Компетентностный подход инновации и традиции — «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.


Блинохватов Михаил Андреевич
Преподаватель высшей категории ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум им. атамана М.И. Платова»
ст. Григорополисская.
Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.
Время стремительно движется вперед и вместе с ним очень быстро изменяются запросы общества. Еще недавно не было отбою от вчерашних выпускников в приемных комиссиях многочисленных новообразованных вузов на юридические и экономические факультеты. По прошествии четырёх-пяти лет, с дипломом в руках, большинство из них оказывались совершенно невостребованными на рынке труды. Причин тому много: и переизбыток специалистов, и недостаточный уровень квалификации, и отсутствие опыта, который просто негде брать. В результате общество сталкивается со следующей проблемой. В условиях возрождения экономики, многие отрасли которой были воссозданы заново в период борьбы с санкциями, работодатели подчас сталкиваются с острой нехваткой рабочих рук. При этом на рынке труда присутствует большое количество молодежи, которая нуждается в трудоустройстве, что создает взрывоопасную ситуацию, предоставляя благоприятную среду для роста экстремистских настроений, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Выход из сложившейся ситуации очевиден, и по нему, судя по многим признакам, уже двинулось наше общество в целом и система образования в частности. Повсеместно звучат слова о необходимости подъема престижа рабочих профессий. Одним из важнейших механизмов, служащим этой цели является международное движение «World Skills», которое позволяет вывести на новый уровень систему подготовки специалистов. Активное включение в него России поддержано на самом высоком уровне. Так президент РФ В.В. Путин отмечал, что к включению в это движение страны «мы относимся очень внимательно» и кто бы ни возглавлял Россию в 2019 году, World Skills в Казани пройдет на высоком уровне
Премьер-министр Д.А. Медведев подчеркнул, что «World Skills» имеет большое значение для дальнейшего развития экономики, прежде всего – высокотехнологичных отраслей промышленности.
Так что же это за движение, присоединение к которому так важно для нашей страны? Как свидетельствует официальный сайт «World Skills», оно было основано в 1946 году и в настоящее время объединяет 75 стран, являясь международной площадкой для профессионального роста и совершенствования рабочих навыков. Главной целью создатели провозглашают повышение престижа рабочих профессий, чему способствует значительный премиальный фонд. Основными задачами организации являются следующие: - построение карьеры; - популяризация профессии; - образование и профессиональная подготовки; - международное сотрудничество; - исследования в областях, связанных с профессиональными навыками.
Конечно же, вызывает удивление бурный интерес, проявляемый на всех уровнях к данному чемпионату. Складывается такое ощущение, как будто раньше в системе СПО соревнований подобного рода никогда не было. Между тем, имеются многолетние традиции проведения Олимпиад профессионального мастерства по профессиям и специальностям СПО, которые охватывают практически все регионы РФ. Так, В 2012 году участниками Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по профессиям СПО стали представители 65 субъектов Российской Федерации, что составляет 78,3 % от общего количества. В 2013 году численный состав участников остался прежним (65 субъектов РФ или 78,3 % от общего количества субъектов РФ).
Как отмечали эксперты, основной задачей олимпиад является проверка соответствия уровня подготовки принятым профессиональным стандартам. Большое внимание уделяется теоретическим познаниям студентов, в способности их применять в различных, в том числе измененных условиях. Кроме того, движение призвано стимулировать педагогических работников на поиск новых форм и методов работы; способности студентов к проектированию своей деятельности; стимулирование студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию; повышение интереса к будущей профессиональной деятельности, обмен передовым педагогическим опытом в области СПО.
Еще одно отличие олимпиад от чемпионата – это масштаб мероприятий. Олимпиады завершаются на всероссийском уровне, чемпионат же выходит на международный. Естественно, это положительно влияет на престиж участников, а также способствует как формальному, так и неформальному взаимодействию, обмену опытом, достижению международного признанного стандарта в различных профессиях и специальностях.
В отличие от олимпиад по специальности, «World Skills» в целом ориентирован не столько на теоретические аспекты, сколько на оценку компетенции. При этом большое внимание разработчики уделяют формам и методам оценивания последних. Каждая компетенция (профессия) имеет свой пакет документов: - техническое описание, конкурсное задание, критерии оценки квалификации, требования техники безопасности, инфраструктурный лист (перечень всего необходимого оборудования, инструментов и расходных материалов для соревнования).
