Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по обществознанию для 9 класса

02-03

Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР директор школы
_____________/М.В. Майорова _____________/Т.И. Догина




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАУМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА




Рабочая программа
индивидуально-групповых занятий
по обществознанию для 9 класса




Учитель: Романова А.В.



2016-2017 учебный год

Пояснительная записка
Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. Занятия по подготовке к  ГИА по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ГИА.
Программа занятий состоит  из трёх разделов: 
1.Особенности ГИА по обществознанию.
2.Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
3.Тестовый практикум.
Практические работы  в рамках курса включают следующие формы: 
Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
4. Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Знать и понимать 
Биосоциальную сущность человека 
Основные этапы и факторы социализации личности 
Место и роль человека в системе общественных отношений 
Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы 
Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов 
Основные социальные институты и процессы 
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования 
Особенности социально-гуманитарного познания
Уметь 
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы 
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями 
Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) 
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук 
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы 
Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности 
Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам 
Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу 
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретённые знания и умения для :
Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации 
Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации 
Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции 
Предвидения возможных последствий определённых социальных действий 
Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования 
Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации: 1 год. 
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий:  групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. 
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы  и методы обучения: технология социального развития,  лекции, практические занятия,  дискуссии, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
К окончанию года обучения обучающиеся должны:
Знать:
 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;
 - характерные признаки основных сфер жизни общества;
 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
 - характерные черты социального объекта, элементы его описания;
Уметь:
 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  
 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; 
 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; 
 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
 - формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание»  у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
 - определять основания и способы своих и чужих действий;
 - определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
 - выдвигать гипотезы;
Текстовые:
 - уметь освещать материал логически, последовательно;
 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
 - определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
 - проявлять толерантность;

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ


ТЕМА
Количество часов
ВСЕГО



теория
практика


1
Входной контроль

2
2
4

2
Раздел 1. Общество и человек

3
3+ 1 (П/к)
7

3
Раздел 2. Человек, личность

1
3
4

4
Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2
3
5

5
Раздел 4. Социальные отношения

2
3
5

6
Раздел 5. Политика

1
3
4

7
Раздел 6. Право

1
1
2

8
Раздел 7. Культура

1
1
4

9
Итоговое занятие

-
1(И/к)
1

10
итого
13
21
34


Содержание программы курса


Тема
Теория
Практика

1.
Введение



Введение. Обществознание  как знание и как наука.
 Различные виды источников.  
Способы описания и объяснения
обществознания
Требования к уровню подготовки 
выпускников основной школы, 
определённые в государственном
 образовательном стандарте по
 обществознанию
Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу , практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.  Приёмы работы с различными документами.
 « Понятие источник по обществознанию».
 Памятка для работы с источниками. 
Способы работы с источниками.


2-3
Раздел 1. Общество и человек
Раздел 2. Человек, личность

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек

4.
Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. 
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. 
Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами

практикум: Экономика 
(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений 
  

5
Раздел 4. Социальные отношения

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.  
практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения
(задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения

6
Раздел 5. Политика

Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,
политические режимы.
 выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление
практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика
(задание на обращение к социальным реалиям) Политика

7
Раздел 6. Право

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка.
гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы – 
Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений 
Работа с нормативными документами – 
задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений.

8
Раздел 7. Культура

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.
наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы 


9
Итоговое занятие

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений  - тестовый контроль и решение ситуативных задач 


















Календарно - тематическое планирование



Тема занятия.
Кол. часов
Дата
Примечание

1
Входной контроль. Ознакомиться с документацией по подготовке к ОГЭ ( ГИА) по обществознанию 2016 года.
1



2
Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА
1



3
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию.
1



4
Основные подходы к выполнению заданий первой части,  содержательная линия «Общество»
1



5
Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы
1



6
Типы обществ ( традиционное, индустриальное, постиндустриальное
1



7
Глобальные проблемы человечества
1



8
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 1
1



9
Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 1
1



10
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 2
1



11
Промежуточный контроль
1



12
Деятельность человека, её основные виды 
1



13
Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть 1
1



14
Решение заданий по теме «Человек» часть 2
1



15
Тестирование по теме «Человек»
1



16
Экономика, её роль в жизни общества
1



17
Рыночная экономика
1



18
Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть 1
1



19
Решение заданий части 2 по теме «Экономика»
1



20
Тестирование по теме «Экономика»
1



21
Социальная структура. Социальные отношения 
1



22
Семья   Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака
1



23
Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть 1
1



24
Решение заданий части 1 по теме «Социальная сфера»
1



25
Тестирование по теме «Социальная сфера»
1



26
Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления.
1



27
Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть 1Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть 1
1



28
Решение заданий части 2 по теме «Политика»
1



29
Тестирование по теме «Политика»
1



30
Понятие «право». Нормы права. Отрасли права 
1



31
Тестирование по теме «Право»
1



32
Понятие «культура» Духовная жизнь общества»
1



33
Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть 1, 2
1



34
Итоговый контроль. 
1




















УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
1.Баранов П.А. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 кл. М.: АСТ: Астрель, 2016 г.
2.Кравченко А.И. Обществознание. Учебник, 8  класс М. «Русское слово», 2010 г.
3.Кравченко А.И. Обществознание. Учебник, 9 класс М. «Русское слово», 2012 г.
4.Обществознание. Справочник школьника. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004 г.


15