весь гудит, рокочет о победе,Как некогда на струнах гусляры.Вот сосны, прямоствольны и упруги,Колючие – ветрам не разорвать,Стоят в своей чешуйчатой кольчуге, Спокойные, как Игорева рать.И ёлки неподвижны и суровы,Роняя низко рукава ветвей,Ждут, пригорюнясь, матери и вдовы,Молчальницы в платочках до бровей.А рядом боязливая осина,И вовсе простодушная ольхаГлядит поверх кустов, как из-за тына,На тропку, что тениста и глуха.Но всех милей мне девушка берёза,Пришедшая из сказок и былин,Снегурочка, любимица мороза,Алёнушка пригорков и равнин.Ей любы наши зори, сенокосы,Ромашки в росах, звонкие стрижи,Зелёные она качает косыНад волнами бегущей с ветром ржи.
- А как вы считаете, бывает ли характер у веток? Рассмотрите ветки, сравните. (Ветки дуба – толстые, корявые, березы – тонкие, гибкие, нежные, боярышника – колючие, жесткие, ивы – гибкие, плавные, длинные и т.д.)
7.Применение новых знаний. регулятивные:
- определять и форму-лировать цель дея-тельность на уроке;
- определять последовательность своих действий на уроке;
предметные:
- владение карандашом, фломастерами, гелевыми ручками.
-первичные умения видеть конструкцию.
- проводить правильно вертикальные , горизонтальные, наклонные линии;
Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- проводить анализ своей творческой деятельности;
-проводить сравнение объясняя его критерии;
- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;
коммуникативные:
-
слушать и понимать речь других;
- умение развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.
Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. Практическая работа (подготовительный этап).
Подготовьте подмалевку осеннего неба и земли, используя акварель или гуашь. Сделайте изображение колышущейся на ветру травы, льющегося дождя, протекающей речки.
Педагог делит класс на две части: одна часть рисует осень пасмурную, дождливую, а друга часть - солнечную и сухую, в зависимости от приготовленных подмалевок.
Задание. Сравните ритмичное расположение линий на листе. (Плавные линии – дуновение ветерка, движение воды, прерывистые линии – ураган, стихия, тревожное настроение).
Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях
8.Рефлексия учебной деятельности Личностные УУД
- установление связи между целью деятельности и её результатом;
- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;
- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;
Метапредметные УУД
регулятивные :
- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);
коммуникативные:
-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. Закрепление навыков учащихся видеть созвучие музыки, стихов и изображения.
- Слушая музыку и стихи, вообразите картины описываемой природы. - Какими художественными средствами композиторы показывают характер деревьев в осеннем лесу.
- Покажите созвучие музыки, стихов и картин природы.
Звучит один из ноктюрнов Шопена
В.Орлов:
Доброе дерево, старые ветви!В листьях запутались шумные ветры.Сколько птенцов под густою листвоюТы укрывало от стужи и зноя!..
Звучит один из ноктюрнов Шопена.
Ф.Тютчев:
Что ты клонишь над водамиИва, макушку свою?И дрожащими листами,Словно жадными устами,Ловишь беглую струю?..
Продолжение выполнения практической работы.
Продолжаем работу на этих же рисунках. Используя приобретенные навыки и полученные знания о ритмах и характере линий, добавьте графическое изображение деревьев и кустов с использованием пастели и цветных карандашей.
В конце урока выставка результатов с обсуждением работ.