Устная речь Тема: Сезонные изменения в природе: Февраль — последний месяц зимы. (Экскурсия)


Устная речь
Тема: Сезонные изменения в природе: Февраль - последний месяц зимы. (Экскурсия)
Цель: Учить детей наблюдать за изменениями в природе зимой.
Задачи:
1. Систематизировать знания и наблюдения учащихся за природой.
2. Коррекция устной речи на основе составления рассказов.
3. Воспитание мотивации к учению.
Оборудование: лопатка, книга « Лесные загадки Зимушки-зимы».
Ход экскурсии.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сейчас наш урок будет проведён в нашем школьном парке. Во время экскурсии нам нужно пронаблюдать за изменениями в природе зимой. Чтобы экскурсия прошла интересно, нужно внимательно слушать учителя, всё примечать, наблюдать за тем, что происходит вокруг.
II. Выход на территорию парка школы.
а) Первая загадка Зимушки-зимы.Учитель: Ребята, давайте отгадаем загадки Зимушки-зимы и определим самые главные ее приметы.
Учитель: Скатерть бела весь свет одела.
Ученик: Это снег .
Учитель: Что за звездочки сквозные на пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке?
Ученик: Это снежинки.
Учитель: Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Ученик: Это лед.
Учитель: А сейчас я прочитаю стихотворение С. Державина о снеге:
Снег летает и сверкаетВ золотом сиянье дня.Словно пухом устилаетВсе долины и поля...
Все в природе замираетИ поля, и темный лес.Снег летает и сверкает,Тихо падая с небес.
Учитель: Рассмотрите снежинку. Правда, она очень красивая? Звездочка, прилетевшая с неба. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится воздух. 
Учитель:  А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Ученик: Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучи. Учитель:  Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, и ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Это наст.
Учитель: Давайте раскопаем большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и тогда мы узнаем по чередованию плотных и рыхлых слоев, как часто зимой были снегопады и оттепели.
 (Дети вместе с учителем рассматривают вертикальный срез снега).Учитель: Снег может рассказать и о зимней жизни лесных обитателей, только надо научиться читать эту „белую книгу“...Учитель: Давайте в парке найдём отпечаток лапы сороки, серой вороны, следы прыжка белки.
Учитель: Давайте с вами тихо полюбуемся красотой зимнего леса и подумаем, каким должно быть настроение человека, любующегося красотой родной природы. От какого слова происходит слово «любоваться»? Любуются тем, что нравится, что любят... Если вы научитесь видеть красоту родной природы, любоваться ею, она щедро наградит вас своими волшебными силами, поднимет настроение, укрепит здоровье».
б) Вторая загадка Зимушки-зимы.
Учитель: Покрытое белым пушистым ковром, зеленое царство спит. Что это?
Ученик: Деревья.
Учитель: Какие уже знакомые нам деревья играют с нами в прятки? Вспомните, осенью на экскурсии мы собирали листья и по ним определяли, какое дерево перед нами. Сейчас листьев нет, и определять, какое же перед нами дерево, придется по цвету коры, силуэту, почкам. Учитель: Вот перед нами дерево с белой корой. Какое это дерево?
Ученик: Береза.
Учитель: Правильно, других деревьев с белой корой нет. Как называется кора березы?
Ученик: Береста. Учитель: Теперь подойдем к дереву с черной корой. Такая черная, вся в глубоких трещинах кора у липы и дуба. Как их отличить зимой? У дуба ствол мощнее, чем у липы. Но если в лесу липы растут рядом с дубами слишком близко друг от друга, то стволы их очень похожи. Поэтому отличают их не по силуэтам, а по тому, что сохранилось с осени на этих деревьях.
Учитель: А теперь посмотрим вверх. На каком дереве сохранились сморщенные бурые листья?
Ученик: На дубе.
Учитель: А на каком дереве листьев нет, но есть малюсенькие плодики с крылышком?
Ученик: На липе.
III. Физкультминутка.
Учитель: А теперь, чтобы немножко погреться, сделаем несколько упражнений, попрыгаем и побегаем. Игра «Найди дерево?»
в) Третья загадка Зимушки-зимы.
Учитель: Ребята, а теперь подойдем к хвойным деревьям и подышим их запахом. Это очень полезно. Какие хвойные деревья вы знаете? Как отличить ель от сосны?
Ученик: Я знаю ель, пихту, кедр, сосну.
Учитель: А это что за дерево? Хвои нет, а весь снег вокруг него усеян маленькими шишечками.
Ученик: Это лиственница.
Учитель: Правильно, это лиственница. Осенью мы видели, как ее хвоя желтеет и опадает.
г) Четвертая загадка Зимушки-зимы.Учитель: А все ли растения спят под белым снежным одеялом? Давайте-ка аккуратно раскопаем лопаткой снег и посмотрим. Оказывается, под снегом есть зеленые растения: земляника, осока, живучка ползучая, пастушья сумка. И это далеко не полный список травянистых растений , которые зимуют под снегом зелеными. К группе морозоустойчивых растений относится и озимая рожь, которую сеют под зиму.
Учитель: Под снежным покровом продолжается и жизнь некоторых животных. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.
Учитель: Сейчас как раз самое время послушать звуки зимнего леса... Прислушаемся, а так ли тихо в лесу? Все ли спят? Можно идти долго и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неясные писки, и вдруг вырвется громкое „хеее“ — это синица-гаичка, непременный участник смешанных синичьих стай. Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Ребята, если мы будем подкармливать их зимой, мы спасем им жизнь. Развесьте кормушки, которые вы сделали дома, и насыпьте в них корм для птиц.
д) Прощание с зимним лесом.
Учитель: Поблагодарим лес за ту красоту и радость, которыми он щедро поделился с нами. Какое у вас сейчас настроение? Какой отметкой вы оценили бы его? Это отметка, которую поставил нам очень мудрый учитель — окружающая нас родная природа за урок любви к своей Родине. Не забывайте, что настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!
V. Итог. Оценки.