Формирование УУД на уроках английского языка средствами технологии проблемного обучения


Групповая форма работы на этапе закрепления  материала в  5 классе.
В современном обществе знание иностранного языка – это неотъемлемая часть хорошего образования и престижной работы.  Знание – это, прежде всего, понимание и умение общаться на языке. Основу знаний каждый ученик получает в школе и, возможно, именно здесь он впервые  пробует свои силы в общении на  новом языке. Поэтому одна из важных задач учителя  иностранного языка  - это обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации  коммуникативной деятельности учащегося.
Иноязычное общение или коммуникация – это сложный и трудоемкий процесс. При обучении иностранному языку важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, а чтобы сделать общение интересным необходима мотивация. В современной литературе мотивация определяется как «совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей». И. А. Зимняя называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности:  будь то труд, общение или познание. Мотивация способствует развитию творческих способностей и  личного потенциала детей.                                                                                 Важно понимать, что мотивация речевого поведения неотделима от эмоциональных факторов. В структуре мотивации  учения ведущим компонентом в формировании мотивации у школьников с разной успешностью обучения является эмоциональная реакция на учебную деятельность. Школьник испытывает чувство гордости и удовлетворения, если его любой вклад в образовательный         процесс приветствуется. Мотивация – это не только «стимулятор научения, но также и результат восприятия обучающимся эффективности собственного учения. Если обучающийся думает, что он делает что – то хорошо, то он с большим энтузиазмом отнесется к своему учению, чем в случае, когда он думает, что делает что – то плохо». «Эмоциональное  благополучие» ребенка зависит также от одобрения и признания его со стороны сверстников.  Данное «благополучие», на мой взгляд, может обеспечить групповая форма работы и это не единственное преимущество.
  Групповая форма работы имеет много плюсов в поддержании мотивации, а также способствует активизации коммуникативной деятельности учащихся.  
При групповой работе создается благоприятная для учения положительная атмосфера в классе (нет страха перед учебной неудачей, не знаешь сам – помогут одноклассники), возрастает уверенность учащегося.
Преодолевается стеснительность или скованность некоторых учеников, в тесном сотрудничестве легче высказать свое мнение, чем перед всем классом или попросить помощи. Это способствует коммуникативной и познавательной мотивации, учиться в целом.
При групповой форме работы роль  учителя не сводится только к сообщению информации – он становится помощником, а ученик становится  речевым  партнером. Так осуществляется личностно – ориентированный подход.
Групповая работа способствует самостоятельной работе по накоплению знаний в процессе собственной активности. Каждый сам конструирует и строит свои знания.
Возможность привлечь всех учащихся в учебный процесс, обеспечивает  речевое взаимодействие, необходимое для формирования и активизации коммуникативных навыков.
Развивается  творческая самостоятельность и чувство ответственности (результат зависит от всех).
Работа в группе помогает сплотить коллектив, способствует кооперации и сотрудничеству.
При групповой форме работы  ученики учатся слушать до конца других, поддерживать или опровергать  их мнение, оспаривать его, высказывать и аргументировать свое, задавать вопросы, что способствует активизации коммуникативной деятельности на уроке.
           Таким образом, групповую форму работы можно использовать на разных этапах обучения, но, на мой взгляд, данная работа будет наиболее эффективна на этапе закрепления полученного материала. В ходе группового взаимодействия на уроке  - закреплении знаний у учащихся развиваются следующие умения:
умение слушать, аргументировать, делать выводы и обобщать сказанное.
Использование лексического перифраза, замена сложных грамматических конструкций на простые, активизация лексики по заданной теме, использование справочного материала.
Теперь приведем несколько возможных примеров заданий в группах для детей 5 классов.
