Программа внеурочной деятельности Олимпиады, конкурсы, викторины 2 класс


Рассмотрено на заседании МО
учителей начальных классов
Руководитель: Е.И. ЧиркоПротокол № 1
от 29.08.2013г. Согласовано:
Методический Совет
Председатель МС:
М.Г. Сайдалиева
Протокол №1 от 30.08.2013г. Утверждаю:
Директор МБОУ «Гимназия» №1:
Э.В. Игошин
Приказ № 411
от 31.08.2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОУ «Подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам»
2 «В» КЛАСС
на 2013 – 2014 учебный год
СОСТАВИЛА:
Литвинцева Людмила Владимировна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
город Нижневартовск 2013г.

ДОУ «Подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам»
Пояснительная записка
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Задачи:1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности;
2) развитие различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.Построение занятий.Данные занятия создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Все задания условно можно разбить на несколько групп:– задания на развитие внимания;– задания на развитие памяти;– задания на совершенствование воображения;– задания на развитие логического мышления;
- задания на развитие речи;
- задания на развитие кругозораОбще-учебные умения, навыки и способы деятельности курсаПознавательный аспектФормирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.Формирование и развитие обще-учебных умений и навыков.Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.Развивающий аспектРазвитие речи.Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.Развитие сенсорной сферы.Развитие двигательной сферы.Воспитывающий аспектВоспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).Основные принципы распределения материала:1) принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются;2) увеличение объема материала;3) наращивание темпа выполнения заданий;4) смена разных видов деятельности.Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курсаЛичностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить им.- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Метапредметные результататы:Регулятивные УУД:- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.- Учиться работать по предложенному учителем плану.- Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД:- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).Коммуникативные УУД:- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).- Слушать и понимать речь других.- Читать и пересказывать текст.- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).Предметными результами курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;- выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы;- классифицировать явления, предметы;- определять последовательность событий;- судить о противоположных явлениях;- давать определения тем или иным понятиям;-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями;- выявлять закономерности и проводить аналогии. Контроль и оценка планируемых результатов.В основу изучения занятий положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.Первый уровень результатов— приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.Развитие памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.Развитие внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Сроки реализации:
Сентябрь 2013 – май 2014 года
Формы занятий:
1.Беседа.
2.Математический лабиринт.
3.Путешествие.
4.Конкурс.
5.Игры.
6.Поиск.
7.Блицопрос.
8.Сочинение загадок.
9. Проект
Режим занятий
Пять раз в неделю - по 40 минут.
Год – 170 часов
Предполагаемые результаты:
- повышение интеллектуального уровня учащихся;
- участие в школьных и городских олимпиадах, в международных конкурсах;
- повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.
Используемая литература:
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
10. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
11. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
12. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 13. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство
“АРГО”, 1996
14. Ресурсы сети интернет.
Календарно – тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
план факт
1 четверть 45 часов
Пифагор и его школа. Выполнение заданий тренажёра 1 2-6.09 Логические загадки. 1 Литературные герои в ребусах. 1 Подготовка к конкурсу стихов «Осень» 1 Практикум «Подумай и реши». Тестовые задания 1 Пословица недаром молвится. 1 9-13.09 Решение олимпиадных заданий. 1 Подготовка к викторине по стихам С. Михалкова 1 Рисуем по клеточкам ракету. 1 Подготовка к викторине по рассказам Н.Носова. 1 Решение олимпиадных заданий. 1 16-20.09 Решение олимпиадных заданий. 1 Решение олимпиадных заданий. 1 Построение математических цепочек. 1 Рисуем по клеточкам рыбку. 1 Крылатые слова и выражения. 1 23-27.09 Удивительные млекопитающие. 1 Забавные пернатые друзья. 1 Изучаем планеты и звёзды. 1 Задачи в стихотворной форме 1 Графические диктанты 1 30.09-4.10 Знакомство с космонавтами 1 Литературные герои в ребусах. 1 Составление сказок по теме «Корень» 1 Решение заданий конкурса «Русский медвежонок» 1 Решение заданий конкурса «Русский медвежонок» 1 7-11.10 Решение заданий конкурса «Русский медвежонок» 1 Решение заданий конкурса «Русский медвежонок» 1 Игра «занимательные квадраты» 1 Танграм 1 Поучимся разгадывать шарады. 1 14-18.10 Занимательные диктанты 1 Фразеологизмы. 1 Упражнения, игры, задачи. 1 Занимательная геометрия.
1 Графические диктанты 1 21-25.10 Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией. 1 Орфографическая эстафета 1 Занимательные диктанты 1 Орфографическая эстафета 1 Упражнения, игры, задачи. 1 28.10-1.11 Занимательные диктанты 1 Поучимся разгадывать шарады. 1 Занимательные диктанты 1 Орфографическая эстафета 1 2 четверть 35 часов
1 Крылатые слова и выражения. 1 11-15.11 2 Занимательные диктанты 1 3 Метаграммы 1 4 Орфографическая эстафета 1 5 Занимательная геометрия.
