Конспект урока по литературному чтению для 3 класса «В.Ю. Драгунский: он живой и светится»

ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ













Конспект урока
по чтению в 3 «Г» классе
Тема. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»













Выполнила: Короткова Марина Владимировна,
студентка 42 группы,
специальность 050709.52 Преподавание в начальных классах









г.о. Самара, 2012-2013 уч. год
Урок чтения в 3 «Г» классе
Тема. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Цели:

Продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского, познакомиться с его рассказом «Он живой и светится»; учить выделять идею произведения; закреплять умения отвечать на вопросы по тексту; продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми.
Развивать речь, мышление, память, внимание, умение анализировать поступки героев, расширять и обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного выразительного чтения.
Воспитывать чувство товарищества, воспитание самостоятельности, честности, порядочности.
Оборудование: портрет Драгунского, выставка книг Драгунского, карточки для словарной работы.

Ход урока.

I. Орг. момент.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Владимировна. Урок чтения буду проводить я. Встали все ровно, настроились на урок и тихо сели.

II. Проверка домашнего задания.

- Дома вы готовились к пересказу рассказа В.П. Астафьева «Капалуха» по вопросам, которые вам даны после этого рассказа.
- Кто хочет ответить?

Какую птицу охотники называют капалухой?
Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?
Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?
Кто из ребят думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?
Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая?
Определите основную мысль рассказа.
Отвечает один ученик.
- Кто хочет дополнить?

III. Изучение нового материала.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского "Он живой и светится"
- А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше?
("Денискины рассказы" «Тайное становится явным», «Девочка на шаре»)
- А кто помнит биографию автора?
- Я вам напомню.
Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972)родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, приехавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже через год его семья вернулась обратно в ГОмель, где и прошло детство Драгунского. На жизнь писатель зарабатывал самостоятельно. Поступил в «Литературно-театральные мастерские» учиться актерскому ремеслу. Он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь. Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.
- Ребята, посмотрите на портрет Драгунского. Как вы думаете, каким человеком он был? Какой у него был характер?
- Драгунский был добрым, веселым человеком, очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствую в нем старшего доброго товарища и друга.
- Сегодня мы познакомимся с его рассказом, который называется «Он живой и светится»

IV. Первичное восприятие.

Чтение рассказа учителем. У уч-ся книги закрыты.
- Ребята, сели ровно. Внимательно слушаем.
Вопросы:
- Ребята, вам понравился рассказ?
- Какой момент рассказа вам показался самым интересным?
- Какую картину вы представили, слушая рассказ?
- Назовите главных героев рассказа? Кто из них вам особенно понравился? Почему?

V. Словарная работа.

- Ребята, в рассказе встречаются такие слова, как:
Брынза, моментально, Гватемала, Барбадос, пристально( слова на карточках вывешиваются на доску ), знакомы ли вам эти слова?
- брынза - сыр из овечьего молока.
- моментально - мгновенно, очень быстро.
- Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
- пристально – смотреть сосредоточенно, неотрывно.

VI. Физ. Минутка.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

VII. Вторичное чтение.

Чтение текста по частям.
- Ребята, откройте учебники на странице 105. Будем читать текст по частям. Один ученик начинает ( до слов «сидеть на песке и скучать»)
- Достаточно. Спасибо.
- Ребята, как чувствовал себя Дениска, зная, что мама опаздывает?
(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)
- Какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть?
(грусть, жалость, сочувствие).
- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное?
("Ожидание мамы").

Продолжает другой ученик ( до слов «тогда увидишь» )
- Достаточно, спасибо.
- Что Мишка увидел интересного у Дениски?
( самосвал )
- На что он хотел его поменять?
( на Гватемалу и 2 Барбадоса или на плавательный круг)
- А почему Дениска не соглашался поменять свой самосвал? Он был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы).
- Ребята, а каким был Мишка?
(Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; эгоистичный - любым путем хотел завладеть игрушкой; любил марки-были марки других стран: Гватемалы и Барбадоса; любил машинки, поэтому был неравнодушен к самосвалу; Мишка был настырным и бестактным; получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Он просто схватил самосвал и побежал домой; он был нечестным: предлагал за новую игрушку поломанный круг.)
- Как озаглавим эту часть?
("Обмен самосвала").

Третий ученик читает ( до слов «забыл про всех на свете» )
- Достаточно, спасибо.
- Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)
- Как вы думаете, обмен был равноценным?
(Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала).
- Найдите и прочитайте в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?
(а я остался со своим светлячком )
- Как озаглавим эту часть?
("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке").

Четвертый ученик читает до конца.
- Хорошо, спасибо.
- Ребята, как вы думаете, почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)
- А мама считала такой обмен равноценным?
(Нет, мама не считала этот обмен равноценным)
- Почему светлячок был лучше, чем самосвал для Дениски?
( он живой и светится)
- Озаглавьте последнюю часть рассказа.
("Лучше любого самосвала на свете")

VIII. Работа над идеей.

- Ребята, как вы думаете, почему Драгунский именно так называет свой рассказ?
(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
- Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).
- А теперь сравним двух героев. Какой Дениска?
(Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный. нежный.)
- А Мишка?
(Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.)
- то есть ребята по характеру совершенно разные. А теперь давайте подумаем: возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем?
(Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки.
Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

IX. Итог урока.

- Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке?
( «Он живой и светится»)
- Кто его автор?
( В.Ю. Драгунский )
- Какова идея этого рассказа? Что хотел сказать автор этим рассказом?
(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; Дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной.)
- Хорошо. Молодцы.

X. Домашнее задание.

- Ребята, дома подготовьте выразительное чтение этого рассказа. Ответьте на вопросы после него.
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



15