Каждый ученик в команде получает кусочек текста, который нужно прочитать, пересказать другим в группе. Восстановить весь текст в правильном порядке, придумать название, объяснить его другой группе.
a. The poor men grew very thin and weak. They were beginning to lose all hope of life, when great flocks of penguins came to the beach. Now the sailors could get a lot of penguin eggs which were good to eat. So the penguins saved their lives. The penguins stayed for about three months; when their young ones could swim, they all disappeared one night in the direction of the south.
b. Far out in the Atlantic Ocean, about midway between Africa and South America and over a thousand miles from the land, there is a group of three small islands.
c. Sometime after a ship landed there, and the sailors left the island. They told many interesting things about penguins.
d. For six months the sailors lived very well. They killed many seals and hunted wild pigs and goats. Then a sad accident happened: there was a terrible storm in the sea and their ship sank with all their meat and guns. Now they were shut up in that little island. Winter was coming on, and they had very little food to eat.
e. Two sailors, who knew and liked this peaceful place, decided to live there for some time. There were very many seals there, and they could catch and kill them for food. They built a hut near the shore, where there was a beautiful waterfall of sweet spring water. They could climb up high hills where there were wild pigs and goats.
Каждая команда получает диалог, одному участнику – одна реплика. Составить диалог из данных фраз, прочитать по ролям.
Put these sentences in a logical order to make the correct dialog.
T. Yes? Can I help you?
S. Thank you.
S. Excuse me.
T. It means ‘good’
S. Yes, please. I’ve got a problem.
S. I don’t understand this word.
T. This one
S. Yes. What does it mean?
T. What problem? F. Good afternoon! Come here young man.
S. Hi, dad!
S. I have a good mark.
S. Why? What’s the matter?
F. Can I see your report card?
F. What mark did you get on your test?
S. Oh, daddy! Please, take it easy!
S. Oh, dear! Here you are.
F. I see. I t is ‘fail’
Составить рассказ по картинкам, расположив их в хронологическом порядке, используя время Past Simple/ Past Continuous или любые другие времена необходимые для повторения.
Каждая группа получает таблицу и набор фраз или названий, которые необходимо вписать. Можно дать заполнить всю таблицу каждой группе, можно дать одной группе один столбик, другой группе – другой. Потом сверить, высказать согласие или несогласие, обсудить.
Fill the table with the phrases below «How a good and a bad student talks».
This is a good student. This is a bad student.
Hurray! I’ve a got a ‘five’ Here are the phrases
Oh, I’ve forgotten my textbook again.
Can I go to the blackboard?
How do you say ’’имя’’?
Hey, teacher! How do you pronounce your name?
Can I give him a hand please?
Can I answer the question?
Mind this rule, please.
Hurray! I’ve got a ‘five’ for the test.
I’m late. Can I come in?
Sorry, I don’t understand.
Can I see your report card?
I can spell my name and surname.
Can I sit here? I can’t see the blackboard well.
I don’t speak English.
Группа получает ряд слов – помощников (наречия времени). Составить по 2 верных предложения с использованием наречий времени и  по 2 неверных. Каждая группа читает свои примеры, другие отвечают, аргументировав свой ответ, верны или нет примеры,  также называют грамматическое время в предложении.
Every day, Sometimes, Seldom, Usually, Often, Always, Every week, Now, At the moment, At the weekend, This week, Yesterday, Last month, Never, Tomorrow, Today, Next week, Already, Yet, Just, Ever.
Данные виды заданий можно применять в разных темах, как лексических, так и грамматических, расширить и дополнить.
Таким образом, групповая форма работы на этапе закрепления в 5 классе способствует
Созданию положительной мотивации  в обучении иностранному языку.
Реализации принципа активности в обучении.
Развитию творческих способностей через  сотрудничество с другими детьми.
Повышению коммуникативной деятельности учеников на уроке.
Список литературы.
Верещагина И.Н., Афанасьева О. В. «Английский язык»  IV класс. -  М. Просвещение, 2010.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.:НПО «МОДЭК», 2001.
«Иностранные языки в школе» журнал №9,10 2011.
David Seymour & Maria Popova «700 Classroom Activities». – MACMILLAN, 2005.