Большинство умений и навыков, необходимых для выполнения конкурсных заданий WorldSkills, не предусмотрены ФГОС. Участники работают «на публику», что повышает значимость работы участников, тогда как на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства участники замкнуты в пространстве «мастерской», работают сами на себя. Соревнования чемпионата отличаются большей зрелищностью, каждый этап выступления транслируется на экраны, в рамках чемпионата обязательно проводятся различные мастер-классы и пр.
На соревнованиях WSR оценка конкурсантов осуществляется с трёх позиций: самооценка, экспертная оценка и клиентская оценка. Критерии оценки профессиональных компетенций на состязаниях основываются на строгом соответствии стандартам (на продукцию, услугу, работу, процесс и т.п.).
Для обеспечения максимальной объективности процедура оценивания осуществляется экспертами, подготовка которых является отдельной задачей организации «World Skills» Russia (WSR). Особое внимание уделяется подготовке судейской комиссии, при разработке материалов систематически учитываются запросы и требования работодателей. Так в 2016 году в России впервые прошел первый чемпионат экспертов, в котором приняли участие 650 основных экспертов, а также 186 региональных экспертов, приглашенных национальными с целью обучения, дальнейшей сертификации и развития экспертного сообщества в своих регионах. В системе Всероссийского олимпиадного движения подобный институт отсутствует.
Встречаются высказывания, утверждающие, что задания чемпионата направлены на выявление уровня квалификации, а олимпиады - уровня профессиональной компетентности. По всей видимости, организаторы WSR с подобной трактовкой вряд ли согласились бы. В качестве факта, подтверждающего это, является вручение первых паспортов компетенций (Skills Passport), прошедшее 22 февраля 2017 года на площадке московского коворкинг-центра «Точка кипения». Эти документы торжественно вручили выпускникам колледжей и техникумов, успешно прошедших процедуру демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia.
Так все же, что же проверяется на олимпиадах и чемпионате WorldSkills Russia: квалификация или компетентность? Для ответа на этот непростой вопрос необходимо обратиться к самим терминам и их трактовкам, которая в литературе тоже может различаться. Так в словаре по профориентации и психологической поддержке квалификация определяется как: 1) степень и вид профессиональной обученности (подготовленности) индивида, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы; 2) характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности; 3) степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности.
Обращаясь к понятию «компетенция» или «компетентность», важно подчеркнуть расхождения в их трактовке. Соотношение двух категорий попытался описать А.В. Хуторской. По его мнению, «компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним».
С учетом названных теоретических позиций, можно заключить, что соревнования WSR в большей степени направлены на контроль степени сформированности компетенций у обучающихся. Как подчеркивают организаторы, теоретические знания не подлежат явной проверке, однако без их наличия невозможно выполнение практических заданий на достойном уровне. При этом экспертами оценивается весь комплекс знаний, умений и навыков, служащих формированию определенной компетенции. Именно такой интегративный подход соответствует новому подходу в образовании, что и находит выражение в появлении новой формы итоговой аттестации в стандартах WSR для выпускников колледжей и техникумов.
Однако важно подчеркнуть, что данный подход в условиях современной системы образования и уровня развития российской экономики имеет ряд ограничений. Во-первых, ориентированы стандарты в большей степени на передовые и инновационные сферы, а также сферу услуг. Сельскохозяйственное производство в отечественном варианте ни к одной из названных категорий не относится, однако нуждается в обеспечении высококлассными специалистами международного уровня. Как представляется, выход в данной ситуации может быть найден в компромиссе: критерии оценки выполнения заданий максимально приблизить к требованиям соревнований WorldSkills, увеличив количество критериев. Необходимость усложнения заданий Всероссийской олимпиады профессионального мастерства учтена при актуализации банка конкурсных заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (вид работ (услуг) I.2.1), а также при проектировании состава конкурсных заданий (вид работ (услуг) I.2.3). Уже разработаны, но ещё не утверждены документы по специальности «Ветеринария».
Литература:
Аналитические материалы по результатам комплексного мониторинга результатов регионального и заключительного этапов Всероссийских олимпиад профессионального мастерства, организованных и проведенных по доработанным нормативным и методическим документам в 2014году [Электронный ресурс] http://www.olimpiada-profmast.ru/wp-content/uploads /2014 /10/
Богачева Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. – 134-138 с.
Официальный сайт движения WorldSkills Russia [Электронный ресурс] http://worldskillsrussia.org. http://worldskills.ru/.
Словарь по профориентации и психологической поддержке [Электронный ресурс] http://vocabulary.ru/termin/kvalifikacija.html (дата обращения: 8.03.2017).