1 6 Литературные герои в ребусах. 1 18-22.11 7 Занимательная геометрия.
1 8 Танграм 1 9 Геометрия вокруг нас 1 10 Кроссворды - тесты. 1 11 Геометрия вокруг нас 1 25-29.11 12 Занимательные рифмованные задачи.
1 13 Нестандартные задачи. 1 14 Построение « математических» пирамид 1 15 Геометрия вокруг нас 1 16 Занимательные рифмованные задачи.
1 2-6.12 17 Поисковые задачи.
1 18 Метаграммы 1 19 Составные задачи.
1 20 Построение « математических» пирамид 1 21 Поисковые задачи.
1 9-13.12 22 Занимательные рифмованные задачи.
1 23 Кроссворды - тесты. 1 24 Построение « математических» пирамид 1 25 Поисковые задачи.
1 26 Составные задачи.
1 16-20.12 27 Устный счёт с использованием материала по экологии.
1 28 Где живет Дед Мороз 1 29 Танграм 1 30 Дед Морозы разных стран 1 31 Графические диктанты 1 23-27.12 32 Магический квадрат.
1 33 Составные задачи.
1 34 Крылатые слова и выражения. 1 35 Решение олимпиадных заданий. 1 3 четверть 50 часов
1 Метаграммы 1 13-17.01.14 2 Решение олимпиадных заданий. 1 3 Решение олимпиадных заданий. 1 4 Путешествие точки 1 5 Решение олимпиадных заданий. 1 6 Фразеологизмы. 1 20-24.01 7 Игра «занимательные квадраты» 1 8 Решение олимпиадных заданий. 1 9 Задачи в стихотворной форме 1 10 Магический квадрат.
1 11 Решение заданий конкурса «Кенгуру». 1 27-31.01 12 Решение заданий конкурса «Кенгуру». 1 13 Поучимся разгадывать шарады. 1 14 Повтори фигуру.
1 15 Отгадывание зашифрованных слов 1 16 Решение заданий конкурса «Кенгуру». 1 3-7.02 17 Магический квадрат.
1 18 Фразеологизмы. 1 19 Задачи – смекалки 1 20 Путешествие линейки 1 21 Путешествие капельки 1 10-14.02 22 Подготовка к проекту по теме «Вода» 1 23 Крылатые слова и выражения. 1 24 Путешествие линейки 1 25 Игра «занимательные квадраты» 1 26 Решение заданий конкурса «Кенгуру». 1 17-21.02 27 Нестандартные задачи. 1 28 Задачи со спичками 1 29 Построение « математических» пирамид 1 30 Задачи на сообразительность.
1 31 Загадка, загадка, открой свою тайну. 1 24-28.02 32 Решение заданий конкурса «Кенгуру». 1 33 Задачи на сообразительность.
1 34 Отгадывание зашифрованных слов 1 35 Изучаем свойства воздуха 1 36 Подготовка к проекту по теме «Воздух» 1 3-7.03 37 Танграм 1 38 Задачи в картинках. 1 39 Решение заданий конкурса «Кенгуру». 1 40 Решение заданий конкурса «Кенгуру». 1 41 Построение математических цепочек 1 10-14.03 42 Читаем сказки Пушкина 1 43 Иллюстрируем сказки Пушкина 1 44 Построение математических цепочек 1 45 Упражнения, игры, задачи. 1 46 Построение « математических» пирамид 1 17-21.03 47 Кроссводы о животных 1 48 Кроссворды о растениях 1 49 Читаем рассказы Драгунского1 50 Читаем рассказы Драгунского1 4 четверть 40 часов
1 Составление задач со сведениями краеведения.
1 31.03-4.04 2 Кроссворды - тесты. 1 3 Задачи в картинках. 1 4 Составление математических ребусов 1 5 Игра «занимательные квадраты» 1 6 Решение экологических задач 1 7-11.04 7 Экологическая викторина 1 8 Весёлые задачи. 1 9 Отгадывание зашифрованных слов 1 10 Составление задач со сведениями краеведения.
1 11 Задачи в картинках. 1 14-18.04 12 Построение математических цепочек 1 13 Танграм 1 14 Составление задач со сведениями краеведения.
1 15 Загадка, загадка, открой свою тайну. 1 16 Растения нашей Родины 1 21-25.04 17 Растения нашей Родины 1 18 Устный счёт с использованием материала по экологии. 1 19 Составление математических ребусов 1 20 Весёлые задачи. 1 21 Читаем рассказы и стихи о Великой Отечественной войне 1 28.04-2.05 22 Читаем рассказы и стихи о Великой Отечественной войне 1 23 Игра «занимательные квадраты» 1 24 Составление математических ребусов 1 25 Лабиринты.
1 26 Нахождение одинаковых рисунков.
1 5-9.05 27 Животные нашей Родины 1 28 Составление кроссворда о животных 1 29 Нестандартные задачи. 1 30 Нахождение одинаковых рисунков.
1 31 Лабиринты.
1 12-16.05 32 Нахождение одинаковых рисунков.
1 33 Игра «занимательные квадраты» 1 34 Летний калейдоскоп 1